Организация социально-коммуникативного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 

В соответствии с ФГОС ДО социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

На сегодняшний день вопросы социально – коммуникативного развития детей с ОВЗ вызывают особый интерес в педагогической практике. Каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья постепенно учится понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой общения и поведения. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.

Социально-личностное и коммуникативное развитие дошкольников с нарушением зрения включает в себя формирование отношения ребёнка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, развитие коммуникативных способностей, становление его самопознания. Данные утверждения раскрыты в трудах отечественных педагогов-психологов: П.В. Ермакова, Л.С. Выготского, П.В. Глухова, Л.А. Дружининой.

Наша задача, как педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения - помочь «особым» детям социализироваться в обществе, установить социальный контакт не только со сверстниками, но и со взрослыми. Нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности) и поэтому требует специальной коррекции.

Основной целью работы с дошкольниками с нарушенным зрением является успешная социальная адаптация их в современном социуме и обеспечение им равных стартовых возможностей. Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений.

При этом социальный смысл коммуникации заключается в обеспечении любой другой деятельности: ее овладении, планировании или координации.

В этой связи актуальной проблемой в современной коррекционной педагогике является развитие коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения.

Цель работы – разработать систему организации социально-коммуникативного развития воспитанников с нарушениями зрения.

Задачи:

  1. Рассмотреть содержание работы социально-коммуникативного развития воспитанников с нарушением зрения.
  2. Определить формы и методы включения родителей в процесс работы по социально-коммуникативному развитию воспитанников с нарушением зрения.

Содержание работы по социально-коммуникативному развитию воспитанников с нарушением зрения

Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребёнка с социумом, культурой, как источником развития. Работа по приобщению к социокультурным ценностям и освоению первоначальных представлений социального характера является трудной, актуальной и выполнимой задачей для наших педагогов в свете новых Федеральных образовательных стандартов. Тифлопедагоги и психологи Головина Т. П., Земцова М. И., Литвак А. Г., Солнцева Л. И., Фомичева Л. В. и другие, показали, что уже в раннем детстве значительное снижение зрения накладывает отпечаток на общее и психомоторное развитие ребенка.

Коммуникативная деятельность предполагает использование различных выразительных средств общения, от которых зависит полноценное развитие эмоциональной, социальной, коммуникативной адаптации детей с нарушениями зрения. К ним относятся все невербальные средства общения, а также интонационные особенности голоса, позы, одежды. Общение детей с нарушениями зрения опирается, прежде всего, на речевые возможности.

В области социально-коммуникативного развития ребенка с данными нарушениями, в условиях информационной социализации, основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

– развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;

– развития коммуникативной и социальной компетентности;

– развития игровой деятельности.

Включение дошкольников с нарушениями зрения в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:

- в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях и т.д.

- в процессе специальных игр - исследований, направленных на развитие представлений о себе, окружающих, взрослых и сверстниках.

- в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

- в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности, таких как, уход за комнатными растениями;

- вовлечение родителей в образовательную и совместную деятельность, обучающие семинары, проведение мастер-классов, «Дни открытых дверей», работа интернет-сайта педагога.

Так же нужно отметить, что воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям.

Включение родителей в процесс работы по социально-коммуникативному развитию воспитанников с нарушением зрения

Актуальность включения родителей в процесс работы по социально-коммуникативному развитию обусловлена тремя основными факторами:

- Социально-коммуникативное развитие детей с нарушением зрения - это одна из приоритетных задач нашей дошкольной образовательной организации.

- Нарастает ситуация с ухудшением физического и психического состояния здоровья детей.

- Существует необходимость совершенствования подходов во взаимодействии ДОО с семьей, поиска вариативных форм сотрудничества.

В своей работе я определила наиболее интересные для себя формы и методы работы с родителями:

  • ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят и забирают детей;
  • анкетирование родителей для изучения их представлений по вопросам воспитания;
  • проведение тематических консультаций для родителей;
  • проведение "круглого стола" с целью распространения семейного опыта;
  • организация партнерской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных стенгазет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольников;
  • проведение праздников, досугов с привлечением родителей; их совместное выступление с детьми;
  • проведение практикумов и «мастер-классов» для родителей - знакомство с различными коммуникативными играми;
  • создание картотеки (игры, книги по развитию коммуникативных навыков)
  • организация тематических выставок детских работ и совместных выставок детей и родителей (например, изучая лексическую тему)
  • проведение семинаров-практикумов для родителей по развитию навыков общения
  • наглядная информация в «Родительском уголке» включает:

- ежемесячную информацию о решаемых программных задачах;

- рекомендации о создании условий различные советы, памятки; буклеты, папки-передвижки;

Создание мини-сайта воспитателя и группы в социальной сети «В контакте»

Заключение

Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Проблема социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Тесное взаимодействие воспитателя и родителей при выборе партнерской позиции и интересных форм дает возможность создать единое образовательное пространство для полноценного и всестороннего развития каждого ребенка, тем более, если этот ребенок с ОВЗ.

Таким образом, важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является не только грамотное построение предметно-пространственной среды, но и партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт возможность включить детей с ОВЗ в выполнение реальных дел, участие в педагогических детско-родительских проектах, преобразование реальной жизни. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно - образовательного процесса в ДОУ совместно с родителями.

 

Список литературы.

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М.: Сфера, 2012. – 114 с.
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. - М.: Сфера, 2015. – 89 с.
  3. Котова Е.В. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС – Самсон, 2014. - С. 46-56
  4. Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение. - Выпуск № 1. – 2011. - С. 209-212
  5. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов на Дону: Феникс, 2015. - 103 с.

 

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы Образовательная область: познавательное развитие ФЭМП. Вид деятельности: познавательно-исследовательская. Форма проведения: игра-путешествие. Цель: закрепить знания, умения и навыки детей...

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и…

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и мотивация офтальморазминки» Цель: познакомить коллег с обыгрыванием и веселой мотивацией для...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Комната ёлок – необычный подарок Дедушке Морозу» (Для детей...

Читайте также

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в…

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в детском саду» В современных условиях сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального...

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь…

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь и здоровье другого Дополнительное образование детей дошкольного возраста создает наилучшие условия...

«Письмо солдату»

«Письмо солдату» «Письмо солдату» — так назвали Всероссийскую акцию, организованную «ЕДИНОЙ РОССИЕЙ», в ходе которой наш «Детский сад №236» принял участие...