«Формирование культуры поведения в социальной жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

 

Воспитание культуры поведения в социальной жизни у детей дошкольного возраста – одна из актуальных и сложнейших проблем. Для воспитания культуры поведения ФГОС ДО предусматривает такие условия, как позитивный настрой, пример взрослых, создание для развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки, связь с семьей [3]. Культура поведения в социальной жизни - это набор правил, стереотипов и норм поведения, в которых выражаются моральные и этические принципы человека; устойчивые формы повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности, которая тесно связана с нравственными чувствами и представлениями, которые позволяют достигнуть личности некоторой гармонии, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений [4].

Основной вид деятельности дошкольников игра. Через игровую деятельность происходит интенсивное развитие основ культуры поведения в социальной жизни у детей дошкольного возраста, в которые интегрированы ценности культуры: добро, красота, истина, взаимопонимание. Исследователи И.А. Каирова , С.В. Петерина, З.К. Хачирова выделяют игровую деятельность наиболее эффективные методы формирования культуры поведения в социальной жизни у детей дошкольного возраста [1, 2, 3].

Игровая деятельность дошкольника является источником формирования социального сознания ребенка, культуры поведения в социальной жизни и возможности развития коммуникативных умений. Игровая деятельность дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творческий подход в нестандартных жизненных ситуациях, заставляет решать разнообразные задачи, возникающие по ходу «живого» сюжета игры. Именно в игровой деятельности отражается мир социальных отношений, мир внутреннего «Я» человека и преодолевается неуверенность, зажатость, скованность [1].

Игровая деятельность формирует следующие компоненты культуры поведения в социальной жизни у детей дошкольного возраста: знания о правилах и нормах культурного поведения в социальной среде, знание нравственных норм в социальном обществе, правильное оценивание поведения сверстникам и взрослым, отзывчивость, доброту, радость за других, побуждение к активным социальным действиям (помочь, внимание, порадовать) [2].

Таким образом, в процессе игровой деятельности осуществляется широкий круг задач формирование культуры поведения в социальной жизни у детей дошкольного возраста, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения, то есть игровая деятельность становится тем пространством, которое устанавливает равновесие в формировании культуры поведения дошкольника.

 

Список литературы:

  1. Каирова, И.А. Процесс воспитания культуры поведения дошкольников. [Текст] / И.А. Каирова - М.: Владос, 2012. - 167 с.
  2. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. [Текст] / С.В. Петерина – М.: АСТ, 2015.- 135 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34898)) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_118580/ (дата обращения 22.12.2017)
  4. Хачирова З.К., Каракотова С.А. Формирование у дошкольников культуры поведения [ Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16854 (дата обращения 22.12.2017)


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы Образовательная область: познавательное развитие ФЭМП. Вид деятельности: познавательно-исследовательская. Форма проведения: игра-путешествие. Цель: закрепить знания, умения и навыки детей...

Досуг для младшей разновозрастной группы посвященный 23 февраля и 8…

Досуг для младшей разновозрастной группы посвященный 23 февраля и 8 Марта «Февромарт» (Звучит веселая музыка, дети заходят в зал.) Ведущая: Всем добрый...

Лепбук «Осень»

Лепбук «Осень» Аннотация к лепбуку «Осень» Мир природы уникален. У природы нет плохой погоды. Вчерашние ценности перестали существовать, но менее важные вещи...

Читайте также

Дидактическая игра «Народные промыслы»

Дидактическая игра «Народные промыслы» Дидактическая игра «Народные промыслы» направлена на культурное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В занимательной игровой форме дошкольники знакомятся с...

Сказочный театр ритмической гимнастики

Сказочный театр ритмической гимнастики На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще...

Литературная гостиная

Литературная гостиная Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы педагогов и родителей. Они должны стать сотрудниками...