Сайт для воспитателей детских садов



Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

 

Аннотация: Самооценка детей дошкольного возраста в онтогенезе. Воспитание адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Виды и уровни самооценки личности, их особенности. Факторы, влияющие на развитие самооценки старшего дошкольника.

 

В отечественной психологической литературе самооценке уделено большое внимание. Понятие, структура, функции, а также проблема развития самооценки рассмотрены в работах Л. И. Божович [2], И.С. Кона [4], А. И. Липкиной [5], М. И. Лисиной [6].

Самооценка представляет собой наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает. В ряду исследователей, занимающихся разработкой субъективной сферы личности - проблемой самооценки – представители разных психологических школ рассматривают самооценку в соответствии в контексте самосознания, личности или категории «Я», либо в зависимости от ее компонентов (регулятивного, эмоционального, когнитивного). Предметом объективной оценки являются потенциалы личности и ее возможности, которые по разным показателям оцениваются экспертами.

Вопросами изучения развития самооценки детей дошкольного возраста занимались ученые А.И. Липкина [5], Е.И. Савонько [7], Г.А. Собиева [9]. Е.О. Смирнова [8], Г.Б. Тагиева [10] в своих работах изучали зависимость уровня освоения ребенком деятельности и самооценки.

Ребенок в дошкольном детстве проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию. Старшие дошкольники в основном, верно, осознают свои достоинства и недостатки, учитывая отношение к ним со стороны окружающих. То есть, развитие самооценки и самосознания составляет одно из основных новообразований дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте самооценка, как правило, является завышенной – ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий. Это происходит потому, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные действия – дошкольник еще не может отделить положительное отношение к себе в целом от оценки своих конкретных дел. Поэтому частные негативные оценки и замечания не оказывают должного воспитательного эффекта.

В работах Б.С. Волкова [3] и Н.В. Волковой [3], Д.Б. Эльконина [11] отмечается, что самооценка детей дошкольного возраста постепенно к старшему возрасту становится все более адекватной, особенно в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где, имеется реальная опора. Б.Г. Ананьев [1], П.М. Якобсон [12] и другие отмечают, что к старшему дошкольному возрасту формируется способность к адекватной самооценке в конкретной деятельности, а также в специально задаваемой ситуации. Г. Б. Тагиева [10] отмечает, что в старшем дошкольном возрасте, многие дети начинают давать себе адекватную оценку применительно к каким-либо конкретным видам деятельности.

Для развития адекватной самооценки у детей необходимо создавать разнообразные условия, такие как:

  1. Создание положительного эмоционального фона.
  2. Научить детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, быть внимательными к проявлению чувств и желаний других людей.
  3. Формировать у детей понятие «друг», «дружба». Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других. Сплочение детского коллектива, повышение самооценки.
  4. Учить детей говорить о себе, ценить себя. Снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Развитие самоконтроля и произвольности движений.

Для определения уровня сформированности самооценки у дошкольников были использованы методики: «Лесенка» (В.Г. Щур) и методика «Какой Я» (Р.С. Немова).

В ходе исследования у детей 5-6 лет были выделены следующие особенности самооценки:

  • В исследуемых группах преобладает заниженная самооценка так в экспериментальной группе этот уровень выявлен у 9 детей (45%), а в контрольной группе у 8 детей (40%). В ходе проведения диагностики в ЭГ адекватный уровень самооценки был выевлен у 20% детей (20%) в контрольнорй групе у 25%. Завышенная самооценка выявлена у 7 детей (35%) как в экспериментальной так и в контрольной группе.
  • Анализ данных свидетельствует о том, что дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность.

После проведенного формирующего этапа произошли позитивные изменения: в экспериментальной группе 45% детей поднялись до адекватного уровня, в контрольной группе динамика произошла у 5% испытуемых. Дети стали более самостоятельными, уверенными в себе, повысилась их познавательная активность Они свободнее выражают свои эмоциональные состояния, делятся своими личными проблемами, переживаниями потребностями Значительно улучшились их коммуникативные навыки.

Реализованная система работы доказала свою эффективность при следующих условиях: создание положительного эмоционального фона, обучении детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, сплочение детского коллектива и снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона, развитие самоконтроля.

 

Литература.

  1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев; под ред. Н. А. Логиновой ; отв. ред. и сост. Л. А. Коростылева, Г. С. Никифоров. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 548 с.
  2. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. ( 1998. ( № 4. – С. 47.
  3. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2016. – 304 с.
  4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Владос, 2008. – 360 с.
  5. Якобсон, С. Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1993. – № 8. – С. 55-61.




Новые публикации

Конспект организованной образовательной деятельности «В гостях у Светофора» в…

Конспект организованной образовательной деятельности «В гостях у Светофора» в младшей группе Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». 1. Цель: Формировать представление о безопасности движения...

Работа с детьми дошкольного возраста в рамках подготовки к участию в робототехни…

Работа с детьми дошкольного возраста в рамках подготовки к участию в робототехнических конкурсах и соревнованиях Направление работы по техническому конструированию, являются...

Дидактическое пособие Лэпбук на тему: «Космос» для средней группы

Дидактическое пособие Лэпбук на тему: «Космос» для средней группы Задачи: 1. Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики, о космосе...

Читайте также

«Лего - не просто конструктор!»

«Лего - не просто конструктор!»   Каждый ребенок и родитель знает наименование бренда Lego! В каждом дошкольном учреждении есть те или иные наборы...

Конспект НОД по ознакомлению с природой в образовательной области «познание» на …

Конспект НОД по ознакомлению с природой в образовательной области «познание» на тему «Зелёная аптека» (в старшей группе)  Задачи НОД: 1. Познакомить детей с...

Консультация для воспитателей «Развитие эстетического восприятия дошкольников в …

Консультация для воспитателей«Развитие эстетического восприятия дошкольников в процессе приобщения к изобразительному искусству»   Искусство занимает особое место среди других эстетичес­ких ценностей. Оно...




Комментарии

  • Tany
    Как же помогла мне эта статья в адаптации ребенка к детскому саду! tchild.ru/.../ ...

    Подробнее...

     
  • Маслова Марина
    Очень нужный и своевременный материал. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо! Понравилось.!

    Подробнее...

     
  • Валентина
    Как вы успеваете провести все? Я проводила это занятие в старшей группе и то не успела за полчаса.

    Подробнее...

     
  • Елена Александровна
    СПАСИБО!!!

    Подробнее...

В блогах

Многофункциональная играс элементами ТРИ…

Паспорт игрового дидактического пособия Название «Забавушка» Есть в саду у нас Забава, Всем забавушкам на славу. Развлекает детвору, И не только развлекает, Развивает, обучает, В каждой группе помогает В воспитанье малыша. Всем подружка, всем мила! Дети с радостью встречают, Умницу-разумницу. Вместе праздники справляют, И...

Турник ,как витамин роста

Управление образования и молодежной политики администрации г.о.г. Чкаловск Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Сказка» Конкурс исследовательских (творческих) работ «Мой первый проект» Тема: «Турник как витамин роста» Выполнил: Дулепов Семен старшая группа Руководитель: мама Мясникова Татьяна Александровна Воспитатель: Вителева В.А. г.о.г.Чкаловск 2017 год План...

Исследовательский проект "Поведай, …

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 5» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Поведай, ракушка, мне тайну на ушко»     Автор проекта: Дымов Константин, 6 лет, Старшая...

Проект для детей второй группы раннего в…

Проект для детей второй группы раннего возраста "Сказка о глупом мышонке"Цель: Познакомить детей с произведением С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Развивать художественное восприятие. Задачи: Расширить кругозор детей на примере произведения С.Я.Маршака...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство