Формирование интеллектуально-творческой личности дошкольников посредством театрализованных игр и представлений

 

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский).

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально-положительного отношения детей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Драматизировать- значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Игра-драматизация- деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков.

Игра для ребенка не только удовольствие, но и упражнение, усилие, что в процессе игры он приобретает новые знания, овладевает умениями, использует все свои возможности и способности, а педагог должен только помогать ребенку своими советами, не мешая его самовыражению. Но в то же время систематическая воспитательная работа не должна опираться только на это самостоятельно возникающее творчество, тем более что у большинства детей его не наблюдается. Между тем целенаправленная организация педагогического процесса способствует развитию у дошкольников художественных способностей.

Игра-драматизация невозможна без предварительного ознакомления с тем произведением, которое драматизируется. Дети в процессе восприятия литературного произведения мысленно действуют в тех воображаемых обстоятельствах, которые созданы творческой фантазией автора. Для того чтобы это мысленное действование трансформировалось в игру, важно, чтобы произведение было полноценно воспринято, осмыслено и эмоционально пережито детьми.

Успешность решения задач воспитания и развития детей в процессе игры-драматизации зависит в большей степени от правильности выбора литературных произведений. Здесь необходимо учитывать, с одной стороны, целевое назначение литературных произведений, с другой- особенности дошкольного возраста.

Если сказку, рассказ предполагается драматизировать, т.е. воспроизвести их содержание не только в слове, но и в движении, мимике, они должны обладать такими качествами, которые свойственны драматическим произведениям. Образы персонажей должны раскрываться через их поступки, взаимоотношения. Столкновения и конфликты должны раскрывать не только в действиях, но и речи персонажей. Поэтому при выборе произведения для целей драматизации обязательно сочетание действий героев со словом.

Успешности выполнения игры-драматизации способствует система других занятий в детском саду, на которых дети приобретают умения и совершенствуют способности, необходимые и для данной деятельности. Так обучение детей выразительному чтению наизусть, занятия по развитию речи благоприятно сказываются на живости и четкости произнесения реплик изображаемых в игре героев; музыкальные и физкультурные занятия вырабатывают ловкость, разнообразие движений. Игру-драматизацию можно проводить с двойным составом участников. Это способствует активизации детей. Формы детской активности при этом различны6 одни непосредственно действуют, каждый прилагая усилия, чтобы выполнить свою роль лучше; другие в это время внимательно следят за исполнителями, а затем нередко повторяют или развивают интересные, живые приемы исполнения ролей своими сверстниками, стараются избежать замеченных неудач.

Таким образом, театрализованная игра является эффективным средством для формирования интеллектуально-творческой личности, а также для социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, т.е. театрализованные игры имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Поэтому педагог должен: во-первых, создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций), во-вторых, приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)и, в-третьих, обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Что такое сумерки?»

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Что такое сумерки?»

Беседа в средней группе «Основные правила поведения на воде»

Беседа в средней группе «Основные правила поведения на воде» Цель: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Мир профессий»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Мир профессий» Цель: Систематизировать знания детей о профессиях, вызвать интерес к разным видам профессий. Задачи: Закреплять знания...

Читайте также

Математический коврик «Цветная мозаика»

Математический коврик «Цветная мозаика» Математический коврик используется как для индивидуальной работы, так и для коллективной работы. Яркие фигуры из фетра крепятся...

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями...

Сценарий День матери «Самая лучшая мама Земли»

Сценарий День матери «Самая лучшая мама Земли» Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия. Учить выразительно исполнять...