Работа, приносящая радость

 

«Профессий много есть на свете,

Но лучше и милей лишь та,

В которой каждый день смеются дети,

Могу я жить лишь только их любя,

Воспитатель - скорее призванье,

Не профессия это моя».

Леонова Л. Л.

«Экспериментальная деятельность в ДОУ»

Здравствуйте, меня зовут Леонова Людмила Леонидовна. Работаю воспитателем в дошкольном образовательном учреждении д/с «Елочка» пос. Вахтан, Нижегородской области, имею первую квалификационную категорию.

В течение последних 3 лет своей педагогической деятельности я занимаюсь организацией исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности с детьми.

Началось всё с того, что в процессе своей работы все чаще стала замечать, с каким интересом дети воспринимают предложение поиграть камушками, рассмотреть что-то через лупу, взвесить различные материалы, проявляют огромный интерес к наблюдениям на прогулках.

Исследовательская деятельность как нельзя лучше формирует потребность в знаниях через развитие познавательного интереса и является важным и эффективным средством в удовлетворении детской любознательности.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. В процессе эксперимента, помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Меня очень заинтересовала работа по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, и я решила саморазвиваться по данной теме и обучать детей в этом направлении. В этой работе опиралась на основные принципы и методы в педагогике. Мной была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А., Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой и др.

На основании изученной литературы в 2014 году мной был разработан методический материал на тему « Исследовательская деятельность, как метод развития познавательной активности детей».

Эффективность осуществления методической разработки подтвердилась результативностью, проведенная диагностика с детьми по «Методическим рекомендациям к изучению уровня сформированности познавательных интересов» авторов Н.О. Березиной, И.А.Бурлаковой, показала, что уровень познавательной активности и уровень самостоятельности детей в подготовительной группе значительно повысился. Я понимала, что работу с детьми в этом направлении нужно обязательно продолжать. Продолжать или начинать? Эти вопросы я задавала себе, понимая, что нужно начинать работу по познавательному экспериментированию с детьми младшего возраста и продолжать на протяжении всего дошкольного детства путем использования в работе современных технологий, методов и приемов, а также интеграции опытов и экспериментов во все виды детской деятельности.

В 2016 году я разработала модифицированную программу кружковой работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по формированию основ познания окружающего мира и развитию познавательной активности «Почемучки». Являясь руководителем кружка, я активно вела работу в этом направлении. В 2017-18 учебном году продолжила её с детьми старшей и подготовительной групп.

В ходе опытов и экспериментов дети знакомятся с различными свойствами веществ: мягкость, твёрдость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п. Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, обогащаются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Из рассказов и бесед с ребятами видно, что элементарные знания о физических свойствах предметов окружающего мира, о Солнечной системе и основных космических явлениях у них пополняются. А ведь это так увлекательно!

Дети - прирожденные исследователи, с большим интересом они проводят опыты и эксперименты, пытаясь узнать для себя новое. А как мне нравится наблюдать за ними, играть, видеть их эмоции! Ведь в процесс экспериментирования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного, столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос, на который в конечном итоге ребенок сам найдет ответ – это и будет ЭВРИКА! Ребенок сам для себя сделает открытие!

В своей работе стараюсь использовать разные формы экспериментально-исследовательской деятельности: наблюдения, эксперименты, проблемные ситуации, комплексные и интегрированные занятия, беседы.

Также в своей работе широко применяю метод проектной деятельности, который позволяет мне связать образовательную деятельность с жизнью. Процесс реализации проектов также способствует формированию у детей навыков исследовательской деятельности, они становятся активными и самостоятельными. Именно в проекте идеально воплощаются педагогические задачи, запросы родителей и желания детей.

Заинтересованные опытами и экспериментами мои маленькие исследователи ждут с нетерпением, когда же снова мы вместе будем делать открытия и о своей жизни в детском саду, конечно, рассказывают мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Большинство родителей участвуют в жизни нашего детского сада, помогают в пополнении уголка экспериментирования, занимаются шитьем необходимых атрибутов для маленьких исследователей.

Я стараюсь создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками образовательного процесса. Для решения такой задачи ищу новые пути сотрудничества с семьями воспитанников. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию.

В работе с родителями также имеют место творческие мастерские, практикумы по экспериментированию, один из них провела по просьбе родителей в подготовительной группе.

С помощью релаксации «экспериментаторы» переместились на остров «Детства», где все играют, экспериментируют и проводят опыты. С большим интересом родители дошкольников играли, осуществляя опыты и эксперименты, творчеству не было предела. Как дети, взрослые радовались собственным открытиям.

экспериментаторы

Семинар-практикум на тему «Детское экспериментирование – ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» с педагогами нашего учреждения, в ходе которого поделилась с коллегами опытом своей работы, тоже прошел с большим успехом. Поэкспериментировать желали все. В непринужденной обстановке, с большим позитивом воспитатели делали свои открытия.

экспериментаторы

экспериментаторы

экспериментаторы

Вот такой увлекательной, интересной, необходимой и важной работой, которая повышает мой профессиональный рост, обеспечивает партнерские отношения с детьми, родителями, коллегами по работе, что очень важно для меня, я занимаюсь в процессе своей педагогической деятельности.

Экспериментируйте, делитесь своим опытом! И у вас будет много друзей!

В заключении - цитата китайской пословицы: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму!»



Новые публикации

Партнёрские отношения педагога с семьёй

Партнёрские отношения педагога с семьёй Воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом...

Дидактическая игра «Что где растет»

Дидактическая игра «Что где растет» Дидактическая игра «Что где растет» подойдет детям 3-4 летнего возраста. Данная игра направлена на развитие внимания...

Лэпбук «Лесные животные весной»

Лэпбук «Лесные животные весной» В природе со сменой сезонов происходят изменения в мире растений и животных. Весной вся природа оживает -...

Читайте также

План реализации проектной деятельности «Наши друзья - птицы» по образовательной…

План реализации проектной деятельности «Наши друзья - птицы» по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Актуальность проблемы: Во время занятий, наблюдений, бесед, рассматривания альбомов было...

Конспект игры-занятия по развитию речи в младшей группе «Подбери перышко»

Конспект игры-занятия по развитию речи в младшей группе «Подбери перышко»   Введение в новое знание. 1. Сравнительный анализ по дифференцированным признакам. 2. Называть цвета, рассматривать...

Конспект физкультурного занятия в комбинированной группе. Тема: «Мышата»

Конспект физкультурного занятия в комбинированной группеТема: «Мышата»   Цели: Воспитания здорового, гармонично развитого, физически стойкого и психически уравновешенного ребенка. Задачи: упражнять в различных видах...


Комментарии

  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...





В блогах

Глоссарий по дошкольному образованию

  Адаптированная образовательная программа  – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Амплификация  – обогащение детского развития...

Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка»

Sample Image

МАДОУ «Детский сад № 441 «Кузнечик» г. Нижний Новгород Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка» Подготовили воспитатели второй младшей группы №6 Морина Е.В. Смирнова Г.С. Цель: приобщать детей к русскими народному фольклору через ознакомление с русскими...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство