Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

 

Введение:

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы, утверждённых и введённых в действие Приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655. Данный документ является первым в истории российского образования, который на федеральном уровне предъявляет требования к разделам обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования. Само их введение подчёркивает необходимость изменения системы работы с учётом общих требований общества к качеству дошкольного образования. Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. В настоящее время вопрос оздоровления детей дошкольного возраста является очень актуальным. К сожалению, в сегодняшних условиях общество сталкивается с существенным ухудшением состояния здоровья детей.

Перед дошкольным образованием стоят несколько задач: активное участие педагогов дошкольных образовательных учреждений в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий, разнообразие форм работы по формированию у дошкольников культур в сохранения собственного здоровья, использование оздоровительных видов деятельности в режиме дня. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Применительно к ребёнку – обеспечение здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его и т.д. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ГБДОУ и валеологическому просвещению родителей.

По степени влияния на здоровье детей здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий.

Их можно выделить в три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

- учебно-воспитательные технологии, включающие формирование культуры здоровья детей и заботы и нём.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги в дошкольном образовательном учреждении, конкретных условий ГБДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Ведущим принципом таких технологий является учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальности в развитии, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Наш ГБДОУ детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Невского района СПб работает по:

общеобразовательной программе: «От рождения до школы» и дополнительные программы: «Здоровье»,

«Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Юный эколог».

В программе: «От рождения до школы» присутствуют несколько Образовательных областей, но нам конкретно нужна Образовательная область: «Физическое развитие».

Основные Цели и Задачи:

Формирование начальных представлений о ЗОЖ.

Формирование у детей начальных представлений о ЗОЖ.

Физическая культура:

Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение переутомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценки при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса к любви и спорту.

В нашей второй младшей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:

- организация разных видов деятельности детей в игровой форме;

- построение образовательного процесса в виде модели культуры;

- организация культурного творчества дошкольников.

- оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Вся эта работа осуществляется комплексно с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя.

Являясь участником этого общего процесса я уделяю внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам ЗОЖ, применяя на практике различные методы и приёмы для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- Динамические паузы.

- Подвижные и спортивные игры.

- Пальчиковая гимнастика.

- Гимнастика для глаз.

- Дыхательная гимнастика.

- Бодрящая гимнастика.

- Артикуляционная гимнастика.

- Беседы по валеологии.

- Закаливание К-Г.Н.

- Оздоровительная физкультура.

- Ритмопластика.

Здоровьесберегающее образование технологии в нашей группе – это технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к ЗОЖ человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения беречь, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, не только имели высокий потенциал здоровья, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Технологии обучения ЗОЖ:

  • - Утренняя гимнастика.
  • - Физкультурные занятия.
  • - Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг).

Использование оздоровительной работы в детском саду

Использование вариативных режимов дня:

- типовой,

- щадящий,

- гибкий,

- подгрупповой.

Психолого-педагогическое сопровождение развития:

- Создание комфортных условий пребывания детей.

- Создание психологического комфорта в группах.

- Обеспечение педагогами и специалистами ГБДОУ положительно – эмоциональной мотивации педагогического процесса, проведение режимных моментов, индивидуальной работы и всех видов детской деятельности.

- Личностно – ориентированный стиль взаимодействия педагога с детьми.

- Психолого – медико – педагогическая поддержка ребёнка в адаптационный период.

Организация двигательной активности воспитанников:

- Регламентированная деятельность: утренняя гимнастика, физкультурный досуг, бодрящая гимнастика.

- Частично регламентированная деятельность:

  • Утренняя гимнастика.
  • Бодрящая гимнастика.
  • Динамические переменки.
  • Музыкально – ритмические движения под музыку.
  • Спортивные и подвижные игры.
  • Спортивные праздники и досуги.
  • Дни здоровья.
  • Ритмопластика.

Негламентированная деятельность.

- Самостоятельная двигательная активность воспитанников: двигательная деятельность в помещении и на улице.

- Дополнительные формы активного отдыха: вечера спортивных досугов и развлечений.

Воспитание у дошкольников потребности в ЗОЖ по следующим направлениям:

- Формирование К-Г.Н.

- Формирование представлений о деятельности человеческого организма.

- Знакомство с правилами безопасного поведения, пожарной безопасности.

- Формирование навыков бережного отношения к своему здоровью.

Оздоровительная и лечебно-профилактическая работа:

Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы.

Осуществляется мед. работниками, некоторые процедуры проводятся воспитателями.

Лечебно-профилактическая работа строится в нашем детском учреждении на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, диагностических данных состояния здоровья, уровня их физического развитии.

При проведении диагностических данных отмечается три периода повышения заболеваемости: осеннее и весеннее межсезонье и грипп зимой. На основе анализа заболеваемости за несколько лет позволяет определить приблизительное начало опасного периода и своевременно подготовить организм ребёнка к наступлению неблагоприятного сезона. Организм ребёнка не способен быстро приспособиться к внезапно меняющимся условиям, и поэтому дети часто болеют в этот период. Это одно из объективных причин, т.к многолетний опыт убедил нас, что несмотря на все принимаемые меры, заболеваемость на эти периоды выше. Диагностические данные помогают нам увидеть степень эффективности предпринимаемых профилактических мер.

Оздоровительная и лечебно-профилактическое сопровождение:

- Кварцевание помещений.

- Режим теплового комфорта.

- Режим проветривания во время дневного сна.

- Воздушные ванны.

- Умывание холодной водой.

- Солнечные и воздушные ванны.

- Босохождение по массажным дорожкам.

- Чеснокотерапия.

- Витаминно–профилактические мероприятия.

Организация питания:

- Сбалансированное питание воспитанников в соответствии с действующими нормами.

- Организация индивидуального питания воспитанников на основании медицинских показаний.

Диагностика физического развития.

Проводится в конце года всеми службами детского учреждения. Оцениваются и сопоставляются с данными начало года заболеваемость, группа здоровья, уровень продвижения нервно – психического развития, воспитание полезных привычек, приобретение двигательных навыков, уровень физического развития и физических качеств. На каждого вновь поступающего ребёнка заводится карта здоровья, её ведение не затрудняет работу воспитателя, т.к. исходные данные определяются мед. работником, врачом, родителями. Воспитатели подводят итог в конце года.

Работа с родителями. Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и детского учреждения, а также на основе родительского договора. Ежеквартально персонал группы и мед.работники отчитываются о проделанной работе, указывают на трудности, корректируют планы дальнейшей работы. Работа планируется в целом на год с разбивкой по кварталам и конкретизацией по месяцам.

Вывод.

Проблемы социальной адаптации ребёнка – дошкольника к современным условиям жизни.

По окончании детского дошкольного учреждения ребёнок вступает в значительно более широкий мир и должен быть своевременно к нему подготовлен. Решение проблем адаптации ребёнка к условиям современной жизни – одна из специальных задач детского дошкольного учреждения. Она решается одновременно в нескольких направлениях:

- Умение решать несложные бытовые проблемы и ориентироваться в окружающей обстановке.

- Умение разбираться в человеческих взаимоотношениях.

- Умение обратится за помощью.

- Умение показать, проявить себя в различных ситуациях.

- Знание своих прав, и обязанностей по взрослому и обществу.

 

Литература:

- В.Г.Алямовская: «Здоровье», LINA PRESS, 1993 г.

- К.Ю.Белая: «Формирование основ безопасности дошкольников».

- Н.И.Крылова: «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ», Издательство: «Учитель», 2008 г.

- Е.И.Подольская: «Формы оздоровления детей 4 -7 лет», Издательство: «Учитель», 2008 г.

- Т.Г. Карепова: «Формирование ЗОЖ у дошкольников», Издательство: «Учитель», 2009 г.

- К.Ю.Белая: «Инновационная деятельность в ДОУ», Методическое пособие – М.: Т.Ц. «Сфера», 2005 г.

- М.А. Павлова, М.В.Лысогорская: «Здоровьесберегающая система ДОУ», Волгоград: «Учитель», 2009 г.

- А.М.Сивцова: «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях», Методист – 2007 г.

- М.: «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ», М.: 2016 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Путешествие в музыкальную страну

Путешествие в музыкальную страну Цель: воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивающие задачи: • обучение умению давать характеристику прослушанной пьесе; • формирование певческой культуры...

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Нравственное воспитание – одна...

Читайте также

Калентарно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…

Калентарно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Зимующие птицы»

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам»

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие...

Психологическая подготовка детей к школе

Психологическая подготовка детей к школе В моей статье речь пойдет о таком важном событии в жизни ребенка и его родителей как...