Адаптация ребенка к детскому саду
Детский сад – это период в жизни ребёнка новый. Это первый опыт жизни социализации в обществе, коллективе. В семье у ребёнка есть несколько любящих его взрослых: папа, мама, дедушки, бабушки, дяди, тети для которых малыш в центре внимания, которые в любую минуту готовы прийти на помощь - всё создано под его индивидуальные нужды. В группе детского сада ребёнок попадает в незнакомую для него обстановку, где есть определённый режим и правила, которые совсем не понятны для ребенка. Ему приходиться подчиняться дисциплине, а в домашней обстановке была не так важна, малыш сталкивается с тем, что он один из многих ребятишек – всё это для него стрессовый фактор.
При поступлении в детский садик все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новому режиму, к новым условиям социального существования, сопровождается изменениями поведенческих реакций расстройством аппетита, сна.
Адаптационный процесс может иметь разную степень тяжести на различных этапах:
Легкая адаптация: ребенок не болеет в течение первых 2-3 недель посещения сада, адекватно ведет себя в коллективе, в норме прибавляет в весе.
Средняя адаптация: ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса, сдвиги в поведении нормализуются в течение месяца.
Тяжелая адаптация: ребенoк часто болеет, теряет полученные навыки, может наступить, как физическое, так и психическое истощение организма.
Психика маленьких детей очень неустойчива. В период адаптации родителям важно быть внимательными к поведению и физическому здоровью ребенка, сообщать о резких изменениях, обращаться за консультациями к специалисту в случае тяжелой адаптации, которая длится более 32 дней.
Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к посещению детского сада:
- убедитесь в том, что детский сад в данный период необходим для вашей семьи;
- каждый день проводить беседы с ребенком о том, что такое детский сад, почему мама хочет его туда повести, зачем он нужен;
- обязательно разговаривать о роли воспитателя;
- предварительно уточнив режим детского сада, приучайте ребёнка к режиму;
- учите самостоятельно одеваться, кушать, пользоваться горшком, носовым платком;
- учите ребёнка играть, не обижая других детей, не мешая им и не отбирая игрушки;
- в присутствии ребёнка не высказываете своих опасений по поводу того, как он привыкнет к детскому саду.
Чтобы легче проходило привыкание к детскому саду нужно придерживаться следующим советам:
1. Придерживаться режимных моментов дома до поступления в сад:
- завтрак, второй завтрак, прогулка, обед, сон, полдник, прогулка;
- дома некоторые блюда, включая в обед полный набор блюд (первое, второе, третье);
- приучать ребенка к самостоятельности: чтобы ребенок частично одевался сам, кушал по возможности, пользовался горшком.
- по возможности отучать ребенка от бутылки, соски, исключить памперсы.
2. Подберите ребенку удобную обувь и одежду.
3. Собирая ребенка в детский сад, не торoпите его, при этом сами не раздражайтесь.
4. Приходите в детский сад заранее, чтобы ребенок успел поиграть до завтрака.
5. В детский сад ребенка приводите постепенно: первые дни оставлять ребенка на часа 2, потом до обеда, затем оставлять на сон, а потом оставлять на целый день. Ребенку будет легче привыкнуть к режиму детского сада.
6. Приучайте ребенка с первого дня посещения детского сада, соблюдать аккуратность вещей в детском шкафчике и порядок.
7. Необходимо воспитателю рассказать об индивидуальных особенностях свoего ребенка, чтобы воспитателю было легче найти подход к вашему малышу.
8. Придя с ребенком в детский сад, после того как раздели, расставаться с ним нужно быстро и легко.
9. Тревожное возбужденное состояние родителей неблагоприятно влияет на вашего ребенка во время привыкания. Перестаньте волноваться, все будет хорошо.
10. Интересуйтесь у ребенка, как прошел день, в какие игры играл, чем он занимался, что кушал. Ребенок с вами поделится, и будет знать, чтo его пoсещение в детском саду Вам небезразличнo.
Объективными показателями окончания периода адаптации являются:
- Бодрое эмоциональное состояние.
- Хороший аппетит.
- Спокойный, продолжительный сон.
- Ребенок ищет общения со сверстниками.
- Осваивает все пространство групповой комнаты, участка, не боясь удаляться от взрослых.
- Ребенок легко идет на контакт со взрослыми.
- Активное поведение
- Проявляет интерес к окружающему.
Нужно помнить, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их обнимали, продолжали брать на руки, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома, настраивать положительно на встречу с детьми и воспитателями. Малыш справится с изменениями в его жизни!
Читайте также |
---|
Экологический проект «Как ходят деревья»
Экологический проект «Как ходят деревья» Актуальность Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях...
Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…
Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается...