Экологическая мастерская в детском саду

 

Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля и небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя, терзал за веком век,

И брал всё только для себя – «Разумный человек».

Сейчас же кинулись спасать «Природную среду»,

Но почему ж, так поздно мы почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым, нам трудно разглядеть,

Все те страданья, что Земле приходиться терпеть.

Надолго ль хватит нам воды, коль растворён в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты, Разумный человек!

Ирина Трофимова.

 

Наблюдая такие опасные процессы, как изменения климата, газового состава атмосферы, выпадение кислотных осадков, истощение и ухудшение озонового слоя планеты, водных ресурсов, продолжение массового обезлесения и опустынивания многих территорий Земли, усиление эрозии и падение естественного плодородия почвы, загрязнение Мирового океана и сокращение в нём жизни, извлечение из недр полезных ископаемых, в результате чего нарастает объём загрязняющих среду отходов. Все эти экологические проблемы приковали к себе внимание всего общества. Однако, несмотря на огромные усилия и материальные затраты, желаемый результат не получен – настолько велик ущерб, причинённый природе человеком.

Осознавая всё это, нам взрослым, в настоящее время, приходиться задуматься над тем, как исправить ситуацию, как воспитать подрастающее поколение в любви к природе и бережному отношению к ней. А для этого надо дать необходимые знания. Поэтому необходимо вести работу с детьми по осознанно – правильному отношению к природным явлениям, объектам, которые окружают ребёнка и начинать эту работу необходимо с раннего детства.

- Как же донести до сознания ребёнка понимание и важность проблемы, затронуть его душу, чтобы он откликнулся на призыв и захотел помочь что- то сделать?

Наиболее действенный и эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только знакомить дошкольников с проблемой, но и формировать способ мышления и последующего прогноза конкретных проблем.

В ДОУ идёт поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых. Большое внимание при этом уделяется природоохранной деятельности.

Помимо традиционных форм работы: наблюдений, прогулок, экскурсий, дидактических игр, чтения художественной литературы на экологическую тему, проведения опытов – экспериментов и экологических НОД, обучающих ситуаций, педагоги приобщают детей к эколого – природоведческому образованию посредством игровых педагогических технологий, которые опираются на нормы общечеловеческой нравственности и социально – творческую деятельность, используют природоохранные акции, проекты, экологические постановки.

На базе нашего ДОУ созданы методические мастерские: нравственно – патриотическая, социально – эмоциональная, здоровьесберегающая, экологическая. Каждая мастерская ведёт работу по своему направлению и тесно взаимодействует друг с другом. Являясь руководителем экологической мастерской, мы вместе с педагогами и детьми подготавливаем различные выставки на экологическую тему, проводим конкурсы, природоохранные акции, обыгрываем художественные этюды, выпускаем газеты и т. д. , подключаем к работе родителей.

Цель экологической мастерской:

Формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения, развитие умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношению к природе.

Задачи:

  • Вовлечение детей в активную природоохранную деятельность
  • Привлечение внимания родителей, всего населения к проблемам окружающей среды

Девиз нашей мастерской: «Начни с себя».

Продолжая приобщать детей к повышению экологической грамотности, мы не должны забывать, какой пример, мы – взрослые, показываем детям.

Особенностью планов работы методической мастерской, является разработка и реализация в работе с детьми мероприятий, приуроченных к году экологии.

Программа разработана на 2 года.

В этом году мной совместно с представителем патриотической мастерской была проведена акция по сбору макулатуры «Бумаге – вторая жизнь! К участию в акции с удовольствием присоединились родители, бабушки и дедушки воспитанников, особо активные группы и семьи получили почетные грамоты. На вырученные деньги в участвующие группы были закуплены книги, развивающие настольные игры. В прошлом году был разработан проект: «Сохраним ёлочку – красавицу наших лесов». (см приложение №1), где дети рисовали рисунки – призывы, изготавливали поделки из природного материала, родители совместно с детьми изготавливали стендовые плакаты с призывами не вырубать ели и сосны, а представители экологической акции развешивали листовки в населённом пункте. Проводили конкурс: «Прикоснись к природе сердцем», по ознакомлению детей с живой и неживой природой, с целью овладения детьми первоначального познания окружающего мира и бережного к нему отношения. В конкурсе участвовали воспитанники всех творческих мастерских. Были представлены работы в разных номинациях, где родители вместе с воспитанниками проявили активность и творческий подход.

В течение учебного года, планируем провести и другие мероприятия.

Только вовлекая детей во все мероприятия, проводимые педагогами совместно с родителями, делясь впечатлениями, полученными в результате, впечатлениями от просмотра телепередач, экскурсий и путешествий, в том числе, ребёнок, обогащая свои представления, может сделать вывод о том, как сберечь природу, и как преобразовать её к лучшему.

В течение учебного года, планируем провести и другие мероприятия.

Годовые планы работы:

«Чудесные путешествия в мир природы» (см. приложение №2),

«Будь природе другом» (см. приложение №3).

 

Проект «Сохраним елочку - красавицу наших лесов»

Этапы проекта Деятельность педагогов Деятельность детей
1. Выявление проблемы

(подготовительный

этап)

 

1. Постановка ситуации общения с детьми: Разговор воспитателя с детьми «Зеленая елочка - живая иголочка» (заинтересовать детей)

2. Составление письма детям от имени большой ели

I. Беседуют по поставленной

педагогом задаче.

2. Беседа по прочитанному

письму.

3. Составляют ответное

письмо.

2. Организация работы над проектом 1. Рассматривание иллюстраций «Хвойный лес зимой», «Хвойный

лес летом».

2. Проводит цикл наблюдений за

елкой на участке.

3. Непосредственная образовательная деятельность: «Елочка - живая иголочка»

4. Беседа: «Красота ели живой и нарядной искусственной»

5. Беседа: «Традиция празднования Нового года»

6. Экологическая акция «Зеленая елочка – живая иголочка»

1. Делятся впечатлениями о просмотренных иллюстрациях

2. Участвуют в практической деятельности: укрывают корневую систему листвой,

снегом; подсчитывают количество лет елки на участке.

3. Принимают участие в беседе, высказывают свои

предположения.

 

 

 

3. Практическая деятельность по решению

проблемы

 

 

1. Предлагаем родителям и детям разучить стихи, песни о елке к новогоднему празднику.

2. Вносит искусственную ель в группу и наряжает ее З. Обсуждает с детьми содержание листовки для родителей

4. Оформляет папки-передвижки

«Советы родителям в пользу искусственной ели»

5. Проводит конкурс рисунков и плакатов «Елочка красавица - всем нам елка нравится»

6. Подготовка к игре-инсценировке сказке-были «Елочка» (по произведению С. Михалкова); работает с детьми над ролями

1. Разучивают стихи и песни

к Новому году

2. Украшают группу и искусственную ель к новогоднему празднику 3. Раздают листовки родителям и микрорайону

4. Вместе с родителями готовят рисунки и запрещающие знаки для выставки

5. Распределяют роли, совместно с родителями и педагогами готовят костюмы и декорации

6. Проводят репетиции сказки-были «Елочка»

 

4. Презентация 1. Оформляет выставку рисунков и плакатов «Елочка красавица - всем нам елка нравится» 2. Организовывает театрализованное представление сказки-были «Елочка» 1. Принимают участие в оформлении выставки рисунков и создании альбома «Сохраним елочку-красавицу наших лесов» 2. Показ театрализованного

представления сказки-были

«Елочка»

 

Тема работы на год. «Чудесные путешествия в мир природы».

Месяц Темы Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Сентябрь Выставка работ из природного материала «Осень в гости к нам пришла» «Осень в гости к нам пришла» «Осень в гости к нам пришла» «Осень в гости к нам пришла»
Октябрь Дети и природа родного края Фотовыставка Фотовыставка Фотовыставка Фотовыставка
Ноябрь Экологическая сказка «Карнавал овощей» «Зимующие птицы» «Осенины» «У природы нет плохой погоды»
Декабрь «Наши пернатые друзья» (наблюдения, изготовление кормушек) Материал -пластиковая бутылка Материал-коробка Материал-дерево Материал- дерево
Январь Конкурс на лучшую снежную фигуру

 

 

 

 

Февраль «Маленькие огородники» (огород на окне) Семейство «Чипполино» «Чудесное превращение овса» «До-ре-ми-фа-соль выросла фасоль» «Огурцы-молодцы»
Март Экспериментальное занятие о воде «Лед - твердая вода» «Снег, он какой?» «Чудесные превращения воды» «Какая вода замерзнет быстрее?»
Апрель Выпуск стенгазет «Охраняй природу» (мир глазами детей) «Охраняй природу» (мир глазами детей) «Охраняй природу» (мир глазами детей) «Охраняй природу» (мир глазами детей)
Май Оформление клумб на участках «Бал цветов» «Бал цветов» «Бал цветов» «Бал цветов»

 

Тема работы на год. «Будь природе другом».

Месяц Темы Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная

группа

Сентябрь Дары природы

Организованная выставка

Поделки из овощей и фруктов

 

 

 

Октябрь Гербарий «С какого дерева детка?» «С какого дерева детка?» Из чего состоит цветок? Из чего состоит цветок?
Ноябрь Выпуск стен-газеты «Живое – рядом» Кто где живет? Растения – живые существа Связь живой и неживой природы Экологические цепочки в лесу
Декабрь Экологическая акция «Зеленая елочка – живая иголочка» Материал:

Бумага,

Природный материал

 

Материал:

Бросовый материал, природный материал

Материал:

Бросовый материал, природный материал

Материал:

Ткань, картон,

бросовый материал, природный материал

 

Январь Конкурс на лучшую снежную фигуру

 

 

 

 

Февраль Экологическая выставка «Охраняй природу!» «Охраняй природу!» «Охраняй природу!» «Охраняй природу!»
Март Конкурс на лучшее стихотворение «Береги свою планету»

 

Апрель «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Организация выставки фотографий, где запечатлены чистые водоемы, лесные поляны и загрязненные участки природы.

Фото-

выставка

Фото-

выставка

Фото-

выставка

Фото-

выставка

Май Огонь – опасный вредитель для всего живого.

В гостях у сказки-.

«Кошкин дом» Экологическая сказка «Про репку» «Огонь – друг,

огонь – враг»

«Лесные жители просят о помощи»


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интерактивная технология «Кубик Блума» - адаптированная игра «Грамотеи»

Интерактивная технология «Кубик Блума» - адаптированная игра «Грамотеи»

«Животные, животные красочные чудные»

«Животные, животные красочные чудные» Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность этого...

Мастер – класс по созданию дидактического пособия для дошкольников с…

Мастер – класс по созданию дидактического пособия для дошкольников с нарушением зрения «Игровое поле»

Читайте также

Проектная деятельность «Живу в Югре, люблю Югру»

Проектная деятельность «Живу в Югре, люблю Югру»

Танцевально-двигательная терапия. Танцевально-гимнастические упражнения, игры для снятия напряжения и развития…

Танцевально-двигательная терапия. Танцевально-гимнастические упражнения, игры для снятия напряжения и развития творчества в танце Танцевально-двигательная терапия «Танец — это живой язык, на котором...

Мастер-класс с родителями по рисованию песком (пескография) Тема: «Спасем морских…

Мастер-класс с родителями по рисованию песком (пескография) Тема: «Спасем морских животных» Цель: Развитие художественно-творческих способностей родителей на основе техники «пескография» (рисование...