Социальное партнёрство как один из ресурсов повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей дошкольного возраста

 

За последние несколько лет в образовании произошли существенные изменения, и одним из них является то, что дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе.

Поэтому в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования очень важно привлекать к процессу образования и воспитания все дополнительные образовательные ресурсы. Одним из таких ресурсов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями.

Социальное партнерство - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития [4].

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №30» – открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми образовательными учреждениями города, учреждениями культуры, спорта и здравоохранения, семьями воспитанников.

Основная цель деятельности нашего детского сада в микросоциуме состоит в том, чтобы содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья, развития творческих способностей.

Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

На протяжении нескольких лет одной из важнейших задач работы ДОО является взаимодействие с родительским сообществом, привлечение их в образовательное пространство, так как именно родители являются основными педагогами своего ребёнка и должны стать полноправными участниками образовательного процесса.

Появилась необходимость создания открытого образовательного пространства, способствующего обеспечению благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, а также повышению педагогической компетентности их родителей, используя ресурсы наших социальных партнёров.

Для систематизации работы по данному направлению был создан педагогический проект: «Формирование активной позиции участников образовательного процесса в ходе взаимодействия с социокультурной средой»

Участники проекта: педагоги, родители, дети подготовительной группы, учреждения культуры, спорта, здравоохранения и дополнительного образования г. Кунгура.

Целевая группа: воспитанники подготовительной группы и их родители.

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2014 – май 2017).

Цель проекта:

Создание системы взаимного сотрудничества ДОО с социальными партнёрами для обеспечения благоприятных условий разностороннего развития детей дошкольного возраста, повышение педагогической компетентности их родителей.

Задачи проекта:

- разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста;

- формирование активной педагогической позиции родителей;

- установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и сообщества) общественного окружения;

- развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;

- привлечение родителей на совместные мероприятия, повышение их компетентности по вопросам развития детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- создание системы взаимодействия ДОО с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов;

- становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира;

- повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов;

- воспитания уважения к труду взрослых;

- информирование родителей о возможностях разностороннего развития детей в нашем городе;

- активное участие родителей в различных мероприятиях.

  В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с учреждениями спорта, культуры, здравоохранения и образования города Кунгура. Сотрудничество с социальными партнёрами позволяет интегрировать в себе практически все образовательные области.

Данная форма сотрудничества имеет возможность использования помещений школы, дошкольного учреждения, учреждений культуры для организации дополнительного образования детей, поддержки развития детской одарённости, обеспечение фактического расширения социума, в который включены дети дошкольного возраста и их родителей.

В рамках данного проекта планируется взаимодействие с различными учреждениями по двум направлениям:

 

взаимодействие с различными учреждениями по двум направлениям

 

  Этапы и содержание проекта:

Этапы проекта Задачи Мероприятия Ожидаемые результаты
Организационно-аналитический Анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

установление контактов с организациями и учреждениями города;

определение направлений взаимодействия,

с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;

заключение договоров о совместной работе

составление плана совместной работы, информирование родителей о проводимых мероприятиях

Анкетирование родителей по выявлению запросов родителей;

родительская конференция

«Образовательные ресурсы города Кунгура для развития детей дошкольного возраста»;

дни открытых дверей;

выпуск рекламных листовок, брошюр;

выпуск газеты ДОО «Солнышко»;

размещение информации на сайте ДОО.

Установление социального партнерства: составление плана работы, заключение договора о сотрудничестве.

Информирование родителей.

Практический Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОО с социальными партнерами

 

Социокультурное направление: «Музыкальная гостиная», «В гостях у книжки», «Художественный салон», «Творческая мастерская».

Образовательно – оздоровительное направление: «Школа мяча», «Снежные горки», посещение бассейна, «Здоровейка», «Папа, мама, я – спортивная семья».

Проведение мероприятий, способствующих разностороннему развитию ребенка: фотовыставки выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми, соревнования, презентации.
Заключительный Проведение анализа проделанной работы;

определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с социальными партнёрами

Анкетирование родителей; родительская конференция «Успешный ребёнок». Создание информационных материалов о формах взаимодействия с различными учреждениями: стенд «Наши достижения», памятки, брошюры, газета ДОО, сайт ДОО,

Видеоролики.

  Таким образом, наше дошкольное образовательное учреждение не представляет возможным реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социальными партнёрами с целью развития позитивного общественного мнения о своем учреждении; повышения спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей; творческого саморазвития участников образовательного процесса.

Опыт работы нашего ДОО с учреждениями города показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.

Данное взаимодействие позволяет показать родителям возможности развития детей в рамках своего города, а также решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

 

Список литературы:

  1. Березина Т.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и семьи: проблемы и пути их решения// Детский сад: теория и практика. 2013, №10.
  2. Зайцева Н.В. Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации//Молодой ученый. 2015, №3.
  3. Микляева Н.В., Палий Т.М. Партнерство семьи и детского сада с позиции управления ДОУ//Управление ДОУ. 2015, №5.
  4. Пискунова Е.В., Кондракова И.Э., Соловейкина М.П. и др. Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебно-методический комплекс. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
  5. Рыбак Е.В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в современном детском саду//Детский сад: теория и практика. 2013, №10.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего…

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего дошкольного возраста)

Мастер-класс для педагогов по изготовлению поделки ко Дню Защитника Отечества…

Мастер-класс для педагогов по изготовлению поделки ко Дню Защитника Отечества «Солдат на страже порядка» Представляю вашему вниманию поделку «Солдат на страже...

Тематические недели в ДОУ

Тематические недели в ДОУ Учебно-воспитательная деятельность в образовательных заведениях не может существовать без предварительного профессионального планирования работы педагога. Реализация требований ФГОС...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Космонавт из пластилина и фольги»

Мастер-класс для педагогов «Космонавт из пластилина и фольги»

Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла»

Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла» (Cредняя группа) Ход занятия: - Ребята, послушайте и отгадайте загадку. Листья шуршат, Падают, летят Когда это бывает? Ответы детей. -...

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»