Приобщение детей к истокам хакасской культуры

(Из опыта работы)

 

Воспитание гражданина и патриота, знающего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться и как можно раньше, как образно говорил наш народ «с молоком матери».

Россия – родина для многих. Для того чтобы считать ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней. Мы должны привить детям духовный патриотизм с раннего возраста. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Изучив весь материал, мы поставили перед собой следующие задачи по приобщению детей к истокам хакасской культуры:

  1. Познакомить с национальными бытовыми предметами и фольклором (сказками, песнями, пословицами, поговорками, играми).
  2. Приобщать к народной культуре через народные праздники и традиции.
  3. Воспитывать осознанно – правильное отношение к природе Хакасии, к животному и растительному миру.
  4. Знакомить с историей появления малых скульптурных форм, народных промыслов и хакасской декоративной росписью.

Поставленные задачи реализуем через разные формы работы: экскурсии, выставки, праздники, сотрудничество с творческими людьми, продуктивная творческая деятельность детей, и т.д.

Для проведения данной работы нам потребовалась своя исследовательская деятельность, направленная на изучение материала и его адаптацию к дошкольному возрасту, собрать предметы быта, утварь, народные инструменты. Организовали мини-музей, оборудовали юрту. В юрте дети узнают, что здесь нет случайных вещей, предметов. Все предметы имеют свое специальное место, традиционное. Обстановка юрты предельно проста, что соответствовало прежней кочевой жизни. В юрте две половины: мужская и женская. По возможности все предметы имели декоративный вид, так как еще служили украшением жилища. Даже мужские седла были украшены орнаментами.

Один раз в месяц дети посещают юрту. Их встречает Хозяйка юрты и выполняет обряд поклонения огню, рассказывает о том что, хакасы представляли огонь в образе пожилой женщины «от инезi» – мать огня, поэтому огонь кормили самой лучшей пищей.

В беседах, с использованием картин, рисунков, настоящих предметов старины, Хозяйка пробуждает душу ребенка, прививает эстетический вкус, воспитывая в нем чувство красоты, любознательности, развивая желания еще больше узнать. Это помогает понять детям с раннего возраста, что они часть своего народа. Мы педагоги, должны осознавать свою долю ответственности, воспитывая маленьких детей, наше настоящее и будущее поколение. Ежедневно уважать жизнь и достоинство каждого народа без дискриминации и предрассудков. Такая работа способствует формированию духовной близости, каждый народ самобытен, но в то же время каждое достижение любого народа является общим для всего человечества.

Опираясь на концепцию Л.С.Выготского, о психическом развитии ребенка, учитывая возрастные возможности, знакомство детей младшего возраста с бытом и культурой народа начинаем с хакасской зыбки, сопровождаем напевом ласковых, нежных колыбельных песен. Дети эти песни адресуют «младенцам-куклам». В младшей группе «Хозяйка» юрты рассказывает сказки от начала, до конца используя, игровые персонажи в виде игрушек (котика, собачки, петушка, мышки).

В средней и старшей группе продолжаем знакомство с традиционной культурой хакасского народа, здесь дети уже сами участвуют в пересказе, показывают настольный театр, умеют перевоплощаться в образ того или иного сказочного персонажа. У детей развивается монологическая, диалогическая речь, формируется грамматический строй речи, идет пополнение словаря. Наши дети знают пословицы, стараются применить их в речи в зависимости от ситуаций.

Особое внимание мы отводим организации и проведению календарных праздников. Один из таких праздников «Почитание пожилых людей», традиционно проводим осенью, сценарий этого праздника составлен на диалоге двух культур русской и хакасской. К этому празднику мы разучиваем обрядовые хакасские и русские песни, народные игры, учим пословицы и поговорки, ведем наблюдения за погодой, используя народные приметы. В этом празднике принимают участие все сотрудники детского сада, дети, родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. Готовим все вместе костюмы, выставки. На специальных занятиях по дизайну изготавливаем бусы, пого и другие украшения.

Практический опыт показал, что такие специальные наглядные средства позволяют нам лучше донести до детей красоту и богатство устного народного творчества, показать самобытность национальной одежды, продемонстрировать назначение бытовых предметов. «Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое доброе». «Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своему саду, к своей школе», - говорил об этом академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Хочется подчеркнуть значение декоративно прикладного искусства в воспитании наших детей. На специальных занятиях из сундука Хозяйки появляются изделия из глины, дерева. Дети узнают, что эти предметы создавались ручным способом. Все предметы были авторскими, не было двух одинаковых поделок. В исследовательской деятельности мы узнаем, что главный учитель – природа, она же предоставляет и простейшие материалы: глину, дерево, камень, кость, шерсть, что от доступности природного материала мастерством овладевали целые деревни.

Для того чтобы увлечь детей нужно самим увлечься. Еще одним этапом исследовательской деятельности стало знакомство с заповедниками «Малый Абакан», «Хакасский». Результатом этого поиска стали не только знания детей о заповедниках, о необходимости сохранения исчезающих видов животных, изготовление макета мини-заповедника, где поместили тех животных, которых, по мнению детей нужно охранять. Эти животные выполнены из картона (снежный барс, красный волк, марал, лось, горный козел). Наша главная задача «Обучая детей, обучаться самим».

Мы стараемся привить детям, понятие, что если животное исчезнет, то его в природе никогда больше не будет. Ярким примером неравнодушия детей стал мой рассказ в средней группе, о снежных барсах, что их на нашей территории осталось 8 особей, , я не думала, что это настолько западет в их маленькие сердца. Когда мы в старшей группе вернулись к этой теме, то дети с таким сожалением говорили, что снежных барсов, так мало осталось. Думаем, что это любовь к природе останется у них на всю жизнь.

Продуктивной формой работы в ознакомлении с национальной культурой является экскурсия.

С детьми подготовительной группы, мы побывали в гостях в настоящей юрте . Здесь мы с детьми окунулись в настоящий интерьер древности. В юрте нас встретила настоящая Хозяйка в красивом, праздничном, национальном костюме. Она освятила детей богородской травой. Пригласила нас в почетное место. Зажгла огонь, дети поклонились огню, покормили «от инезi» – мать огня.

Рассказала о Курбижекове Петре Васильевиче - сказителе. Спела его тахпахи под сопровождением чатхана. Ребята сами попробовали «поиграть» на национальных инструментах: чатхане, хобрахе, хомысе, с которыми они были знакомы по встречам с фольклорной группой «Ульгер», «Айланыс».

Сотрудничество с творческими людьми Хакасии стало традицией нашего сада. Так у нас в гостях побывали драматург Шулбаева Валентина Гавриловна, показал свою выставку картин художник Георгий Николаевич Сагалаков и провел «мастер–класс» иллюстрируя вместе с детьми произведение хакасских поэтов.

По возможности стараемся посещать: художественные выставки местных художников, музей. В музее мы были на выставке художника Владимира Александровича Тодыкова. Посещение этой выставки побудило детей больше узнать о его многоплановом творчестве, познакомиться с его иллюстрациями детских книг: сборник «Хакасские народные сказки», «Зайчонок», «Сказка о хитрой лисе» и др., которые пополнили нашу групповую библиотеку.

Опираясь на слова академика Д.С.Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить детей вмещать красоту жизни открывая им глаза, уча видеть красоты и мироздание, научить их слышать созвучие в музыке и стихах и получать радость. Эти открытия через зрение, слух никогда не будут утеряны и останутся на всю жизнь.

Результаты нравственного воспитания мы не можем увидеть сиюминутно, эта работа направлена на формирования личности ребенка. И думаем, что каждая крупица постепенно растет. С возрастом оно перерастает в любовь к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится крепкой любовью к своему народу.

 

Литература:

  1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Хакасское книжное издательство, Абакан, 1996 г.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. «Детство – Пресс», Санкт-Петербург, 1998 г.
  3. Лихачев Д.С. Родная земля. «Просвещение», Москва, 1983 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Веселые линии»

Дидактическая игра «Веселые линии» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Веселые линии» предназначена для детей 3-4 лет. Данная игра предназначена для проведения...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация…

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация сказки К.И. Чуковского «Цыпленок» Цель: Формировать у детей интерес к театральной...

Лэпбук как средство развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру детей…

Лэпбук как средство развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру детей дошкольного возраста. Лэпбук «Наш веселый дом» Лэпбук, созданный для развития эмоциональной...

Читайте также

Электронная игра «Машина смекалочка» для детей среднего дошкольного возраста

Электронная игра «Машина смекалочка» для детей среднего дошкольного возраста. Методические рекомендации Интерактивное электронное дидактическое пособие по познавательному развитию предназначено для детей среднего...

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Дидактическое пособие «Лэпбук по правилам дорожного движения»

Дидактическое пособие «Лэпбук по правилам дорожного движения»