Сайт для воспитателей детских садов



Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

 

Аннотация: Самооценка детей дошкольного возраста в онтогенезе. Воспитание адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Виды и уровни самооценки личности, их особенности. Факторы, влияющие на развитие самооценки старшего дошкольника.

 

В отечественной психологической литературе самооценке уделено большое внимание. Понятие, структура, функции, а также проблема развития самооценки рассмотрены в работах Л. И. Божович [2], И.С. Кона [4], А. И. Липкиной [5], М. И. Лисиной [6].

Самооценка представляет собой наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает. В ряду исследователей, занимающихся разработкой субъективной сферы личности - проблемой самооценки – представители разных психологических школ рассматривают самооценку в соответствии в контексте самосознания, личности или категории «Я», либо в зависимости от ее компонентов (регулятивного, эмоционального, когнитивного). Предметом объективной оценки являются потенциалы личности и ее возможности, которые по разным показателям оцениваются экспертами.

Вопросами изучения развития самооценки детей дошкольного возраста занимались ученые А.И. Липкина [5], Е.И. Савонько [7], Г.А. Собиева [9]. Е.О. Смирнова [8], Г.Б. Тагиева [10] в своих работах изучали зависимость уровня освоения ребенком деятельности и самооценки.

Ребенок в дошкольном детстве проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию. Старшие дошкольники в основном, верно, осознают свои достоинства и недостатки, учитывая отношение к ним со стороны окружающих. То есть, развитие самооценки и самосознания составляет одно из основных новообразований дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте самооценка, как правило, является завышенной – ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий. Это происходит потому, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные действия – дошкольник еще не может отделить положительное отношение к себе в целом от оценки своих конкретных дел. Поэтому частные негативные оценки и замечания не оказывают должного воспитательного эффекта.

В работах Б.С. Волкова [3] и Н.В. Волковой [3], Д.Б. Эльконина [11] отмечается, что самооценка детей дошкольного возраста постепенно к старшему возрасту становится все более адекватной, особенно в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где, имеется реальная опора. Б.Г. Ананьев [1], П.М. Якобсон [12] и другие отмечают, что к старшему дошкольному возрасту формируется способность к адекватной самооценке в конкретной деятельности, а также в специально задаваемой ситуации. Г. Б. Тагиева [10] отмечает, что в старшем дошкольном возрасте, многие дети начинают давать себе адекватную оценку применительно к каким-либо конкретным видам деятельности.

Для развития адекватной самооценки у детей необходимо создавать разнообразные условия, такие как:

  1. Создание положительного эмоционального фона.
  2. Научить детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, быть внимательными к проявлению чувств и желаний других людей.
  3. Формировать у детей понятие «друг», «дружба». Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других. Сплочение детского коллектива, повышение самооценки.
  4. Учить детей говорить о себе, ценить себя. Снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Развитие самоконтроля и произвольности движений.

Для определения уровня сформированности самооценки у дошкольников были использованы методики: «Лесенка» (В.Г. Щур) и методика «Какой Я» (Р.С. Немова).

В ходе исследования у детей 5-6 лет были выделены следующие особенности самооценки:

  • В исследуемых группах преобладает заниженная самооценка так в экспериментальной группе этот уровень выявлен у 9 детей (45%), а в контрольной группе у 8 детей (40%). В ходе проведения диагностики в ЭГ адекватный уровень самооценки был выевлен у 20% детей (20%) в контрольнорй групе у 25%. Завышенная самооценка выявлена у 7 детей (35%) как в экспериментальной так и в контрольной группе.
  • Анализ данных свидетельствует о том, что дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность.

После проведенного формирующего этапа произошли позитивные изменения: в экспериментальной группе 45% детей поднялись до адекватного уровня, в контрольной группе динамика произошла у 5% испытуемых. Дети стали более самостоятельными, уверенными в себе, повысилась их познавательная активность Они свободнее выражают свои эмоциональные состояния, делятся своими личными проблемами, переживаниями потребностями Значительно улучшились их коммуникативные навыки.

Реализованная система работы доказала свою эффективность при следующих условиях: создание положительного эмоционального фона, обучении детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, сплочение детского коллектива и снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона, развитие самоконтроля.

 

Литература.

  1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев; под ред. Н. А. Логиновой ; отв. ред. и сост. Л. А. Коростылева, Г. С. Никифоров. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 548 с.
  2. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. ( 1998. ( № 4. – С. 47.
  3. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2016. – 304 с.
  4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Владос, 2008. – 360 с.
  5. Якобсон, С. Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1993. – № 8. – С. 55-61.




Новые публикации

КВН в подготовительной группе «Животные Арктики и Саванны»

КВН в подготовительной группе «Животные Арктики и Саванны» {pdf=download/files/presentation/file578.pdf|90%|700|native}

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Влияние родителей на формирование личности ребенка Фундаментальную основу формирования личности ребенка и его эмоциональную сферу восприятия – закладывают родители. Это касается...

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (из опыта ра…

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (Из опыта работы) «Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую...

Читайте также

Комплексное занятие для детей подготовительной группы «Сказки учат нас добру»

Комплексное занятие для детей подготовительной группы «Сказки учат нас добру»   Цель: Создавать условия для духовно - нравственного развития ребенка. Задачи: Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (приветливо...

Консультация «Развитие речи на занятиях по ИЗО»

Консультация «Развитие речи на занятиях по ИЗО» Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно...

Конспект НОД художественное творчество «Волшебные руки мастера» старшая группа

Конспект НОД художественное творчество «Волшебные руки мастера»старшая группа Цель: развивать у детей интерес к изобразительной и конструктивной деятельности Задачи: развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного...




Комментарии

  • Аниса
    Спасибо большое! очень интересный сценарий. Желаю Вам дальнейших успехов!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

В блогах

Анализ выполнения рабочей программы педа…

Во второй младшей группе № 2 в 2018-2019 году находилось 6 детей в возрасте от 2 до 3 лет, 15 воспитанников - от 3 до 4 лет.  В течение периода с сентября...

Формирование личности детей старшего дош…

Не для кого не секрет, что шашки помогают воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Но часто ли мы задумаемся о том, что обучения детей старшего...

Что скрывает сосулька?

ООД по Познавательному развитию в старшей группе « Звёздочки» Воспитатель : Шемякина М.А. « Что скрывает сосулька?» Актуальность Наблюдая за детьми на прогулке, заметила, как дети едят снег, пробуют снег на вкус, облизывают катышки...

Конспект занятия по робототехнике «Карас…

Задачи: - учить детей, используя схему, строить карася из конструктора «KID K,NEX Education»; называть детали конструктора (коннектор, стержень, глаз) через упражнение «Скажи правильно»; - закрепить правила безопасности (детали в рот брать нельзя)...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство