Формирование у старших дошкольников осознанной потребности в физических упражнениях и соблюдении элементарных «правил здоровой жизни»

 

Осознанная потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Как привлечь внимание детей к выполнению физических упражнений? Чаще дети предпочитают реализовать свои потребности в движении неосознанно совершая различные движения: бегают по группе, качаются на стуле, ползают, прыгают. С одной стороны, потребности в движении необходимо удовлетворять, с другой стороны – это может служить опасностью для других детей группы. Поэтому с детей старшего возраста необходимо учить использовать свою энергию с определенной целью реализуя интересы и желания детей.

Интересно, как представляют работу воспитателя дети и их родители?

Приветствует, разговаривает, зарядка, усаживает за стол (завтрак), вырезают фигурки, рисуют, играют, репитируют, усаживает за стол (обед), тихий час, рассказывает сказку, детки проснулись воспитательница помогает им одеваться, усаживает за стол (полдник), идут одеваться (на улицу играть), прогулка на улице (воспитательница следит за детками).

Представлена выдержка из интернета, что делает воспитатель с детьми. Так оно и есть, но каждая минута пребывания в детском саду воспитывает, развивает и образовывает ребенка. Как наилучшим образом обеспечить условия для оптимального целостного развития каждого ребенка? Фундамент для успешного развития

- это здоровье, физические возможности организма;

- положительный эмоциональный настрой.

Как обеспечить социальную ситуацию развития, способствующую хорошему настроению, оптимизму, желанию активно действовать, исследовать возможности окружающего мира и своего организма в том числе.

Цель работы этого года: поиск эффективных педагогических приемов, позволяющих вызвать у детей потребность в физических упражнениях, соблюдение элементарных «правил жизни» и получать эмоциональное удовольствие от того чем ребенок занимается.

Осанка, плоскостопие, гигиена, режим дня т.е. (состояние организма) в большей мере отражает внутренний мир человека, его самочувствие, настроение и даже – характер. Известно, что когда человек здоров, бодро настроен, энергичен и решителен, он – внешне преображается - подтягивается, распрямляет плечи. Смотрит прямо, потягивает живот.

Поэтому пока я на работе я должна помнить – что настроение моих детей зависит в первую очередь от меня, пока они находятся в саду, а дети должны понимать, что правила здоровой жизни помогут им ощутить себя успешными.

Изучив Профессиональный стандарт педагога: я осознала, как важно

  • быть примером;
  • заряжать энергией;
  • как общаться;
  • быть активным;
  • веселым, креативным;
  • создавать положительные эмоции;
  • заинтересовывать;
  • создавать и выявлять ситуации успеха;

и тогда дети в саду будут:

  • следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму;
  • научится рационально питаться;
  • соблюдать советы гигиены, сформировать ответственное гигиеническое поведение;
  • уважать физическую культуру, заниматься спортом;
  • негативно относится к вредным привычкам;
  • научится управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими.

Представлю приемы здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности, которые были весьма эффективны в моей работе с детьми.

В основу моего опыта здоровьесозидающей деятельности положены приемы:

  • педагогической поддержки детей в процессе совместной и самостоятельной деятельности,
  • установление связей между положительными эмоциями и чувствами мышечного напряжения, как силы, красоты и здоровья своего тела.
  • приемы поддержки детской инициативы и создание ситуации успеха для каждого ребенка, в зависимости от его потребностей и физических возможностей.

Где и когда я использую эти педагогические приемы? В течение всего времени пребывания детей в детском саду, но суть этих приемов не в принуждении ребенка и не в сообщении информации о здоровом образе жизни. В процессе совместной образовательной деятельности с детьми на занятиях, в режимных моментах я предлагаю детям образец, культурный опыт реализации потребности в движении. Например, показываю мой комплекс упражнений, новое интересное упражнение, которое я где-то увидела, новую игру и т.д. Если чувствую, что есть интерес детей, начинаю его развивать, предлагаю детям или принимаю их предложения по организации полосы препятствий, эстафеты, игры с движениями или мастер-класса.

Для развития и поддержания детского интереса использую мотивирующие средства здоровьесозидающей деятельности:

  • Музыка способствует проявлению внимания и интереса, подсказывает характер движений, поднимает настроение, жизненный тонус. Под музыку различные упражнения выполняются ритмично, пластично, выразительно.
  • Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, которые помогают ребенку осознать потребности, чувства, ощущения, желания. Схемы, символы, модели “рождаются” на глазах детей в ходе режимных моментов в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.
  • Презентация. В процессе обращения к презентации ребенок получает массу положительных эмоций, открывает для себя новое.
  • Эстафеты пока с помощью родителей, потому что мы еще средняя группа- помогают детям почувствовать себя командой, открыть необходимость физических тренировок для общего результата. В процессе проведения таких игр-эстафет дети помогают менять атрибуты, элементарные схемы - ощущая свою успешность в организации деятельности.

Интерес детей помогает осознать детям цель деятельности. Например, педагоги отмечают, что у наших воспитанников очень слабый мышечный корсет. Это в первую очередь следствие недостатка различных движений, образа жизни современных «компьютерных» детей. Но многие дети не ощущают, что им не хватает движение, некоторым ребятам, наоборот, не усидеть на месте. Но и тем и другим мы, педагоги, можем помочь осознать потребность в осознанных движениях. Начинаю свою работу с ходьбы по массажным дорожкам. Массажные дорожки оказывают массажное воздействие на стопы. На стопах размещается множество активных точек, стимуляция которых положительно влияет на работу систем и органов тела, что способствует правильной осанке и формированию стопы. После ходьбы обращаю внимания на новые ощущения в стопах. Обычно детям эти ощущения приятны и хочется снова повторить ходьбу, чтобы ощутить тепло в ногах, покалывание и т.д. Так рождается потребность. Проговаривая свои ощущения, происходит их осознание. Так потребность превращается в осознанную потребность и ребенок уже без напоминания взрослого самостоятельно выполняет упражнения.

На этом этапе организую показательные мини выступления для друзей в группе, мастер-классы. Мы к ним готовимся: разучиваем комплексы, учимся объяснять, составляем схемы и они становятся настоящим успешным событием в жизни детей (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, объяснение новому ребенку или кто долго отсутствовал например: алгоритмы: одевания, мытья рук, экскурсия по центрам).

Так здоровьесозидающая деятельность становится культурной практикой в нашей группе, т.е. тем, что ребенок делает сам, по собственной инициативе.

Культурная практика – это разнообразные виды самостоятельной деятельности, основанные на текущих и перспективных интересах личности.

Так ребенок становится активным участником жизненного процесса, чувствует свою успешность. Показатели успешности: активность, самостоятельность, инициативность, свобода, ответственность, умение ставить цель и делать выбор.

Образовательный процесс в группе питает культурную практику, она не может возникнуть сама по себе. Для того чтобы дети начали действовать самостоятельно, например, выполнять утреннюю гимнастику, используя новый комплекс на укрепление мышц спины, необходимо задействовать память, культурный опыт и культурные умения.

Опыт моей работы этого года свидетельствует, что приобретения культурного опыта здоровьесозидающей деятельности может происходить в течение всего дня. Важно значения имеет мотивация детей и структура речи педагога (фразы, ободряющая интонация) представлено в памятке №1

Что меня радует? Дети сами напоминают об утренней гимнастике, о корригирующей гимнастике, родители активно участвуют в проведении совместных досугов на воздухе, созданы страницы в портфолио: «моя рука», моя нога». Положено начало использованию такой формы проведения культурных практик как мастер-класс: Пока я использовала эту форму с детьми старших групп, но, ощущая ее результативность, готова начать реализацию в новом году со своими детьми.

В этом году мастер-класс я представила на районном конкурсе педагогического мастерства «Ижорский лебедь». Данный опыт был для меня успешен и сейчас готовлюсь к участию в городском конкурсе «Учитель здоровья России – 2018» в номинации «Воспитатель здоровья».

Мне еще предстоит пройти это испытание, по завершению которого я себя обязательно награжу…… (что хочется, о чем мечтается). То есть чтобы ощутить завершение и отметить это. Вся моя семья с нетерпением ждет завершения, поэтому мы решили отметить это событие на стадионе, посетить матч «Зенита».

А в новом учебном году продолжу отработку технологии детских мастер-классов здоровьесозидающей направленности, создание новых страниц в портфолио на тему: «Что мне дают занятия спортом». Планирую обратить внимания на тех детей, которые не посещают детский сад по причине болезни, использовать дистанционные формы обучения и взаимодействия с семьями таких детей. Хочется, чтобы и часто болеющие дети почувствовали свою успешность и значимость. Приглашаю заинтересовавшихся этой темой педагогов к сотрудничеству.

Памятка 1. Приемы поддержки интереса детей к здоровьесозидающей деятельности

Режимный момент Цель, или чего можно достигнуть Мотивирующие средства Фразы, обороты речи
Прием накопление положительного – эмоционального опыта. картинки, настольные, дидактические игры, пооперационные карты для составления рассказа, общение, ситуативное общение:
- Как добрался до д/с?
- Время года, как поменялась одежда?  
- Здравствуйте, я рада видеть тебя
-Давай сегодня в группу:
«полетим как листочек к другим детям-листочкам» или
«залететь в группу как снежинка» под музыку.
Утренняя гимнастика оздоровительная по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, бодрость, заряд энергий на день, положительные эмоции и радостное ощущение, улучшает работу координационных механизмов музыка, мультимедииное видео, под слова в музыке, тактильно (с предметом) -Давайте по очереди показывать упражнение
- Превратимся в котят, мышат.
- Выполняем зарядку сегодня под
слова в песни, под видеоролик
Мытье рук, дежурство Понятие что “Чистота – залог здоровья”.
закаливание, мытье ног в летний период
алгоритм, чтение и заучивание потешек, ТРИЗ –игры, беседы и просмотр мультфильмов про грязнуль и микробов - Моем чисто, чисто что б не как у трубочиста
- Мыло появилось еще в 8 веке до нашей эры….
- Кто такие микробы? (проблемные вопросы)
Прием пищи:
  • завтрак
  • второй завтрак
  • обед
  • полдник
обучение здоровому образу жизни, сбалансированное и рациональное питание в детском саду – это основа для гармоничного развития ребёнка в современных условиях, навыки в самообслуживание наглядные пособия, беседы о пользе еды, подборка мултфильмов, сделать альбом «Вкусные рецепты», сервировка стола - Не хочешь пить кофе, зря это же шоколадка (перевоплощение)
- Польза апельсина, витамин С (польза и вред)
- Сервировка зачем? (проблемные вопросы)
- Научи друга справа сидеть за столом, держать прибор…
СОД формирование личности, формирование ценностного отношения к здоровью, психологический настрой, эмоции гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, малоподвижная игра, самомассаж, физкультминутки - А ты сможешь провести гимнастику для пальц, которую мы учили («мастер-класс»)
- Куда девается мусор, каким воздухом мы дышим?
- Придумай гимнастику для глаз?
Прогулка
  • одевание
  • раздевание
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет:
  • на обмен веществ,
  • способствует повышению аппетита,
  • повышению выносливости
  • устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Закаливание
работа в парах, подгруппах, в группе, подвижные, хороводные игры, индивид. работа, правила поведения на разные темы:
- С незнакомыми людьми
- С природой
- Катание на….
практические упражнения на «Самый аккуратный шкаф», алгоритм одевания, этюды одевания….
чтение худ. литературы
трудовая деятельность
- Посмотрите на облака, на что они похожи (наблюдение)
- Давай поиграем «Было – стало», превратимся в ловких, быстрых (подвижные и дидактические игры)
- Будем с тобой как птица аист стоять на одной ноге (инд.работа)
- Надо поработать физически – Кто готов? (труд)
Сон возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа. слушание аудио сказок, проветривание (закаливание), бодрящая гимнастика, - Если ты не будешь спать тебе не приснится «Весна»…
Пробуждение или Корригирующая гимнастика после сна устраняет сонливость и вялость после пробуждения;
улучшает настроение и самочувствие;
повышает умственную и физическую работоспособность;
улучшает работу сердца и лёгких, снабжающих органы кислородом и питательными веществами;
босохождение, дыхательная гимнастика, ходьба по дорожкам, препятствия, гимнастика для глаз, самомассаж, релаксация - Улыбнулись, подтянулись, обняли себя и еще раз улыбнулись
-Конкурс на самую заправленную кровать…
-Придумай препятствие для ножек.
-Ты готов провести дыхательную гимнастику
Музыкальное /физкультурное Сохранение физическое и психическое здоровье, обучение физическим упражнениям музыка, подвижные и малоподвижные игры, обучение бегу, ходьбе, пальчиковая гимнастика - Ты готов взять на себя роль ведущего, солиста,играть на муз. инструментах.
-Ты сегодня проверяешь у всех ли одета форма или чешки (безопасная обувь.)
Индивидуальная работа стимулирование двигательной активности Игры для мелкой и крупной моторики, задания на логику. (индивидуально) - А сможешь мне из этих кубиков сделать подарок
- Помоги мне я запуталась, что идет дальше…
- Повтори за мной, а потом я за тобой
- А сможем мы с тобой придумать конец к сказке, где наш герой стал сильным и ловким….
Вечер представления об элементарных правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека; о вредных привычках, приводящих к болезням; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также как их предупредить, например, это опасные предметы дома и многое
другое
беседы и разговоры по интересам, активный отдых (досуг, мероприятие, развлечение на свежем воздухе), проблемно-игровые ситуации в с/р играх:
- Как доехать?
- Если потерялся
Примеры из жизненного опыта
До свидания, завтра ждем вас снова
-Будем рады видеть вас. Приходите завтра
-Расскажи про свои успехи, порадуй своих близких
Мастер-классинструмент реализации потребностей и интересов детей эмоциональный успех перед «зрителями», осознанная потребность, самообучение и взаимообучение, самореализация,
значимость для окружающих, повышение самооценки
Общение по интересам детей, выявление сильных сторон. Помощь в подготовке (схемы, музыка, пошаговый план) -Если, хочешь надо сделать.
- Сложного нет, не бойся мы с тобой
- Ты профессионал в этом….


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей…

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра» Цель: Развитие...

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников…

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения родной...

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной»

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной» Цель: Ознакомление воспитателей с вариативными техниками рисования мыльными пузырями и крупой. Повысить желание поделиться...

Читайте также

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца»

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца» Раса – род, племя; исторически сложившаяся группа людей, имеющие сходные, передаваемые по наследству внешние...

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу…

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу себя я сам» Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни. Образовательные...