Причины детского дорожно-транспортного травматизма, роль семьи в профилактике детского травматизма

 

Детский дорожно-транспортный травматизм – явление, которое с каждым днем растет в пугающих масштабах. В первую очередь это связано с возрастанием общего числа ДТП, но ничуть не менее важно и то, что детям представляется крайне мало информации о правилах поведения на дорогах.

Еще недавно практически полностью отсутствовали внятные учебные пособия и методические материалы, призванные познакомить детей с правилами дорожного движения. Также статистика показывает низкий уровень обучения ребенка этим навыкам в кругу семьи.

Детский сад и школа призваны давать знания, но без существенной помощи со стороны родственников полноценное обучение невозможно. Именно они прививают маленькому члену семью первичные правила поведения на дороге, ведь при первом же выходе пешком из дома малыша ждет немало опасностей.

К сожалению, большой процент ДТП случается и с обученными детьми, в которых старательно вкладывали все необходимые знания. Не все ребята ответственно подходят к выполнению жизненно важных правил. Это связано и с возрастными особенностям детей, и с врожденными чертами характера.

Эффективное обучение ПДД в кругу семьи обязательно включает в себя следующие пункты:

  • наглядность;
  • последовательность;
  • систематичность.

А вот формы могут быть самыми разными. Они зависят от возраста, характера и способностей конкретного ребенка.

Травмы на дороге чаще всего случаются с детьми, обладающими таким физическими и психологическими особенностями, как:

  • незрелость нервной системы;
  • быстро формирование и исчезание условных рефлексов;
  • неумение правильно оценивать происходящее вокруг;
  • двигательная активность, преобладающая над инстинктом самосохранения;
  • желание подражать взрослым, которые сами не всегда ведут себя правильно;
  • специфическая реакция на проезжающую машину (например, паника)

и многие другие.

Независимо от этого, взрослые должны помнить свою главную цель: сформировать у ребенка устойчивое понимание логики ПДД и их рефлекторное выполнение.

Более 60% всех ДТП с участием детей происходит из-за неумения ребят предвидеть скрытую угрозу. Чтобы справиться с такой проблемой, простых разговоров недостаточно. Необходимо наглядным образом вырабатывать привычки, ежедневно практикуясь.

Памятка родителям, понимающим важность обучения правилам дорожного движения:

  1. Начиная с 3 или 4 лет, малыш может отличить неподвижный автомобиль от едущего. Но тормозной путь еще за гранью его понимания – по его убеждению, машина способна остановиться моментально.
  2. В 6 лет боковое зрение ребенка еще недостаточно развито – по сравнению со взрослыми всего на 2⁄3. Кроме того, он не понимает разницы в скорости между спорткаром и велосипедом (только теоретически). Шестилетний ребенок еще не научился грамотно распределять свое внимание, выделять более важное из менее важного. Если по проезжей части катится мячик, он займет все его мысли.
  3. В 7 лет прогресс уже налицо. Человек может уверенно отличить правую полосу дороги от левой.

Список важных рекомендаций для родителей

Выходя из дома, сразу же обратите внимание ребенка на то, возможно ли движение транспорта возле подъезда. Если рядом стоят автомобили, растут кусты или деревья, учите соблюдать осторожность и не выбегать в зону движения автомобилей, не убедившись в их отсутствии.

Двигаясь по тротуару, идите только по правой его стороне; взрослый человек должен находиться именно со стороны проезжей части, ребенок – ближе к центру тротуара. Непременно крепко держитесь за руки.

Идя по тротуару, показывайте ребенку возможные выезды транспорта из дворов или со стоянок.

Всегда предостерегайте ребенка от выбрасывания посторонних предметов на проезжую часть – мусор, камни. Также не разрешайте повреждать знаки дорожного движения. Объясните опасность этих действий.

Никогда не ходите по проезжей части, подавая такой пример детям, за исключением перехода по пешеходной зоне; не возите по обочине санки или коляску.

Если осуществляется движение нескольких ребят, проследите, чтобы они шли парами и выполняли все без исключения указания ответственного взрослого.

Перед началом перехода проезжей части:

  • остановитесь или замедлитесь, внимательно осмотритесь, привлеките к этим действиям и ребенка;
  • проговаривайте все свои действия, от поворота головы до пропускания машин;
  • учите малыша различать движущиеся транспортные средства между собой;
  • не стойте вплотную к краю тротуара;
  • видя машину, которая поворачивает, укажите ребенку на сигнал поворотников и/или жесты водителя;
  • познакомьте ребенка с понятием инерции, покажите ему, что автомобиль останавливается не мгновенно;
  • пользуйтесь пешеходными переходами, не приучайте ребенка переходить дорогу где попало, то же относится и к сигналам светофора;
  • старайтесь не разговаривать во время перехода дороги, а сосредоточиться на этом процессе;
  • идите размеренно, не бегите и не торопитесь – неважно, если на другой стороне вас ждет папа или бабушка;
  • всегда идите на полшага впереди ребенка, чтобы полностью контролировать ситуацию;
  • к общественному транспорту подходите только после полной остановки его движения, а также не залезайте в него за секунду до отправления;
  • дошкольник и ученик начальных классов может сидеть в машине только на заднем сидение и с использованием специальных удерживающих устройств, не поддавайтесь на желание ребенка поехать впереди;
  • из машины всегда первым выходит родитель, а только потом помогает выйти малышу;
  • никогда не оставляйте ребенка в машине одного;
  • на велосипеде можно перевозить лишь одного ребенка в возрасте до семи лет, и при наличии специального сиденья и подножек.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Народные промыслы»

Дидактическая игра «Народные промыслы» Дидактическая игра «Народные промыслы» направлена на культурное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В занимательной игровой форме дошкольники знакомятся с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе «Ромашка» «Приключения в компьютерном классе» ...

Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир»…

Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир» для дошкольников подготовительной группы «Добро и зло в нашей жизни...

Читайте также

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей в…

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей в логопедической группе «Сказочное путешествие» Тема: «Сказка к нам приходит» Цель: Развитие речи старших дошкольников...