Значимость подвижной игры для личностного и физического развития ребёнка

Введение.

Вырастить ребенка здоровым. Сколько сил, стараний прикладываем мы, взрослые, для достижения этой цели. А ведь ребенок может сам себе помочь в этом. Испокон веков дети неосознанно лепили свое здоровье сами, играя свои детские подвижные игры. И формировали при этом не только физическое, но и психическое, социальное здоровье.

Именно поэтому, говоря о валеологическом воспитании нового поколения, нам необходимо обернуться к наследию старого - поговорить о детской подвижной игре.

Значимость подвижной игры для личностного и физического развития ребенка.

"...Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни", - так определил в свое время ценность подвижной игры П.Ф. Лесгафт, подвижник физической культуры и основоположник системы физического воспитания в России. Он говорил: "Игра составляет самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем, эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия". И наибольший эмоциональный потенциал несут в себе игры подвижные. Они дают ощущение свободы! "Удовольствие - это свобода телодвижения от брони мышечного напряжения", - так определил источник двигательной радости в подвижной игре Лоуэн. И скорее всего, именно это двигательное и эмоциональное раскрепощение создает благодатную почву для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.

Подвижная игра является творческой деятельностью, а это одно из условий развития культуры человека. Для нее характерно нравственно-ценное содержание. Игры воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, выдержку, инициативу. А сколько вариативных возможностей дают подвижные игры в области физического развития детей.

Буквально все основные виды движений (и бег, и прыжки, лазание, метание и др.) включаются в детскую игру, любое двигательное действие может ими обыграться и, незаметно и естественно дав растущему организму нагрузку, органично лечь еще одним кирпичиком в фундамент здорового роста и гармоничного развития ребенка. И неслучайно среди новых современных программ по физическому воспитанию дошкольников все чаще мелькает мысль о необходимости уделения большего внимания подвижной игре как основному средству развития основных физических качеств.

В ряде подвижных игр есть правила, которые развивают процессы торможения в коре головного мозга, что очень важно для установления равновесия и скоординированной подвижности нервных процессов. Динамика выравнивания процессов возбуждения и торможения ведет к психологическому оздоровлению и комфорту дошкольника.

Или, например, игры с мячом. Фребель писал: "Почти все, в чем нуждается ребенок, дает ему мяч. Он играет большую роль в развитии координации, разработке мышц кисти, а, следовательно, и в совершенствовании нервных процессов в коре головного мозга". По данным Лоуэна отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечного напряжения, вызывает удовольствие.

Что же касается игр, игровых заданий с внезапными произвольными остановками, Г. Гюрджиев называл их школой гармоничного развития: "Упражнения, требующие по сигналу команде остановить движение, сохраняя при этом выражение лица, напряжение мускулов тела, дают возможность чувствовать свое тело в таких положениях, которые непривычны и неестественны для него и, таким образом, расширить индивидуальный набор "штампа движений". Если человек намеренно принимает позу, связанную с чувствами печали и уныния, то вскоре он действительно почувствует их. То есть связь эмоциональной, интеллектуальной и двигательной функций налицо. В новой же, необычной позе (после "стоп" - команды) ребенок становится способным думать, чувствовать, знать себя по-новому. Разрушается круг старого автоматизма.

А наши бабушкины "Жмурки"! Играя в них, ребенок совершенствует свои анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции, идет развитие сенсорного опыта.

И, кроме того, подвижная игра (как и игра любая) является средством развития социальной сферы ребенка, благополучие которой - один из определяющих моментов современного понятия "здоровый человек".

Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками по разделу "Подвижные игры" является значимой и необходимой. Тем более, что вопросы всестороннего воспитания, гармоничного развития подрастающего поколения, предупреждения заболеваемости становятся в наши дни все более актуальными.

Методика возрастного подбора п/игр для дошкольников.

Психофизические особенности каждой возрастной группы дошкольников обязательно накладывают отпечаток на двигательную деятельность детей определенного возраста. И при подборе подвижных игр мы обязательно должны их учитывать.

Итак, младший возраст.

- кругозор невелик, мышление конкретное, внимание неустойчивое. Следовательно:

- сюжет должен быть прост (летают птицы и - "домой", автомобили ездят и - в "гараж", листочки кружатся и приземляются);

- в более сложных играх применяются не более двух ролей;

- в игре задействованы только не образы и явления, которые дети непосредственно видят;

- игровые задания только конкретные (подбежать под зонтик, убежать от собачки, найти что-то).

Далее:

- движения просты (Ходьба, бег, прыжки с передвижением на двух, перешагивания и т.п.);

- выполнение фронтальное;

- отсутствует элемент соревнования, т.к. детей этого возраста интересует не результат, а только сам процесс.

Правила предельно просты - выполнить действие только после сюжетного сигнала.

Средний возраст.

- расширяется представление об окружающем мире.

Следовательно, можно:

- включать те образы и явления, которые дети непосредственно не видят, но которые им хорошо известны по рассказам, картинкам и т.д. ("Охотники и обезьяны");

- более активно применять распределение ролей между детьми ("Гуси-лебеди" - гуси, пастух, волк);

- использовать хоровой текст, окончание которого дает сигнал к действию;

- движения подчинены сознанию: можно применять задания, требующие выдержки;

- движения более скоординированы: включаются метания, прыжки через препятствия, бег на скорость.

Усложняются правила: вводится ограничение действий (убегать в определенном направлении, пойманные отходят в сторону, требуется более четкое их соблюдение)

Старший возраст.

- обогащаются представления об окружающем мире: увеличивается доля несюжетных игр, к тому же развивается неконкретное мышление;

- развиваются процессы торможения: используются игры, в правилах которых предусмотрены проявления выдержки, внимания, наблюдательности;

- лучше владеют движениями: можно использовать игровой момент, когда от точности, качества зависит "спасение" команды; игры становятся координационно более сложными; проявляется интерес в результате.

В связи с последним активно в двигательную жизнь входят эстафеты, но следует помнить о том, что:

1. Качество и быстрота завершения эстафеты во многом зависит от хорошей передачи эстафетного предмета, а это не всегда возможно. Появляется дополнительный источник возможного разочарования - победа не по проявлению физических качеств.

2. Вызывают большое возбуждение, требуют большого напряжения внимания, которого некоторые дошкольники еще не выдерживают. В результате ошибки и при выполнении и при передаче.

3. Провоцируют негативное отношение к менее ловким детям, проигрыш снижает самооценку.

И чтобы нивелировать эти отрицательные моменты, необходима большая разъяснительная, воспитательная работа. Считаю вполне разумным уменьшение доли игр-эстафет, тем более что в последнее время встречаются программы физического оздоровления детей, вообще исключающие подобные соревнования.

Подвижные же игры такого отрицательного воздействия на психику ребенка не несут, следовательно, будет только лучше, если предпочтение в физкультурно-оздоровительной работе сада (организация двигательного досуга детей) будет отдано им.




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эссе «Я педагог!»

Эссе «Я педагог!» …Блаженствую на солнышке В обнимку с милым детством, И чую, счастьем полнится Российское наследство. Г.В. Скрипкин. Как в современном мире оставаться позитивным, добрым...

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому…

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому развитию детей раннего возраста «Театр - это волшебный мир, он дает...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Коммуникация" «Про…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Коммуникация" «Про любимого котёнка» Интеграция: «Социализация», «Познание». Образовательные задачи: - связная речь: умение составлять рассказ вместе...

Читайте также

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя»

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя» Цель: привлечь внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира своих детей через совместное общение;...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у…

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у Королевы Природы» с применением ТРИЗ-технологии Цель: обобщить знания о живой и неживой...

Интерактивное многофункциональное дидактическое пособие «Говоруша» как средство речевого развития детей…

Интерактивное многофункциональное дидактическое пособие «Говоруша» как средство речевого развития детей дошкольного возраста Речевое развитие является одним из главных компонентов дошкольного образования...