Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

Национальная доктрина образования в Российской Федерации определила, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первоначальное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. 

Д.С.Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

Ознакомление дошкольников с родным городом и страной – это знакомство с историей и культурой своего народа, его обычаями и традициями. Это одна из задач патриотического воспитания.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию того, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, повсюду живут люди разных национальностей, есть общие профессиональные и общественные праздники, люди берегут и охраняют природу и др.

Надо показать детям, что наш родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.

Внимание детей привлекается к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, парковый комплекс, почта, аптека, и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Старшие дошкольники должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Им объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого с детьми проводятся экскурсии по городу, на природу, беседы, презентации и т.д.

Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, культурой, с выдающимися людьми.

Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

  • формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему;
  • воспитывать чувство гордости за свою Родину, за своих земляков;
  • развивать бережное отношение к достопримечательностям города, к его природе;
  • уважать и ценить труд людей;
  • умение ориентироваться в своем городе, знать название улиц;
  • воспитывать желание украсить свой город, сделать его лучше и чище.

Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

В группах оформлены национальные уголки с российской и осетинской символикой. Создан национальный музей, где дети наглядно знакомятся с бытом осетинского народа и где проходят разные мероприятия.

Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном городе.

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, свою родную республику.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом для старшей группы

 

Время проведения Тема Форма проведения
1 Сентябрь Город, в котором я живу. Рассматривание иллюстраций города. НОД
2 Октябрь Знакомство с достопримечательностями города. беседа
3 Ноябрь Закрепление представлений у детей об особенностях расположения города и республики (рассматривание карты). беседа
4 Ноябрь Беседа о названиях улиц родного города. беседа
5 Январь Знаменитые улицы моего города (ул.К.Хетагурова, К.Бутаева, ул.Гагарина, Генерала Дзилихова, ул.Исса Плиева, ул.Л.Толстого) НОД
6 Январь Природа родного города.  
7   Памятники нашего города. НОД
8 Февраль Они защищали Родину. Рассказ о тех, кто защищал родной город. НОД
9 Февраль Беседа о родном городе, его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия). беседа
10 Март Главная достопримечательность нашего города «Храм Вознесения Господня»  
11 Март Дом, в котором я живу. ИЗО деятельность
12 Апрель Воспитание в детях бережное отношение к природе родного города. НОД, прогулки, наблюдения
13 Апрель Мой любимый парк НОД, беседа
14 Май Рассматривание иллюстраций с природой нашей республики и района.  
15. Май Мой любимый Алагир Выставка творческих работ

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом для подготовительной группы

 

Время проведения Тема Форма проведения
1 Сентябрь Алагирский район, г.Алагир.

История возникновения родного города.

Беседа
  Октябрь Герб нашего города  
2 Октябрь Владикавказ - столица РСО-Алания. Памятники родного города.

Люди, прославившие город.

НОД

Беседа

  Ноябрь Презентации «Их именами названы улицы нашего города»  
3 Ноябрь Мой любимый парк. НОД-беседа
  Ноябрь Люди, прославившие город Алагир: Александр Дзасохов, Сергей Меняйло, Станислав Черчесов, Анатолий Галаов, Хетаг Гозюмов. НОД-беседа
4 Декабрь Алагирский краеведческий музей.

Закрепление знаний о памятниках родного города – рассказ о героях революции (Алагирский район).

«Путешествие по родному городу».

Целевая прогулка

Посещение музея

Занятие

 

5 Декабрь Закрепление названий улиц.

Составление рассказов об истории города по названиям улиц.

Занятие

Рассказ воспитателя Экскурсия

6 Январь Знакомство с памятниками родного города: памятники К.Л.Хетагурову, Ю.Кучиеву, Герою Советского Союза, генералу армии Г.И.Хетагурову, И.В.Сталину.

«Узнай где я нахожусь» – закрепление знаний о достопримечательностях родного города.

Заочное путешествие

Дидактическая игра

 

7 Январь Музейно-парковый комплекс свинцово-цинкового комбината. Занятие
8 Февраль Памятники защитникам Отечества. «Танк Т-34 и Вечный огонь», «Братская могила, Петр Гужвин», «Ч.Басиева».

Рассматривание фотографий «Фонтаны нашего города», рассказ об их возникновении.

Городской парк.

Парк музейно-выставочного комплекса.

Беседа

Беседа

Целевая прогулка

Целевая прогулка

9 Февраль Показ слайдов «Самые красивые места города»  
10 Март «Что в имени тебе моем…» проект с воспитателем по ИЗО деятельности
11 Март Закрепление знаний о музеях родного города. Игра-путешествие
12 Апрель Северо-осетинский государственный заповедник Экскурсия
13 Апрель Зоны отдыха нашего города.

Рассматривание иллюстраций, открыток с видами родного города.

Беседа

Рассказ

14 Май Природа родного города. Занятие
15 Май «Природа Осетии» Беседа


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста

Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной...

Конспект НОД в средней группе (4 -5 лет) «Поможем Золушке»

Конспект НОД в средней группе (4 -5 лет) «Поможем Золушке» Цель НОД: развитие творческих способностей детей через вариативные способы изобразительной деятельности. Задачи приоритетной...

Поэзия как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Поэзия как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Оптимизировать обучение детей дошкольного возраста в сфере дополнительного образования технической направленности можно...

Читайте также

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации В современной педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...