Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Национальная доктрина образования в Российской Федерации определила, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первоначальное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.
Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.
Д.С.Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».
Ознакомление дошкольников с родным городом и страной – это знакомство с историей и культурой своего народа, его обычаями и традициями. Это одна из задач патриотического воспитания.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию того, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, повсюду живут люди разных национальностей, есть общие профессиональные и общественные праздники, люди берегут и охраняют природу и др.
Надо показать детям, что наш родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.
Внимание детей привлекается к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, парковый комплекс, почта, аптека, и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Старшие дошкольники должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Им объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого с детьми проводятся экскурсии по городу, на природу, беседы, презентации и т.д.
Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, культурой, с выдающимися людьми.
Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
- формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину, за своих земляков;
- развивать бережное отношение к достопримечательностям города, к его природе;
- уважать и ценить труд людей;
- умение ориентироваться в своем городе, знать название улиц;
- воспитывать желание украсить свой город, сделать его лучше и чище.
Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
В группах оформлены национальные уголки с российской и осетинской символикой. Создан национальный музей, где дети наглядно знакомятся с бытом осетинского народа и где проходят разные мероприятия.
Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном городе.
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, свою родную республику.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом для старшей группы
№
|
Время проведения | Тема | Форма проведения |
1 | Сентябрь | Город, в котором я живу. Рассматривание иллюстраций города. | НОД |
2 | Октябрь | Знакомство с достопримечательностями города. | беседа |
3 | Ноябрь | Закрепление представлений у детей об особенностях расположения города и республики (рассматривание карты). | беседа |
4 | Ноябрь | Беседа о названиях улиц родного города. | беседа |
5 | Январь | Знаменитые улицы моего города (ул.К.Хетагурова, К.Бутаева, ул.Гагарина, Генерала Дзилихова, ул.Исса Плиева, ул.Л.Толстого) | НОД |
6 | Январь | Природа родного города. | |
7 | Памятники нашего города. | НОД | |
8 | Февраль | Они защищали Родину. Рассказ о тех, кто защищал родной город. | НОД |
9 | Февраль | Беседа о родном городе, его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия). | беседа |
10 | Март | Главная достопримечательность нашего города «Храм Вознесения Господня» | |
11 | Март | Дом, в котором я живу. | ИЗО деятельность |
12 | Апрель | Воспитание в детях бережное отношение к природе родного города. | НОД, прогулки, наблюдения |
13 | Апрель | Мой любимый парк | НОД, беседа |
14 | Май | Рассматривание иллюстраций с природой нашей республики и района. | |
15. | Май | Мой любимый Алагир | Выставка творческих работ |
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом для подготовительной группы
№
|
Время проведения | Тема | Форма проведения |
1 | Сентябрь | Алагирский район, г.Алагир.
История возникновения родного города. |
Беседа |
Октябрь | Герб нашего города | ||
2 | Октябрь | Владикавказ - столица РСО-Алания. Памятники родного города.
Люди, прославившие город. |
НОД
Беседа |
Ноябрь | Презентации «Их именами названы улицы нашего города» | ||
3 | Ноябрь | Мой любимый парк. | НОД-беседа |
Ноябрь | Люди, прославившие город Алагир: Александр Дзасохов, Сергей Меняйло, Станислав Черчесов, Анатолий Галаов, Хетаг Гозюмов. | НОД-беседа | |
4 | Декабрь | Алагирский краеведческий музей.
Закрепление знаний о памятниках родного города – рассказ о героях революции (Алагирский район). «Путешествие по родному городу». |
Целевая прогулка
Посещение музея Занятие
|
5 | Декабрь | Закрепление названий улиц.
Составление рассказов об истории города по названиям улиц. |
Занятие
Рассказ воспитателя Экскурсия |
6 | Январь | Знакомство с памятниками родного города: памятники К.Л.Хетагурову, Ю.Кучиеву, Герою Советского Союза, генералу армии Г.И.Хетагурову, И.В.Сталину.
«Узнай где я нахожусь» – закрепление знаний о достопримечательностях родного города. |
Заочное путешествие
Дидактическая игра
|
7 | Январь | Музейно-парковый комплекс свинцово-цинкового комбината. | Занятие |
8 | Февраль | Памятники защитникам Отечества. «Танк Т-34 и Вечный огонь», «Братская могила, Петр Гужвин», «Ч.Басиева».
Рассматривание фотографий «Фонтаны нашего города», рассказ об их возникновении. Городской парк. Парк музейно-выставочного комплекса. |
Беседа
Беседа Целевая прогулка Целевая прогулка |
9 | Февраль | Показ слайдов «Самые красивые места города» | |
10 | Март | «Что в имени тебе моем…» | проект с воспитателем по ИЗО деятельности |
11 | Март | Закрепление знаний о музеях родного города. | Игра-путешествие |
12 | Апрель | Северо-осетинский государственный заповедник | Экскурсия |
13 | Апрель | Зоны отдыха нашего города.
Рассматривание иллюстраций, открыток с видами родного города. |
Беседа
Рассказ |
14 | Май | Природа родного города. | Занятие |
15 | Май | «Природа Осетии» | Беседа |
Читайте также |
---|
Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста
Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной...
Конспект НОД в средней группе (4 -5 лет) «Поможем Золушке»
Конспект НОД в средней группе (4 -5 лет) «Поможем Золушке» Цель НОД: развитие творческих способностей детей через вариативные способы изобразительной деятельности. Задачи приоритетной...
Поэзия как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности
Поэзия как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Оптимизировать обучение детей дошкольного возраста в сфере дополнительного образования технической направленности можно...