Влияние различных видов терапии искусством на эмоциональное развитие детей с ОВЗ

 

Аннотация: в статье рассматривается современный подход к рассмотрению и использованию различных видов терапии искусством для развития эмоциональной сферы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: терапия искусством, арт-терапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия.

В настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами в развитии. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день, является развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ. Как пишет в своих трудах, современный психолог Епанчинцева О.Ю. «Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития».

Безусловно, коррекционная работа с детьми ОВЗ требует поиска в применении эффективных способов решения данной проблемы. В последнее время всё более активно применяется терапия искусством (песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия) или как еще называют методы арт-терапии. Арт-терапия раскрывает главную цель - гармоническое развитие ребёнка, расширение его возможностей в различных сферах (игровая сфера, эмоциональная сфера, коммуникация), через искусство.

И так, каким же образом влияет терапия искусствами на эмоциональную сферу детей с ОВЗ? Какие методы лучше всего использовать для детей дошкольного возраста?

Песочная терапия. Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать себя, как эффективный метод психокоррекции у детей с ОВЗ. Так психолог Куракина Н.М. в своей книге «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», пишет: «В основу песочной терапии с детьми с ОВЗ положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга».

Достоинства и преимущества песочной терапии:

- Развитие грубой и мелкой моторики;

- Развитие речи;

- Обеспечение непосредственной игры, где нет никакого правильного или неправильного пути;

- Не имеет ограничений для использования с детьми разных возрастов и имеющих разный интеллектуальный статус.

Методы работы с песочной терапией в детском саду:

Для дошкольного учреждения, при использовании песочной терапии лучше всего подойдет игровой метод с песком. Данный метод не требует много индивидуальных занятий и в процессе помогает быстрее решить небольшие психологические проблемы ребёнка. Ребёнку предлагается роль ведущего, волшебника, который создает свою волшебную страну или сказку. Психолог активно играет вместе с ребёнком, предлагает различные проблемные ситуации. Ребёнок самостоятельно или совместно с психологом находит выходы из них. При выявлении определенной проблемы ребёнку предлагаются следующие темы: «Моя группа», «Моя семья», «Мой поход в зоопарк».

Сказкотерапия. Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве такие известные психологи, как: А.В. Гнездилов, И.В. Вачков, М. Осорина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Достоинства и преимущества сказкотерапии:

- Развитие воображение ребёнка.

- Улучшение мыслительных способностей.

- Увеличение словарного запаса.

- Снятие психоэмоциональных зажимов.

- Формирование самооценки,

- Развитие навыков коммуникативности и контактности.

Методы работы со сказкотерапией в детском саду:

В детском саду сказка можетбыть как формой организации досуга и отработки в игре будущих социальных ролей (ролевые игры в сказках, инсценировки детских сказок на детских утренниках), так и частью учебного процесса в связи с подготовкой к школе. Например, при изобретении сказок ребенок активнее может быть вовлечен в обучение письму, чтению, навыкам художественного творчества и даже изобретательства (например, если в сказке нужно найти необычное применение привычному предмету).

Куклотерапия. Целью куклотерапии является помощь в ликвидации болезненных переживаний, укрепление психического здоровья, улучшение социальной адаптации.

В дошкольном воспитании отмечается, что ребёнок дошкольного возраста испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не понимает, как можно владеть способами нравственной деятельности, поэтому встаёт необходимость обучения этим способам.

Достоинства и преимущества куклотерапии:

- Обучение умению управлять своими эмоциями.

- Обучение самовыражению и приобретению важных социальных навыков.

- Позволяет снять нервно-психического напряжение.

- Регулирует психосоматические процессы.

- Повышает положительное психоэмоциональное состояние.

Методы работы куклотерапии в детском саду:

За основу коррекционных занятий с куклотерапией в дошкольном учреждении, используются программы таких психологов как: А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Медведева, Т.Л. Шишова.

В дошкольном учреждении работа с куклотерапией осуществляется следующим образом: организация выставок («Куклы своими руками», «К нам в гости пришла кукла», «Кукольный мир»). Проведение театрализованных кукольных представлений, создание собственного музея кукол. Со старшими детьми, возможно изготовление самодельных кукол. Самодельная кукла, которую можно в последствие использовать в игровой деятельности может помочь ребёнку рассказать какую-либо историю и сообщить о своих проблемах и переживаниях.

Музыкотерапия. Известно, что музыка используется не только как средство развлечения, которое заинтересовывает, доставляет удовольствие, но и как средство развития эмоциональной сферы человека. Музыка обогащает и окрашивает даже самые незначительные представления ребёнка об окружающем материальном и социальном мире. При использовании музыкотерапии как метода работы с детьми дошкольного возраста, следует изучить труды таких отечественных и зарубежных авторов: Г.Г. Декер-Фойгт, А. Рощин, А. Белко.

Достоинства и преимущества музыкотерапии:

- Развитие эмоциональной отзывчивости.

- Развитие и оценка уровня вербальной и невербальной эмоциональной выразительности.

- Развитие межличностного взаимодействия со сверстниками.

Методы работы музыкотерапии в детском саду:

Используя на занятиях различные музыкальные произведения необходимо обращать внимание на развитие у детей с ОВЗ их эмоциональной отзывчивости на музыку, умение выражать свои эмоции. На таких занятиях с использованием музыкотерапии можно включать упражнения с использованием рисования. Таким образом, через музыку и рисование мы можем научить ребёнка передавать свое эмоциональное состояния на лист бумаги, побуждая его рассказывать и объяснять, почему именно такую реакцию вызвала данная композиция.

 

Список используемой литературы.

  1. Белко А. Музыкотерапия для детей. Сборник материалов. М.: АСТ, 2012, 94 с.
  2. Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Генезис, 2014. 120 с.
  3. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. СПб.: Речь, 2015. 119 с.
  4. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. СПб.: Мастера психологии, 2012. 412 с.
  5. Епанчинцева О.М. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб.: «Детсво-Пресс», 2013. 214 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. СПб.: Речь, 2012. 136 с.
  7. Куракина Н.М. Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. СПб.: Речь, 2014. 190 с.
  8. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. М.: АСТ, 2013. 130 с.
  9. Рощин А. Основы музыкотерапии и гениальности. М.: С.А.М., 2012. 144 с.
  10. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда. СПб.: Речь, 2013. 145 с.
  11. Шишова Т.Л, Медведева И.Я. Разноцветные, белые вороны. М.: Генезис, 2016. 133 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи…

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей Развитие речи – главный показатель развития детей. В дошкольном возрасте...

Программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании»

Программа дополнительного образования«Разговор о правильном питании»

Дидактическая игра по развитию речи «Учимся играя»

Дидактическая игра по развитию речи «Учимся играя» Аннотация Дидактическая игра «Учимся играя» - это специально разработанный игровой комплект для развития речи детей. Данная...

Читайте также

Проект «Наш календарь природы»

Проект «Наш календарь природы» Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: экологический, исследовательский. Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы. Сроки реализации проекта: со 2...

Экспериментирование с воздухом для детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование с воздухом для детей старшего дошкольного возраста

День народного единства

День народного единства 4 ноября наша страна отмечает День народного единства. В России его начали праздновать с 2005 года. В нашем детском...