Использование технологии проблемного обучения дошкольников при организации НОД по ФЭМП

 

Одна из важных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является создание таких проблемных ситуаций, позволяющих ребенку стать активным участником обучения. Если ребенок сам в себе что-то преодолевает (начинаю – не выходит, а с помощью взрослого смогу), то он развивается как личность, которая способна находить необходимые в разных ситуациях, способы деятельности.

Как показывает практика, в работе с детьми мы имеем дело с большим количеством аналогичных и однотипных упражнений, которые выполняются детьми механически. В тех случаях, когда дошкольники сталкиваются с заданиями нового для детей вида или же с более сложными заданиями, они как правило действуют хаотично, пытаясь угадать необходимый результат или способ, не могут осознать причины своих затруднений. Это свидетельствует об отсутствии у дошкольников опыта преодоления затруднений. Преодолению данных затруднений способствует технология проблемного обучения.

Проблемное обучение – это обучение, с помощью которого изучение нового материала происходит путём создания ситуации, в содержании которой перед дошкольником ставится проблема, являющаяся для него интеллектуальным затруднением.

Использование проблемного обучения представляется как систематическая последовательность процедур, включающих следующие компоненты: постановка педагогом учебно-проблемной задачи, создание проблемной ситуации; принятие и разрешение возникшей проблемы, осознание её, в процессе которого дошкольники овладевают наиболее обобщенными способами приобретения новых знаний; применение в дальнейшем данных способов для решения конкретных задач.

Проблемная ситуация создается педагогом специально, путем применения особенных методических приемов:

- он подводит дошкольников к противоречию и предлагает им найти самостоятельно способ разрешения данного противоречия;

- сталкивает в практической деятельности противоречия;

- предлагает разные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает рассмотреть явление с разных позиций;

- побуждает дошкольников делать обобщения, сравнения, сопоставлять факты, делать соответствующие выводы из ситуации;

- ставит перед дошкольниками конкретные вопросы (на конкретизацию, обоснование, логику рассуждения, обобщение);

- ставит проблемные задачи. контроль [1].

Создание же проблемных ситуаций в процессе формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений является одной из основных задач, стоящих перед педагогами в процессе проведения НОД. Проблемную ситуацию можно создавать как на всех этапах процесса обучения, так и при знакомстве с новым материалом, при закреплении, контроле, в процессе выполнения творческих, тренировочных заданий. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому необходимо использовать дифференцированный и индивидуальный подход. Проблемная ситуация при обучении математике должна возникать естественно, за счет появления упражнений, которые кажутся привычными на первый взгляд, но над выполнением, которых ребенку необходимо задуматься. В сущности, каждая логическая задача и большинство других упражнений, представленных в методических разработках и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ребенок должен задуматься. контроль [2].

Проблемная ситуация создается специально, путем применения особенных методических приемов:

- подведение дошкольников к противоречию: с яблони собрали 5 яблок. Хватит ли этих яблок 10 детям? Как разделить эти яблоки поровну между всеми детьми?

- рассмотрение разных точек зрения: постройте квадрат из 4 палочек. Возьмите еще палочки и постройте 2 квадрата;

- создание ситуаций выбора: найди лишний предмет (упражнение «Четвертый лишний»);

- провокации: одно яйцо варится 5 минут. Сколько времени будут вариться 2 яйца?

- проблемные задачи. [3].

Таким образом, такие приемы могут быть использованы в процессе выполнения детьми различных, знакомых им упражнений, будучи дополненными соответствующими вопросами и заданиями, позволяющими детям обнаружить проблему. Кроме того, могут быть использованы знакомые детям игры и упражнения с дополнительными заданиями, которые будут содержать в себе проблему.

 

Литература.

1. Белошистая Н.В. Математика и конструирование для детей от 3 до 4 лет. - Мурманск: МОИКПРО, 2000.

2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -СПб.: Детство-Пресс, 2000.

3. Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект и сценарий «Рыцарский турнир»

 Проект и сценарий «Рыцарский турнир»

Конспект ООД «Знакомство с домашними животными»

Конспект ООД «Знакомство с домашними животными» (В средней группе) Цель: Расширять представления о жизни домашних животных. Программные задачи: Развивать диалогическую форму речи, умение слушать и...

Система экологического образования как фактор развития детей дошкольного возраста

Система экологического образования как фактор развития детей дошкольного возраста Какой будет наша Белaрусь, кaким увидят окружaющий мир будущие поколения, во многом...

Читайте также

Развлечение для детей среднего возраста «Путешествие по летним полянкам»

Развлечение для детей среднего возраста «Путешествие по летним полянкам» Под музыку входит Лето с корзиной, украшенной цветами, в венке из цветов...

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!»

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!» Вид проекта: творчески – игровой. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Участники: воспитанники группы раннего возраста (1,6...

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...