Воспитание гуманных отношений у дошкольников средствами творческой сюжетно-ролевой игры

 

Вопросы нравственного воспитания волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в современном социуме отмечается нравственное обнищание, когда на смену идеалам добра и взаимопонимания приходят жестокость и равнодушие.

Как же победить такую сложную социальную ситуацию в нашем обществе? В первую очередь нужно обращать внимание на воспитание и развитие эмоционально-нравственной сферы личности. Составляющей нравственности являются гуманные отношения, которые правомерно рассматривать как основу эмоционально-нравственной культуры.

Проблема воспитания гуманных отношений личности решалась во все времена на теоретическом и практическом уровнях.

Наиболее последовательно проблема воспитания гуманных отношений решается в христианстве, где основой учения стало противопоставление двух полюсов — добра и зла. Философ Древней Греции Платон раскрывал социально-теоретические аспекты воспитания гуманности у детей, подчеркивал необходимость организации воздействия взрослых на сознание, чувства, поведение детей, общения их между собой и со взрослыми в целях формирования личности [15].

Воспитание гуманных отношений обеспечивается посредством реализации принципа природосообразности (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци), с опорой на личный опыт ученика (М. Монтессори, Д. Дьюи).

Анализ трудов русских педагогов позволяет констатировать важность воспитания таких качеств, как человечность, сопереживание, любовь (П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский).

Педагоги советского периода Е. В. Бондаревская, И. С. Марьенко, А. В. Мудрик рассматривали проблемы воспитания гуманных отношений с позиций единства воспитания и обучения.

Новый вклад в теорию и практику воспитания гуманности личности внесли учителя-новаторы, работающие на основе идей педагогического сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, Н. Е. Щуркова) и утверждающие личностно-ориентированный подход к формированию личности детей.

В толковых, педагогических, психологических словарях не выделено конкретно понятие «гуманные отношения», но в понятиях «отношения» и «гуманный» можно проследить мысли, относящиеся к этому определению.

Гуманность - человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека [16] .

Гуманность - обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи [12, с. 59].

В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «отношения» рассматривается в различных аспектах, в том числе указывается, что это связь между кем-нибудь, возникающая при общении, контактах (отношения между людьми, дружеские отношения…) [11, с.475].

«Отношения» рассматриваются как категория, характеризующая взаимосвязь элементов определенной системы. Отношения, проявляемые личностью, есть форма ее связи с окружающим миром, проявление присущих ей социальных качеств в определенных объективных условиях: природных, географических, общественно-исторических, демографических, национальных и т. д. Проявление личностью отношения всегда есть ее взаимодействие с теми или иными объектами реального мира, ибо из действий людей слагаются их отношения [14].

Исходя из анализа понятий гуманность и отношения, мы можем сказать, что гуманные отношения – это взаимное уважение человеческого достоинства, основанное на понимании эмоционального состояния другого человека и проявлении человеколюбия одной личности по отношению к другой.

Гуманные отношения строят люди, которым присущи соответствующие нравственные качества личности. Качества – совокупность свойств, особенностей личности, отличающих её от других и придающих ей определенность, то есть они характеризуют нравственную сторону человека. Нравственные качества личности в свою очередь формируются за счёт работы механизма эмоций и чувств.

На основании трудов учёных, мы выделили гуманные чувства, которые являются основой формирования гуманных межличностных отношений: доброта, сочувствие, сострадание, отзывчивость, жалость, чуткость, милосердие [5, 14].

Образовавшись, гуманное чувство не обособляется в структуре личности, а тесно связывается с другими гуманными чувствами, тем самым создавая предпосылки для процесса их дальнейшего развития и укрепления в структуре личности [5].

Воспитание гуманных отношений – это непрерывный процесс, который начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Воспитание гуманных отношений является важнейшей стороной формирования и развития личности [14].

Одним из средств воспитания гуманных отношений является игра.

Вопросами изучения игры занимались: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. Они рассматривали игру с точки зрения психологии. В педагогике большое внимание уделяли игре А. С. Макаренко, П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский, С. А. Шмаков. Они выделяли игру как эффективное воспитательное средство.

Л. И. Божович утверждал, что именно через игру, через образы, содержащиеся в искусстве, дети могу пережить, прочувствовать нравственные ценности, которые постепенно переходят в мотивационный строй его личности [2].

Игра рассматривается в педагогике как метод, форма, средство, стимул повышения эффективности образовательного процесса. В каком бы статусе ни вводилась игра – формы, средства или метода, - она всегда выполняет стимулирующие функции: активизирует эмоциональную сферу, познавательный интерес, мыслительную, творческую деятельность [22].

Существует большое разнообразие игр, но для воспитательной работы по формированию межличностных гуманных отношений более всего подходят модификации творческой сюжетно-роевой игры.

Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов. В игре существуют реальные отношения между играющими, которые, в отличие от ролевых, определяют избирательность выбора партнеров.

Центральный элемент игры, объединяющий все ее компоненты - роль, принимаемая на себя детьми. Ролевое поведение детей в игре, по утверждению Д. Б. Эльконина, является сложно организованным. В нем есть образец, который с одной стороны, ориентирует, а с другой - выступает эталоном для контроля. В нем есть выполнение действий по образцу и сравнение их с образцом, то есть контроль [20].

Исполняя роль, дети включается в систему общественных отношений, вступает как их носитель и творец [21]. Определяющим фактором в игре является то или иное содержание. Содержание вводится в игру через ее роль. Роль предполагает определенную систему действий, осуществляемых в условной ситуации или в воображаемом плане, что и является характерным свойством сюжетно-ролевой игры [18].

Именно поэтому для воспитания гуманных отношений более всего подходят творческие сюжетно-ролевые игры, разыгрывая различные роли, дети дошкольного возраста смогут прочувствовать и неоднократно пережить ситуации, связанные с проявлением гуманных отношений; что способствует переводу нравственных знаний на личностно-значимый уровень.

 

Литература.

  1. Амонашвили Ш. А. Основания педагогического сотрудничества. М.: Педагогика, 1989. С. 265 .
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. С. 464.
  3. Бондаревская Е. В. Педагогика. М.: Ростов-на-Дону, ТЦ Учитель, 1999. С. 375.
  4. Выготский JI. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-70.
  5. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. С. 73.
  6. Дьюи Д. Педагогика и психология мышления. Берлин, 1922. С.196.
  7. Ильин Е. Н. Путь к ученику. М.: Педагогика, 1988. С. 64 .
  8. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Петроград: Земля, 1915. С. 434 .
  9. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. С. 103 с.
  10. Мудрик А. В. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991. С. 80
  11. Ожегов, С.И. Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М, 2010. С. 874.
  12. Педагогический энциклопедический словарь./Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI. С. Глебов и др.ьМ.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 528 .
  13. Пестолоцци И. Г. Избранные педагогические произведения. В 3-х т./Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. т. 2. С. 563.
  14. Петрова В. И., Трофимова Н. М., Хомякова И. С., Стульник Т. Д Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007. – С.304 .
  15. Платон. Сочинения. В 3-х т./Под общей ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса/М.: Мысль, 1972. т.1. С. 623.
  16. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С.1600 .
  17. Ушинский К. Д. О воспитании нравственности. Собрание сочинений. М., 1947. С. 338.
  18. Шмаков, С.А., Безбородова, Н.Я. От игры к самовоспитанию М.: Новая школа, 1993. С. 76 .
  19. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1994 С. 87.
  20. Эльконин, Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 360 .
  21. Яновская, М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М.: Просвещение, 1974. С. 214.
  22. Яновская, М.Г. Эмоциональный фактор в процессе формирования интелегентности будущего специалиста. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. С. 79.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске»

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске» (Старший дошкольный возраст)

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно –…

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно – эстетическому творчеству в средней группе Цель: формирование навыков выполнения аппликации в...

Кружок дополнительного образования «Умелые ручки»

Кружок дополнительного образования «Умелые ручки» (Подготовка руки к письму)

Читайте также

Лэпбук «Безопасность в интернете»

Лэпбук «Безопасность в интернете» Цель: Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в «Интернете», выявить пользу или вред он приносит людям. Задачи: расширить представление...

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Новогодний утренник «Новогодний бал у Царя Гороха»

Новогодний утренник «Новогодний бал у Царя Гороха» Новый год — это время волшебства, улыбок и счастья. В этот праздник каждый может поверить в...