Развитие субъектности дошкольников посредством формирования интереса к математике на основе использования игровых технологий

 

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Она продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. Одна из причин, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что дети быстро теряют интерес к математике. Чем можно объяснить это явление? Неадекватностью методов обучения интересам детей. Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей. Одной из таких форм является обучение детей с помощью специально созданных условий, правильно подобранного обучающего материала, игровых технологий и так далее.

Часто задумываюсь над такой проблемой: хочется ли ребёнку брать от педагога готовые знания без усилий? И, как многие педагоги, отвечаю: “нет, не хочется”. Именно на таких занятиях нашим детям становится скучно и неинтересно. Ребята начинают отвлекаться, теряют интерес к учению. Вот почему на занятиях нужно вовлекать детей в учебную деятельность, чтобы ребёнок мог сам участвовать в добывании знаний, т.е становился субъектом учебной деятельности.

В условиях, когда современное предшкольное образование тесно связано с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности, возникает противоречие между новой позицией ученика как субъекта учения и привычной позицией педагога, для которого ребёнок остается объектом обучения.

Успешность обучения в школе во многом определяется не запасом представлений, приобретённых ребёнком в дошкольные годы, а уровнем развития умственных способностей, психических процессов, мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и др.), наличием у ребёнка опыта самостоятельного решения познавательных ситуаций проблемного характера. Имеет значение личностно-ориентированный подход в процессе математического развития дошкольников, основанный на субъект субъектном взаимодействии педагога и ребёнка. Эмоционально личностное развитие ребёнка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Эта позиция проявляется в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов её осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат. Становление субъектной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств, как активность, самостоятельность, творческое начало. Исходя из сказанного, процесс обучения математике надо организовывать так, чтобы проявилась собственная активность ребёнка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину на основе рассуждений, умозаключений, свободно общаться друг с другом. Очевидно, что и сфера жизнедеятельности, и число субъектных действий детей старшего дошкольного возраста весьма ограничены. Для того чтобы субъектность ребенка развивалась, необходимо участие взрослого – создание им таких условий, благодаря которым ребенок приобретает опыт субъектной деятельности.

Ребенок дошкольник учится главным образом в процессе игры. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане. Начиная работу по данной теме, ознакомилась с существующими ныне методиками по ФЭМП. Это работы таких авторов как: Леушина, Ерофеева, Гарднер, Столяр, Касаткина.

Естественно все они отличаются как по содержанию, так и по форме подачи материала, однако общее что определяет все эти методики то, что все вышеперечисленные авторы делают упор на игру, как на средство, метод и форму организации учебно – воспитательной деятельности дошкольников.

Применение игровых технологий будут способствовать формированию мотивации к учебному труду, созданию ситуации успеха для каждого, приобретению новых знаний через удивление и любопытство. Они создадут условия, обеспечивающие доступность материала.

Актуальность рассматриваемой проблемы послужило основанием для определения темы исследования: «Развитие субъектности дошкольников посредством формирования интереса к математике на основе использования игровых технологий»

Цель: разработать и апробировать модель развития субъектности детей старшего дошкольного возраста посредством формирования интереса к математике на основе использования игровых технологий.

Объект исследования: инновационная деятельность воспитателя, направленная на процесс развития субъектности посредством развития интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: возможности игровых технологий в развитии субъектности детей дошкольного возраста на занятиях математикой.

Задачи исследования: изучить, проанализировать и обобщить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме развития субъектности детей дошкольного возраста. Выявить методы, приёмы, средства обучения, способствующие развитию субъектности детей. Определить особенности реализации субъектного подхода применительно к дошкольникам (5-6 лет). Провести отбор диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности математических компетенций и развития субъектности детей. Создать необходимые условия для самореализации личности ребёнка, развития познавательного интереса к математике, умения практически применять приобретённые навыки.

Используемые методы исследования.

Теоретические: теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования. Анализ и синтез философской, психолого-педагогической литературы по проблеме. Абстрагирование и конкретизация, моделирование и проектирование системы формирования субъектности детей старшего дошкольного возраста посредством развития интереса к математике на основе использования игровых технологий.

Эмпиристические: педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, стандартизированные психологические тесты, анализ применяемых методов и средств обучения, их эффективности, оценка и самооценка деятельности воспитателя и учащихся, проведение и анализ диагностических работ.

Гипотеза.В основе исследования лежит предположение, что развитие субъектности посредством формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: будет сконструирована и реализована модель развития субъектности детей дошкольного возраста.В процессе обучения будут использованы игровые технологии.Определены критерии диагностики и показатели уровня развития субъектности детей дошкольного возраста, уровня математических компетенций. Будет учитываться постепенное усложнение материала и условие выполнения задания, которые будут проводиться в системе под руководством педагога и в самостоятельной деятельности детей.

Первое направление работы предполагало создание предметно-семиотической среды, включающей предметное обеспечение и материалы для конструктивных, творческих, дидактических, сюжетно-дидактических, развивающих, двигательных игр для индивидуальной, парной, подгрупповой и коллективной деятельности детей. На формирующем этапе происходит реализация экспериментального исследования, апробация методов и приёмов, средств обучения, способствующих развитию субъектности детей класса предшкольной подготовки посредством развития интереса к математике на основе использования игровых технологий, апробация средств контроля за усвоением программных задач. Организация мониторинга и создание условий для целенаправленного развития субъектности детей.

Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично входят: целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект. Обучение проходит в форме индивидуальных и подгрупповых проблемно-игровых коммуникативно-познавательных ситуаций, сюжетно-дидактических и дидактических игр. Формируется система коммуникативных и познавательных действий, осваиваются необходимые навыки и умения самоконтроля, алгоритмы разрешения проблемных и конфликтных ситуаций в деятельности и общении со сверстниками с помощью взрослого.

В работе с дошкольниками использовались методы, которые способствовали развитию познавательного интереса к математике. Моделирование, когда детям предлагалось использовать модели - заместители при воспроизведении такого же количества предметов. Например: купить в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировать фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя. Элементарные опыты, когда детям предлагалось, например, перелить воду из бутылочек разной величины в одинаковые сосуды, чтобы сделать вывод, что объем воды одинаков. Занимательные проблемные ситуации. Например, формируя у дошкольников временные представления, предлагалась проблемная ситуация: «Золушке вовремя нужно вернуться с балла домой, а дворцовые часы вдруг остановились». Математические сказки, проектная деятельность побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности, мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки. Метод неожиданных решений, когда детям предлагается новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей. Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации. Метод «преднамеренных ошибок» когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

С дошкольниками проводятся нетрадиционные занятия: занятия-соревнования, занятия КВН, театрализованные занятия, занятия-консультации, когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка. Занятия-аукционы, которые проводятся как настольная игра «менеджер». Занятия-сомнения, поиска истины. Занятия-диалоги проводятся по типу беседы. Занятия типа «Следствие ведут знатоки», где дети работают со схемой, с детективной сюжетной линией. Такие формы занятий обеспечивают активное участие каждого ученика. На занятиях используются игровые технологии, применяемые через информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Итогом проведенной работы является повышение уровня компетентности детей в области математики. 4 %. воспроизводят те или иные действия и знания по образцу воспитателя. Понимают то, что делают; владеют определенным запасом знаний 38% детей. Применяют то, что умеют делать и знают 58%.

На основании основных принципов дошкольного образования, при изучении субъектности дошкольников был выбран теоретический подход Л.В. Алексеевой и разработанная на его основе методика диагностики субъектности ребенка дошкольного возраста «Субъектные проявления ребёнка» О.В. Кудрявцевой. С помощью этой методики проведена диагностика.

Таблица 1.

Результаты диагностики уровня субъектности детей

Уровни Субъектные проявления
Высокий уровень- 48% Дети, проявляют высокую активность. Прослеживается интерес к деятельности, целеполагание, планирование и вариативность выполнения упражнений, оценка собственного результата. Аргументируют свои игровые замыслы. Дети проявляют высокую самостоятельность в выполнении упражнений, оригинальность и творчество, рационально используя имеющийся опыт.
Средний уровень-44% Дети активны в поисковой деятельности. Прослеживается наличие интереса к деятельности, но по ходу выполнения упражнений не сохраняется. Планируют свою деятельность, оценивают свой результат. Аргументируют свои игровые замыслы. Сниженная самостоятельность, требовалось подключение взрослого к процессу: повторное объяснение упражнения, советы, указания, наводящие вопросы. Сниженная творческая инициатива, дети в основном опираются на имеющийся опыт при выполнении заданного, не проявляя творчества
Сниженный уровень-8% Сниженная активность. Интерес к деятельности не проявляют. Не принимают на себя роль (роль взрослого). На помощь педагога не всегда реагируют адекватно или вообще отказываются от выполнения упражнения, но при этом (в большинстве случаев) аргументируют свой отказ: «Я не знаю, как это делать. Ничего не понимаю» Творчество не проявляют.

Сравнительное изучение динамики развития детей по результатам эксперимента показало эффективность экспериментальной программы развития субъектности старших дошкольников.

 

Литература.

1. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.

2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.

3. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ, 2012, №5

4. Ерофеева Т. И. В шутку и всерьез //Дошкольное воспитание, 2001 г, № 10 с. 18-25.

5. Ерофеева Т.И. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике //Дошкольное воспитание, 1996 г, с. 17-20.

6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии Текст. / Л.С. Выготский. С.-Пб.: Союз, 1999, с.224 .

7. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. М.; Мир, 1972 г.

8. Столяр М. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Просвещение, 1991 г., с. 80.

9. Кларина Л.М. Развитие субъектности детей дошкольного возраста // Новые ценности образования, 2007, № 3, с. 38 – 47.

10. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание, 1997, № 10; 1998. № 12.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию. Тема:…

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию Тема: «Поездка в театр» Цели: Способствовать развитию компонентов детской игры (обогащение игровых действий...

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями)

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило ряд новых функций...

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Читайте также

Методическое пособие для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и родителей…

Методическое пособие для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и родителей «Её величество - ловкость»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе на тему: «Снеговик» Цель: Закреплять умение детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми...

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в…

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в семье клад» Цель: Формирование у детей представления о семье через беседу...