Работа, приносящая радость
«Профессий много есть на свете,
Но лучше и милей лишь та,
В которой каждый день смеются дети,
Могу я жить лишь только их любя,
Воспитатель - скорее призванье,
Не профессия это моя».
Леонова Л. Л.
«Экспериментальная деятельность в ДОУ»
Здравствуйте, меня зовут Леонова Людмила Леонидовна. Работаю воспитателем в дошкольном образовательном учреждении д/с «Елочка» пос. Вахтан, Нижегородской области, имею первую квалификационную категорию.
В течение последних 3 лет своей педагогической деятельности я занимаюсь организацией исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности с детьми.
Началось всё с того, что в процессе своей работы все чаще стала замечать, с каким интересом дети воспринимают предложение поиграть камушками, рассмотреть что-то через лупу, взвесить различные материалы, проявляют огромный интерес к наблюдениям на прогулках.
Исследовательская деятельность как нельзя лучше формирует потребность в знаниях через развитие познавательного интереса и является важным и эффективным средством в удовлетворении детской любознательности.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. В процессе эксперимента, помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Меня очень заинтересовала работа по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, и я решила саморазвиваться по данной теме и обучать детей в этом направлении. В этой работе опиралась на основные принципы и методы в педагогике. Мной была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А., Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой и др.
На основании изученной литературы в 2014 году мной был разработан методический материал на тему « Исследовательская деятельность, как метод развития познавательной активности детей».
Эффективность осуществления методической разработки подтвердилась результативностью, проведенная диагностика с детьми по «Методическим рекомендациям к изучению уровня сформированности познавательных интересов» авторов Н.О. Березиной, И.А.Бурлаковой, показала, что уровень познавательной активности и уровень самостоятельности детей в подготовительной группе значительно повысился. Я понимала, что работу с детьми в этом направлении нужно обязательно продолжать. Продолжать или начинать? Эти вопросы я задавала себе, понимая, что нужно начинать работу по познавательному экспериментированию с детьми младшего возраста и продолжать на протяжении всего дошкольного детства путем использования в работе современных технологий, методов и приемов, а также интеграции опытов и экспериментов во все виды детской деятельности.
В 2016 году я разработала модифицированную программу кружковой работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по формированию основ познания окружающего мира и развитию познавательной активности «Почемучки». Являясь руководителем кружка, я активно вела работу в этом направлении. В 2017-18 учебном году продолжила её с детьми старшей и подготовительной групп.
В ходе опытов и экспериментов дети знакомятся с различными свойствами веществ: мягкость, твёрдость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п. Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, обогащаются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Из рассказов и бесед с ребятами видно, что элементарные знания о физических свойствах предметов окружающего мира, о Солнечной системе и основных космических явлениях у них пополняются. А ведь это так увлекательно!
Дети - прирожденные исследователи, с большим интересом они проводят опыты и эксперименты, пытаясь узнать для себя новое. А как мне нравится наблюдать за ними, играть, видеть их эмоции! Ведь в процесс экспериментирования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного, столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос, на который в конечном итоге ребенок сам найдет ответ – это и будет ЭВРИКА! Ребенок сам для себя сделает открытие!
В своей работе стараюсь использовать разные формы экспериментально-исследовательской деятельности: наблюдения, эксперименты, проблемные ситуации, комплексные и интегрированные занятия, беседы.
Также в своей работе широко применяю метод проектной деятельности, который позволяет мне связать образовательную деятельность с жизнью. Процесс реализации проектов также способствует формированию у детей навыков исследовательской деятельности, они становятся активными и самостоятельными. Именно в проекте идеально воплощаются педагогические задачи, запросы родителей и желания детей.
Заинтересованные опытами и экспериментами мои маленькие исследователи ждут с нетерпением, когда же снова мы вместе будем делать открытия и о своей жизни в детском саду, конечно, рассказывают мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Большинство родителей участвуют в жизни нашего детского сада, помогают в пополнении уголка экспериментирования, занимаются шитьем необходимых атрибутов для маленьких исследователей.
Я стараюсь создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками образовательного процесса. Для решения такой задачи ищу новые пути сотрудничества с семьями воспитанников. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию.
В работе с родителями также имеют место творческие мастерские, практикумы по экспериментированию, один из них провела по просьбе родителей в подготовительной группе.
С помощью релаксации «экспериментаторы» переместились на остров «Детства», где все играют, экспериментируют и проводят опыты. С большим интересом родители дошкольников играли, осуществляя опыты и эксперименты, творчеству не было предела. Как дети, взрослые радовались собственным открытиям.
Семинар-практикум на тему «Детское экспериментирование – ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» с педагогами нашего учреждения, в ходе которого поделилась с коллегами опытом своей работы, тоже прошел с большим успехом. Поэкспериментировать желали все. В непринужденной обстановке, с большим позитивом воспитатели делали свои открытия.
Вот такой увлекательной, интересной, необходимой и важной работой, которая повышает мой профессиональный рост, обеспечивает партнерские отношения с детьми, родителями, коллегами по работе, что очень важно для меня, я занимаюсь в процессе своей педагогической деятельности.
Экспериментируйте, делитесь своим опытом! И у вас будет много друзей!
В заключении - цитата китайской пословицы: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму!»
Читайте также |
---|
Фрагмент комплексно-тематического плана на тему «Загадочный космос» в средней группе
Фрагмент комплексно-тематического плана на тему «Загадочный космос» в средней группе Актуальность. Интерес к космосу возникает у детей с ранних лет. Сначала они рассматривают...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей…
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий» Задачи: Образовательные: Расширять представление о профессиях...
Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений
Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...