Формирование интеллектуально-творческой личности дошкольников посредством театрализованных игр и представлений

 

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский).

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально-положительного отношения детей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Драматизировать- значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Игра-драматизация- деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков.

Игра для ребенка не только удовольствие, но и упражнение, усилие, что в процессе игры он приобретает новые знания, овладевает умениями, использует все свои возможности и способности, а педагог должен только помогать ребенку своими советами, не мешая его самовыражению. Но в то же время систематическая воспитательная работа не должна опираться только на это самостоятельно возникающее творчество, тем более что у большинства детей его не наблюдается. Между тем целенаправленная организация педагогического процесса способствует развитию у дошкольников художественных способностей.

Игра-драматизация невозможна без предварительного ознакомления с тем произведением, которое драматизируется. Дети в процессе восприятия литературного произведения мысленно действуют в тех воображаемых обстоятельствах, которые созданы творческой фантазией автора. Для того чтобы это мысленное действование трансформировалось в игру, важно, чтобы произведение было полноценно воспринято, осмыслено и эмоционально пережито детьми.

Успешность решения задач воспитания и развития детей в процессе игры-драматизации зависит в большей степени от правильности выбора литературных произведений. Здесь необходимо учитывать, с одной стороны, целевое назначение литературных произведений, с другой- особенности дошкольного возраста.

Если сказку, рассказ предполагается драматизировать, т.е. воспроизвести их содержание не только в слове, но и в движении, мимике, они должны обладать такими качествами, которые свойственны драматическим произведениям. Образы персонажей должны раскрываться через их поступки, взаимоотношения. Столкновения и конфликты должны раскрывать не только в действиях, но и речи персонажей. Поэтому при выборе произведения для целей драматизации обязательно сочетание действий героев со словом.

Успешности выполнения игры-драматизации способствует система других занятий в детском саду, на которых дети приобретают умения и совершенствуют способности, необходимые и для данной деятельности. Так обучение детей выразительному чтению наизусть, занятия по развитию речи благоприятно сказываются на живости и четкости произнесения реплик изображаемых в игре героев; музыкальные и физкультурные занятия вырабатывают ловкость, разнообразие движений. Игру-драматизацию можно проводить с двойным составом участников. Это способствует активизации детей. Формы детской активности при этом различны6 одни непосредственно действуют, каждый прилагая усилия, чтобы выполнить свою роль лучше; другие в это время внимательно следят за исполнителями, а затем нередко повторяют или развивают интересные, живые приемы исполнения ролей своими сверстниками, стараются избежать замеченных неудач.

Таким образом, театрализованная игра является эффективным средством для формирования интеллектуально-творческой личности, а также для социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, т.е. театрализованные игры имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Поэтому педагог должен: во-первых, создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций), во-вторых, приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)и, в-третьих, обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.





Новые публикации

Конспект прогулки «Мы друзья птиц». Для детей старшей группе детского…

Конспект прогулки «Мы друзья птиц». Для детей старшей группе детского сада Программное содержание: - Уточнение и расширение представлений у детей об осени...

Развлечение для детей раннего возраста «Лесными тропинками»

Развлечение для детей раннего возраста «Лесными тропинками» Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей. Задачи: развивать чувство прекрасного, вводить в музыкально-художественный образ...

Консультация для родителей «Зачем дошкольнику проекты?»

Консультация для родителей «Зачем дошкольнику проекты?» Уважаемые родители, не секрет, что речевое развитие детей дошкольного возраста является одной из главных задач...

Читайте также

Интегрированная деятельность детей средней группы на тему: «Игрушки для Марины»

Интегрированная деятельность детей средней группы на тему: «Игрушки для Марины»   Программное содержание. Развитие речи: Связная речь: учить детей составлять описание игрушки, называя её характерные признаки. Грамматика:...

Интегрированная образовательная деятельность с детьми 2-3 лет «Кошка Мурка в…

Интегрированная образовательная деятельность с детьми 2-3 лет «Кошка Мурка в гостях у ребят»   Задачи: Закрепление знаний о кошке. Закрепление цвета. Закрепления приема закрашивания штриховкой карандашом. Развитие ловкости в бросании и...

Опыт: «Воздух поет и свистит»

Опыт: «Воздух поет и свистит» Цели: Познание: знакомство со свойствами воздуха и ветра, его возможностями. Совершенствование умения детей сравнивать и анализировать, устанавливать связи...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Консультация для родителей …

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту. Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы...

«Зима!» Родителям рекомендуется.

Наступила долгожданная зима. Природа очень быстро преобразилась, все вокруг покрылось снегом. Деревья укрыты белоснежным покрывалом, реку сковал толстый слой льда, совсем исчезли все насекомые, перелетные птицы еще осенью улетели в теплые края. Все эти приметы наступившей зимы понятны для взрослых...

Конспект сюжетно-творческой игры по коммуникативному развитию: "Мы журналисты" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект сюжетно-творческой игры по коммуникативному развитию: «Мы - журналисты» для детей старшего дошкольного возраста. Цель:  Формирование игровых умений, обеспечивающих творческую игру детей. Развитие активности и уверенности в своих действиях. Задачи: Развивать коммуникативные навыки речи детей. Закрепить в речи новые слова: журналист, редактор...

Творческий проект: "Театр в чемодане" в средней группе.

Творческий проект: «Театр в чемодане». Участники проекта: педагоги – дети – родители. Тип проекта: творческий. Срок реализации: январь 2019 год. Педагоги: Средняя логопедическая группа (4-5 лет). г. Ярославль. Актуальность проекта: В театрализованной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство