Нравственное воспитание детей дошкольного возраста и современность

 

В нашем современном мире, когда стремительно развиваются наука и техника, нельзя забывать о нравственном воспитании. Ведь всем известно, что нравственность – одно из важнейших свойств человеческой личности, необходимое условие всякой общественной жизни. Важное значение для нравственного воспитания личности имеет формирование и развитие ее духовных потребностей в труде, в творчестве, в красоте, в общении. На основе потребностей и интересов создается целый мир чувств. Воспитание любых чувств должно включать в себя и формирование нравственных компонентов. [1]

Содержание нравственного воспитания включает в себя формирование нравственных качеств: дружеские взаимоотношения со сверстниками, уважение к людям старшего возраста, умение отзываться на радость и горе людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, воспитание начал ответственности.

Всем, без исключения, известна пословица «Что посеешь, то и пожнешь». Что взрослый человек заложит в душу маленького человечка в настоящее время, то он и увидит в будущем в поступках и суждениях ребенка в тех или иных ситуациях. Поэтому в дошкольном возрасте усвоение социальных норм проходит легче, чем в более старшем возрасте.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. [2] Основы личности начинают закладываться уже в детском саду, т.е. в дошкольном возрасте. Всем известно, что дошкольный возраст характеризуется эмоционально-чувственным восприятием действительности, что содействует нравственному воспитанию. А нравственное воспитание детей, в свою очередь, способствует правильному формированию мировоззрения, семейных ценностей и гражданской позиции, чему сейчас уделяют большое внимание.

Как считают Тахавиева Р.Р. и Гордеева В.Ф., главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека. [5]

Говоря о нравственном воспитании, хотелось бы вспомнить слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он считал: «Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. [3] Все новое и интересное ребенок в этом возрасте, в большей степени, познает через игру. Игра – не только удовольствие и радость для ребенка. Ведь играя, он приобретает новые навыки и умения, знания. Ребенок усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознает смысл своих и чужих действий, переживаний проблем. [4] Поэтому, работая с детьми, особенно с детьми дошкольного возраста, необходимо обращаться к душе ребенка, а это создает основу для формирования нравственных качеств человека при его взрослении.

 

Библиографический список.

  1. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., С.5.
  2. Мулько И.Ф. Этика для детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – С. 3.
  3. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1989. – С. 3.
  4. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 14.
  5. Тахавиева Р.Р. Нравственное воспитание дошкольников в современных условиях с учетом ФГОС [Текст] / Р.Р. Тахавиева, В.Ф. Гордеева // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы IV Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары): ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 113-115. – ISBN 978-5-906626-68-4.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием…

Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием метода моделирования Обучающие задачи: • обогащать словарь детей названиями сельскохозяйственных профессий; • упражнять...

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это...

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет (Экскурсии в банки с. Месягутово, сюжетно-ролевая игра «Банк») Введение В современном мире существует...

Читайте также

Дидактическая игра «Народные промыслы»

Дидактическая игра «Народные промыслы» Дидактическая игра «Народные промыслы» направлена на культурное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В занимательной игровой форме дошкольники знакомятся с...

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли…

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли на Новый Год к ребятам» Атрибуты: ёлочка, гирлянда, ширма, игрушки бибабо...

Дидактическая игра «Чей листок?»

Дидактическая игра «Чей листок?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Чей листок?» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена на развитие памяти...