Фитбол - необходимый предмет на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Средствами решения этих вопросов являются: закаливающие мероприятия, оздоровительные мероприятия, познавательные занятия и др. формы организации двигательной деятельности детей. Двигательная активность детей в детском саду обеспечивается в виде физкультурных и занятий в зале и в бассейне, утренней гимнастики на свежем воздухе (в тёплый период года) и в помещении, проведение подвижных и спортивных игр, спортивных праздников, дней здоровья и т. д.

В.П. Стрельцов и Т.А. Банникова (2003) отмечают, что традиционные формы и методы физического воспитания дошкольников до сих пор не ориентированы на профилактику отклонений от нормы и не способствуют активному предотвращений функциональных нарушений, хронических заболеваний и достижению полноценного физического развития и подготовленности детей. В основу содержания физкультурной тренировки дошкольников они включают традиционные средства и методы физического воспитания дошкольников, современные инновационные средства и методы физического воспитания, компоненты технологии спортивной тренировки.

Для решения всех вопросов и поставленных задач традиционных форм и методов работы по физическому развитию недостаточно, поэтому я использую в своей работе новую эффективную технологию. К одним из современных инновационных средств физического воспитания относится фитбол – гимнастика. Фитбол, в переводе с английского, означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях. Упражнения на мячах уникальны по своему воздействию на организм занимающегося и вместе с тем вызывают большой интерес, как у детей так и у взрослых. Они обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. При выполнении упражнений на больших гимнастических мячах важно обратить внимание на правильную посадку детей. Ребёнок должен сидеть посередине, в центре мяча, спина прямая, голова чуть-чуть приподнята, руки на поясе, ноги упираются в пол всей ступнёй, ступни параллельны друг другу или немного разведены в стороны, голень ноги не соприкасается с мячом, между голенью и бедром должен быть прямой угол. После того как дети научились правильно сидеть на больших мячах, можно приступить к выполнению упражнений.

Предлагаем несколько упражнений на гимнастических мячах.

1. «Пружинка» - ребёнок, сидя на мяче, делает пружинистые движения.

2. «Лошадки» - пружинка с выпрямлением рук вперёд и пощёлкиванием языком.

3. «Бокс» - имитация движений рук при боксе.

4. «Хлопки» - руками над головой, сначала выполняем в медленном темпе, затем в быстром темпе.

5. «Юла» - переступая ногами, поворачиваться вокруг своей оси попеременно то в одну, то в другую ст

6. «Рыбка» - лёжа на мяче на животе, делается упор разведёнными руками и ногами о пол, голова опущена в низ, затем руки и голова одновременно поднимаются.

7. «Помашем хвостиком» - руки согнуты в локтях, чуть-чуть отведены в стороны, пальцы сжаты кулак. Вращательные движения тазом из стороны в сторону («виляем хвостиком»).

8. «Паук» - и. п.: лёжа на мяче на животе, руки и ноги прямые, расставлены в стороны. Раскачивание вперёд, назад, без отрыва рук и ног от пола, голова при этом движется вверх-вниз.

(М. А. РУНОВА 2000 г.)

Вибрационное воздействие мяча на организм занимающегося имеет обезболивающее действие, активизирует регенеративные процессы, поэтому применяется при реабилитации после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Вибрация благоприятно воздействует на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки. Также она способствует лучшему оттоку лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, оказывает стимулирующее воздействие на функцию коры надпочечников, функцию желудка, печени, активизирует обмен веществ, улучшает работу сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем организма (А.А.ПОТАПЧУК и М.Д. ДИДУР 2001г.).

Упражнения на мячах для увеличения подвижности позвоночника и суставов.

1. И. п. – сидя на фитболе, руки в замок за спиной. Поднять руки вверх до максимально возможного уровня. Спина прямая.

2. И. п. – сидя на полу, ноги в стороны, руки на фитболе. Откатить и прикатить фитбол вперёд-назад.

3. И. п. сидя на фитболе, правая рука через теменную часть головы фиксирована на левой височной области. Наклонить правой рукой голову вправо, спина прямая. Повторить тоже с левой рукой.

4. И. п. – лёжа на спине на фитболе. Тянуть руки в стороны вверх, ноги в упоре на полу.

5. И. п. – лёжа на спине на фитболе, руки за головой. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, стопы на полу.

6. И. п. – сидя на фитболе, глубокий наклон вперёд. Руками обхватить находящийся между ногами фитбол.

7. И. п. сидя на фитболе, одна нога согнута в коленном суставе, лежит на другой ноге. Наклон вперёд, руки в упоре на мяче сзади.

8. И. п. – сидя на фитболе, одна нога в упоре на пятке. Тянуться к одной, затем к другой ноге.

Упражнения сидя на мяче тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают положительный эмоциональный фон занятий. По своим свойствам мяч многофункционален и в комплексах упражнений программного материала может использоваться как предмет, тренажер, опора и т. Д. Благодаря этому на занятиях фитбол - аэробикой можно комплексно решать несколько задач. Например, одновременно содействовать развитию двигательных способностей, способствовать профилактике нарушений осанки, развивать функцию равновесия, а так же музыкальность и танцевальность. Практически, это единственный вид аэробики, где при выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.

Упражнения на мячах доступны всем, независимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом и другими заболеваниями.

При занятиях фитбол-аэробикой сердечно - сосудистая система организма работает в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других аэробных тренировках.

Новое нетрадиционное оборудование позволяет проводить профилактику и коррекцию отклонений в здоровье детей в игровой форме. В пособии - «Оздоровление детей в условиях детского сада» под редакцией Л. В. Кочетковой, представлены интересные комплексы упражнений. Мяч создает хорошую амортизацию, и поэтому во время динамических упражнений на нем осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе.

Занимаясь фитбол-аэробикой, дети меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости и удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.

На кафедре гимнастики РГПУ им. А.И Герцена разработана Е.Г.Сайкиной и С.В.Кузьминой оздоровительно-развивающая программа по фитбол-аэробике «Танцы на мячах» для работы с детьми дошкольного и младщего школьного возраста (6-10 лет), рассчитанная на три года обучения.

Эта программа является ориентиром для составления авторских программ и создаёт условия для творчества педагога. Учитывая специфику нашего детского сада компенсирующего вида, были подобраны и составлены комплексы упражнений, которые позволяют нам заниматься со всеми детьми нашего учреждения и соответствуют требованиям к уровню подготовленности занимающихся детей, и созданы условия для обучения.

У детей в возрасте с 2-3 лет и с 3-4 лет проходит общение с фитболом в игровой форме. С детьми в возрасте с 4-5 лет кроме игр идёт ознакомление со свойствами мяча; с техникой посадки, лежанием на мяче и выполнением комплексов ОРУ как без музыки, так и с музыкальным сопровождением в облегчённом варианте. ( Много интересных игр и занятий для этого возраста представлено в Учебно – методическом пособии «Игры, занятия и упражнения с мячами» Т.С. Овчинникова, О. В. Чёрная, Л. Б. Баряева). Дети старшего дошкольного возраста обучаются по программе «Танцы на мячах». В наше время фитбол является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития детей. Занятия фитбол –г имнастикой оказывают на ребёнка благотворное психологическое воздействие, вызывают положительные эмоции. А так как дети нашего детского сада компенсирующего вида, нуждаются в коррекции осанки и плоскостопия, то фитбол и занятия на нём стали для нас актуальной темой.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сборник экспериментов «Знай-ка»

Сборник экспериментов «Знай-ка»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!»

Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!» Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге. Задачи: -...

Читайте также

Выпускной вечер в детском саду

Выпускной вечер в детском саду Звучит музыка. Выход детей. Парный танец. В конце танца дети расходятся в две линии, стоят напротив...

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в…

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ «Игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учёба...

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Художественный проект на тему «Золотая осень»