Интерактивные формы сотрудничества с семьей

 

Вовлечь ребенка в игру, предложить вместе найти «сокровище» посредством преодоления препятствий или провести интересный опыт для решения трудного вопроса «почему?», опытному воспитателю совсем нетрудно. Сделать родителей наших воспитанников своими союзниками, помощниками, соавторами идей – вот сложная задача. Но и она решаема, когда в педагоге «горит» искорка творца, когда интерес его разделяют родители малышей, когда все получается, оттого что тебя понимают и поддерживают.

Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования до 2020 года» обязывает «работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественно-образовательный спрос на реальные потребности образовательных услуг». В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО обновления системы дошкольного образования меняются формы заинтересованности родителей, их вовлечение в педагогический процесс, теперь родители не пассивные зрители, а полноправные участники жизни ДОУ. И все чаще мы используем новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Эти формы работы вооружены новыми педагогическими технологиями, оснащены современным оборудованием, что, конечно же, оказывает педагогу огромную поддержку, воплощаемые проекты научно обоснованные, красочные, уже не требующие такой длительной подготовки как раньше.

В практику нашего детского сада введены такие формы:

«Вечер вопросов и ответов». Данный вид деятельности педагогов и родителей позволяет и тем и другим уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, обменяться знаниями друг с другом, обсудить актуальные проблемы развития детей. Темы обсуждений разнообразны, это и «детские капризы», и вопросы «добра и зла», и «рецепты здоровья детей». Наши педагоги стараются создать обстановку, где родители не чувствуют себя гостями, а такими же хозяевами, помогающими и советом и примером. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успех совместной работы, решает многие проблемы.

«Поход выходного дня» - мероприятие, в котором семьи участвуют с удовольствием. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению друг с другом, с педагогом. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества и в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Маршрут заранее планируется и обсуждается, взрослые готовят небольшие сообщения по ходу маршрута. Это могут быть исторические справки о городских улицах, скверах, памятниках, такие сообщения несложно найти используя Интернет. Конечно же, совместная прогулка приносит удовольствие и взрослым и детям. Из таких походов дети получают и большое количество познавательной информации, узнают лучше свой город, свою историю.

Еще одно применяемое в практике нашего детского сада интерактивное мероприятие - «Аукцион идей». Известно, что аукцион – это публичная продажа товаров, ценного имущества, произведений искусства и т.д., а вот объектом продажи на наших творческих аукционах становятся интересные проекты, идеи, детские рисунки и поделки. Приобретаются они за символическую цену: «смайлики» или «флажки одобрения». Каждый взрослый становится здесь Колумбом в океане фантазии, может предложить свою идею, воплотить свою детскую мечту.

«Родительская конференция». Для эффективного взаимодействия ДОУ с родителями ежегодно в нашем дошкольном учреждении проходят родительские конференции. На конференции выступают родители, педагоги, работники УО, происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок детей и родителей, совместные концерты художественной самодеятельности. Тематика конференций разнообразна, это: «Наши традиции», «Вопросы семейного воспитания», «Мальчики и девочки, различия в поведении» и др. В тесном общении родителей наших воспитанников и педагогического коллектива ДОУ, нередко рождаются интересные выводы, неожиданные образовательные находки, способные обогатить наши знания, повысить педагогическую культуру взрослых.

Еще одна форма интерактивного взаимодействия - «Дни открытых дверей» , которая дает возможность присутствовать родителям на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях детского сада. Очень часто педагоги нашего детского сада используют «зарядку вдвоем», один из приемов здоровьесбережения, когда взрослые вместе с детьми выполняют упражнения, игровые задания, соревнуются, тем самым формируя интерес к физической культуре, а через неё - к здоровому образу жизни.

Внедрение инновационных форм работы с семьями воспитанников помогает детскому саду быть более открытым для родителей и общественности, сближает педагогов с родителями, позволяет выработать единую линию взаимодействия в воспитании, в полноценном развитии ребенка, определяет реальные перспективы для успешного и интересного сотрудничества. «Ничто так не сближает, как совместное творчество, совместный поиск, совместные неудачи и находки…» - говорил Юрий Вяземский. И взрослые и дети, объединенные одной целью, одной идеей, реализуют единую программу воспитания и развития детей в детском саду и семье, повышают эффективность педагогического процесса.

 

Литература.

  1. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
  2. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
  3. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
  4. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
  5.  Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.2010.
  6. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011. – 72с.
  7. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей…

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей 4-5 лет Количество занятий в неделю Первый год обучения – 1 занятие в...

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную…

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песню Когда руководитель детского певческого коллектива предлагает детям выучить новую русскую...

Читайте также

Интегрированное занятие с элементами развития речи «Веселые лягушата в стране…

Интегрированное занятие с элементами развития речи «Веселые лягушата в стране Звукляндии» Цель: Побуждение детей к дружеским отношениям, творчеству, интерес к физкультурным занятиям. Задачи: укреплять...

Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»

Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»

Программа самообразования на 2021 – 2024 учебный год. Тема: «Ознакомление…

Программа самообразования на 2021 – 2024 учебный год Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром в процессе элементарного экспериментирования» 1 квалификационная...