Влияние различных видов терапии искусством на эмоциональное развитие детей с ОВЗ
Аннотация: в статье рассматривается современный подход к рассмотрению и использованию различных видов терапии искусством для развития эмоциональной сферы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: терапия искусством, арт-терапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия.
В настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами в развитии. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день, является развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ. Как пишет в своих трудах, современный психолог Епанчинцева О.Ю. «Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития».
Безусловно, коррекционная работа с детьми ОВЗ требует поиска в применении эффективных способов решения данной проблемы. В последнее время всё более активно применяется терапия искусством (песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия) или как еще называют методы арт-терапии. Арт-терапия раскрывает главную цель - гармоническое развитие ребёнка, расширение его возможностей в различных сферах (игровая сфера, эмоциональная сфера, коммуникация), через искусство.
И так, каким же образом влияет терапия искусствами на эмоциональную сферу детей с ОВЗ? Какие методы лучше всего использовать для детей дошкольного возраста?
Песочная терапия. Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать себя, как эффективный метод психокоррекции у детей с ОВЗ. Так психолог Куракина Н.М. в своей книге «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», пишет: «В основу песочной терапии с детьми с ОВЗ положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга».
Достоинства и преимущества песочной терапии:
- Развитие грубой и мелкой моторики;
- Развитие речи;
- Обеспечение непосредственной игры, где нет никакого правильного или неправильного пути;
- Не имеет ограничений для использования с детьми разных возрастов и имеющих разный интеллектуальный статус.
Методы работы с песочной терапией в детском саду:
Для дошкольного учреждения, при использовании песочной терапии лучше всего подойдет игровой метод с песком. Данный метод не требует много индивидуальных занятий и в процессе помогает быстрее решить небольшие психологические проблемы ребёнка. Ребёнку предлагается роль ведущего, волшебника, который создает свою волшебную страну или сказку. Психолог активно играет вместе с ребёнком, предлагает различные проблемные ситуации. Ребёнок самостоятельно или совместно с психологом находит выходы из них. При выявлении определенной проблемы ребёнку предлагаются следующие темы: «Моя группа», «Моя семья», «Мой поход в зоопарк».
Сказкотерапия. Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве такие известные психологи, как: А.В. Гнездилов, И.В. Вачков, М. Осорина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие.
Достоинства и преимущества сказкотерапии:
- Развитие воображение ребёнка.
- Улучшение мыслительных способностей.
- Увеличение словарного запаса.
- Снятие психоэмоциональных зажимов.
- Формирование самооценки,
- Развитие навыков коммуникативности и контактности.
Методы работы со сказкотерапией в детском саду:
В детском саду сказка можетбыть как формой организации досуга и отработки в игре будущих социальных ролей (ролевые игры в сказках, инсценировки детских сказок на детских утренниках), так и частью учебного процесса в связи с подготовкой к школе. Например, при изобретении сказок ребенок активнее может быть вовлечен в обучение письму, чтению, навыкам художественного творчества и даже изобретательства (например, если в сказке нужно найти необычное применение привычному предмету).
Куклотерапия. Целью куклотерапии является помощь в ликвидации болезненных переживаний, укрепление психического здоровья, улучшение социальной адаптации.
В дошкольном воспитании отмечается, что ребёнок дошкольного возраста испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не понимает, как можно владеть способами нравственной деятельности, поэтому встаёт необходимость обучения этим способам.
Достоинства и преимущества куклотерапии:
- Обучение умению управлять своими эмоциями.
- Обучение самовыражению и приобретению важных социальных навыков.
- Позволяет снять нервно-психического напряжение.
- Регулирует психосоматические процессы.
- Повышает положительное психоэмоциональное состояние.
Методы работы куклотерапии в детском саду:
За основу коррекционных занятий с куклотерапией в дошкольном учреждении, используются программы таких психологов как: А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Медведева, Т.Л. Шишова.
В дошкольном учреждении работа с куклотерапией осуществляется следующим образом: организация выставок («Куклы своими руками», «К нам в гости пришла кукла», «Кукольный мир»). Проведение театрализованных кукольных представлений, создание собственного музея кукол. Со старшими детьми, возможно изготовление самодельных кукол. Самодельная кукла, которую можно в последствие использовать в игровой деятельности может помочь ребёнку рассказать какую-либо историю и сообщить о своих проблемах и переживаниях.
Музыкотерапия. Известно, что музыка используется не только как средство развлечения, которое заинтересовывает, доставляет удовольствие, но и как средство развития эмоциональной сферы человека. Музыка обогащает и окрашивает даже самые незначительные представления ребёнка об окружающем материальном и социальном мире. При использовании музыкотерапии как метода работы с детьми дошкольного возраста, следует изучить труды таких отечественных и зарубежных авторов: Г.Г. Декер-Фойгт, А. Рощин, А. Белко.
Достоинства и преимущества музыкотерапии:
- Развитие эмоциональной отзывчивости.
- Развитие и оценка уровня вербальной и невербальной эмоциональной выразительности.
- Развитие межличностного взаимодействия со сверстниками.
Методы работы музыкотерапии в детском саду:
Используя на занятиях различные музыкальные произведения необходимо обращать внимание на развитие у детей с ОВЗ их эмоциональной отзывчивости на музыку, умение выражать свои эмоции. На таких занятиях с использованием музыкотерапии можно включать упражнения с использованием рисования. Таким образом, через музыку и рисование мы можем научить ребёнка передавать свое эмоциональное состояния на лист бумаги, побуждая его рассказывать и объяснять, почему именно такую реакцию вызвала данная композиция.
Список используемой литературы.
- Белко А. Музыкотерапия для детей. Сборник материалов. М.: АСТ, 2012, 94 с.
- Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Генезис, 2014. 120 с.
- Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. СПб.: Речь, 2015. 119 с.
- Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. СПб.: Мастера психологии, 2012. 412 с.
- Епанчинцева О.М. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб.: «Детсво-Пресс», 2013. 214 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. СПб.: Речь, 2012. 136 с.
- Куракина Н.М. Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. СПб.: Речь, 2014. 190 с.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. М.: АСТ, 2013. 130 с.
- Рощин А. Основы музыкотерапии и гениальности. М.: С.А.М., 2012. 144 с.
- Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда. СПб.: Речь, 2013. 145 с.
- Шишова Т.Л, Медведева И.Я. Разноцветные, белые вороны. М.: Генезис, 2016. 133 с.
Читайте также |
---|
Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи…
Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей Развитие речи – главный показатель развития детей. В дошкольном возрасте...
Программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании»
Программа дополнительного образования«Разговор о правильном питании»
Дидактическая игра по развитию речи «Учимся играя»
Дидактическая игра по развитию речи «Учимся играя» Аннотация Дидактическая игра «Учимся играя» - это специально разработанный игровой комплект для развития речи детей. Данная...