Реализация тематических проектов по программе «Сообщество»

 

«Духовная жизнь ребёнка

полноценна только тогда,

когда он живёт в мире игры, сказки,

музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок».      

  В. А. Сухомлинский.

 

Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в детях желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни.

Программа «Сообщество», по которой я работаю, пытается заложить основы следующих способностей:

  • Принимать и осуществлять перемены;
  • Критически мыслить;
  • Осуществлять выбор;
  • Ставить и решать проблемы;
  • Проявлять творчество, фантазию, изобретательность;
  • Заботиться о людях, обществе, стране, окружающей среде;

В моей работе, делается акцент на таких моментах, как:

  • Индивидуализация условий обучения для каждого ребёнка;
  • Предоставление ребёнку возможности выбора, как через планирование соответствующих занятий, так и через организацию центров активности;
  • Участие семьи.

Обстановка, ориентированная на ребёнка, способствует индивидуализации обучения. Я стараюсь придумывать такие виды деятельности, которые позволяют каждому ребёнку добиться успеха. Обстановка в моей группе создана таким образом, чтобы дети могли самостоятельно осуществлять выбор. Для этого есть доска выбора (приложение). Помещение группы разделено на центры, в которых содержатся материалы для исследования, обучения и игры.

Работа в нашем учреждении основана на выборе тематических проектов и их реализации. Темы проектов могут быть разные, но лучше, если они основаны на интересах детей. Один из способов разработки тематических проектов связан с использованием модели «трёх вопросов»:

  • Что мы знаем?
  • Что мы хотим узнать?
  • Что мы узнали?

Я хочу привести, как пример, несколько тематических проектов, которые были реализованы в моей группе с детьми 4-летнего возраста.

Один из тематических проектов был построен на интересе большей части детей в группе к лошадям. На традиционном утреннем сборе (приложение) мы спросили у ребят, что они знают о лошадях. Все ответы детей были записаны.

Мы обговорили вместе с ребятами то, что им хочется узнать по этой теме. Затем, составили план проекта, так называемое «солнышко» (приложение). В этом плане отображается вся работа в центрах активности по данной теме, а так же, связь с родителями и их помощь в реализации проекта.

Я в группе  курирую центр изобразительного искусства, поэтому мы с ребятами стали думать, что интересного можно сделать в центре по выбранной теме. Идеи детей были разные, мы выбрали самые интересные (нарисовать лошадку, слепить, нарисовать и изготовить маски лошадок для игры в театральном центре). Я была в роли помощника, согласилась с ребятами и начала готовить центр искусства для реализации идей. Так как я углублённо работаю по теме: «Роль пластилиновой сказки в развитии дошкольников», то я решила придумать больше занятий с пластилином. Дети предложили слепить лошадок. Я разработала занятие, которое назвала – «Лошадки пасутся на лугу». (Приложение) Нашла физкультминутку про лошадку, которую выучила вместе с детьми. Занятие с ребятами проводила малыми группами, поэтому все справились с заданием. Затем я решила создать проблемную ситуацию. Так как лошадки проголодались, необходимо было их накормить. «Как же нам быть?»- спросила я ребят. Мы делали зелёный лужок, размазывая пластилин по листу картона, лепили тарелочки, в которые накладывали еду для лошадок вылепленную так же из пластилина. Однажды наши лошадки разбежались по всей  группе. «Что же делать, чтобы они не убегали и не потерялись?»- обратилась я к детям. И мы вместе решили сделать заборчик. Накатали много столбиков и установили вокруг нашего зелёного луга. Кроме этого мы много рисовали, раскрашивали, делали узоры на попонах для лошадок. Большую помощь в реализации проектов нам оказывают родители. Вместе с ребятами они организовали выставку: «Лошадки бывают разные». И, правда, лошади были все разные: деревянные и пластмассовые, резиновые и мягкие, маленькие и большие и т. д. Мы знакомились не только с лошадками, но и с материалом, из которого они сделаны, учились строить лошадок по росту, считать. Родители, так же принимают участие на утренних кругах. Мама одного из мальчиков пришла на утренний круг и рассказала про лошадей, про то, как они увлекались конным спортом. Показала много иллюстраций, принесла настоящее седло, стремена, сбрую, подкову. Дети с удовольствием слушали и рассматривали принесённые предметы, а потом все попробовали посидеть в седле.

Интересно прошла реализация проекта «Зимушка - зима». Тема обширна, поэтому работа по проекту шла живо и интересно. Мы видели, что детей интересует многое, что связано с зимой, зимними праздниками. Много говорили о природе, животных, птицах, об одежде людей и т. д. Я старалась заинтересовать ребят в центре искусства и заметила, что некоторые могут самостоятельно организовать свою работу в центре. Мы много лепили, раскрашивали, делали украшения на ёлку. Познавательным было тематическое занятие: «Птицы наших лесов». На утреннем круге мы вспомнили птиц, которые зимуют вместе с нами, поговорили о том, как мы им можем помочь.  

В центре искусства я предложила ребятам слепить друзей воробью, который прилетел в гости погреться. Дети лепили из глины и пластилина по выбору. Птицы получились все разные, но очень красивые. Вспомнив про птиц, мы попросили ребят школьников сделать нам кормушку, теперь каждый день мы насыпаем корм и наблюдаем из окна за птицами, которые к нам прилетают.  

Приёмом пластилинографии дети создавали зимнюю картинку со снеговиком и ёлочкой. Много говорили о зимних сказках, лепили сказочных героев, приглашали на ёлочку, придумывали новогодние сказки, инсценировали уже знакомые: «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Снегурушка и лиса», «Волк и лиса» и др. Как-то на круге дети сказали, что наступает год мышки. Я предложила в центре искусства слепить мышек из солёного теста. Мы вместе с ребятами приготовили тесто и налепили мышек. Глаза-бусинки, хвостик-ниточка. Ещё я предложила ребятам сделать талисман, который будет их оберегать. Мы сделали красивую рамку из салфеток, а в рамку посадили мышку, которую сделали из цветной бумаги. После зимних каникул, вернувшись в детский сад, я увидела, что дети часто вспоминают новогодний праздник, ёлочку. Тогда я решила провести занятие по лепке: «Зверюшки на празднике» (приложение), мы с ребятами вспоминали, кем они наряжались на новый год. Я приготовила маленькую ёлочку, которой очень грустно одной и предложила ребятам слепить разных животных, которые пришли к ёлочке. Все дети справились с заданием и налепили разных зверей. Здесь были и лисички и волки и мышки и ежики, и медведи с зайчиками. Звери танцевали около ёлочки. Пели песенки про новый год, про зиму. С подгруппой детей мы решили создать новогодний зимний коллаж. Сделали полуобъёмную ёлочку из бумаги, ребята нарисовали Деда Мороза, Снегурочку, снеговика и способом пластилинографии раскрасили всех героев, получилась очень красочная новогодняя картина.

В своей работе  я часто опираюсь на метод индивидуального подхода, так как чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Проблем с дисциплиной становится меньше, а приобретённых знаний и навыков больше.

В основе концепции программы «Шаг за шагом» лежит убеждение, что дети развиваются лучше тогда, когда они увлечены процессом обучения.

Дети с младшего дошкольного возраста учатся делать выбор, критически мыслить, проявлять творчество, фантазию, изобретательность. А педагоги ставят перед каждым ребёнком и перед группой в целом подходящие цели, учитывая интересы, способности и потребности каждого, поддерживают в детях естественную любознательность, формируют навыки совместного освоения действительности.

Итак, работа в центре искусства по тематическим проектам побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Занятия лепкой развивают мелкую мускулатуру обеих рук, предоставляют возможность и свободу экспериментировать, открывать для себя новое. А значит, у детей формируется основа для успешной учёбы и работы.  



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проведение развлечения в летний период по пожарной безопасности

Проведение развлечения в летний период по пожарной безопасности Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного...

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Страну Родную защищая

Страну Родную защищая День защитника Отечества в Детском саду Филиал МАДОУ «Журавушка» «Я-МАЛ» в старшей группе «Фантазёры» От всей души поздравляем вас...

Читайте также

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Путешествие…

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Путешествие на Северный полюс» Образовательные задачи: дать представление об особенностях географического положения Арктики; познакомить...

Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот…

Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот и финансовая безграмотность» Возраст: 6-7лет Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей...

План работы с родителями

План работы с родителями Средняя группа Взаимодействие с родителями. Основные цели и задачи: Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия...