Роль занятий плаванием в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата
Охрана и укрепление физического здоровья детей является одной из задач на решение которой направлен ФГОС ДО. На пути к решению данной задачи необходимо учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №55» города Иваново функционируют две группы для детей 5-7(8) лет с нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата.
Ведущие нарушения у детей, имеющих нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата:
Нарушения мышечного тонуса (спастичность, регидность, гипотония, дистония); нарушения ощущения тела в пространстве, степени сокращения мышц, позы. Нарушение ощущений движения – кинестезии, мышечно- суставное чувство. Так же у детей имеются нарушения со стороны зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия, нарушение схемы тела, пространственного анализа и синтеза, трудности словесного отражения пространственных отношений, несформированность пространственных и временных представлений. конструктивного праксиса.
У детей отмечаются затруднения деятельности требующей собранности, организованности и целенаправленности; повышенная инертность всех психических процессов.
Психофизические особенности детей с нарушениями ОДА приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудности во взаимодействии с окружающим миром, недостаточности словесного опосредования, в частности – вербализации, изменениям в становлении личности.
В 1962 году в Ленинграде была принята единая классификация типов нарушения осанки. В данной классификации учитывались изменения взаиморасположения частей тела во фронтальной (вид спереди и сзади) и в сагиттальной плоскости (вид с боку). Согласно данной классификации было выделено два типа нарушения осанки:
1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости.
2. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости:
- плоская спина,
- плосковогнутая спина,
- сутулая спина,
- круглая спина,
- кругловогнутая спина.
У дошкольников часто определяется так называемая вялая осанка.
Дефекты осанки у детей дошкольного возраста выражены не резко, и являются непостоянными. Поэтому очень трудно предвидеть какую окончательную форму примет данное отклонение. На фоне нарушения осанки у детей часто развивается сколиотическая болезнь, различные деформации грудной клетки.
Плоскостопие – это ортопедическое заболевание, при котором значительно нарушается функция всего опорно-двигательного аппарата ребенка, которое также негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение. При плоскостопии, в результате снижения высоты сводов стоны и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стоны противостоять нагрузкам, нарушается ее рессорная функция.
В комплексную коррекционную работу нарушений опорно-двигательного аппарата в МБДОУ №55 входят:
- лечебная физическая культура (ЛФК),
- упражнения на тренажерах,
- общеразвивающие упражнения и подвижные игры на ортопедических мячах,
- подвижные игры и элементы спортивных упражнений,
- массаж,
- ходьба на лыжах
Одним из направлений коррекционной работы являются занятия в бассейне плаванием.
При плавании происходит разгрузка позвоночника, его освобождение от усилий, которые затрачиваются на удержание тела в вертикальном положении. Самовытяжение во время скольжения дополняет разгрузку зон роста, происходит укрепление мышечного, совершенствуется координация движений. Основным стилем плавания для детей с нарушением осанки является брасс с удлиненной фазой скольжения и плавание на спине. При плоскостопии используют движения ногами кролем.
Плавание рекомендуется всем детям, имеющим нарушения осанки или деформацию стоп.
Основной целью плавания является коррекция деформации позвоночника и формирование его мышечного корсета.
Особенности при организации занятий по плаванию с дошкольниками, имеющими нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата:
- учет нарушений координации у детей;
- полное исключение упражнений с нагрузкой на позвоночник и с колебаниями вокруг продольной оси туловища, вращением;
- занятия проводятся в игровой форме.
Комплексы специальных корригирующих упражнений назначаются с учетом
формы спины в сагиттальной плоскости.
Виды упражнений целенаправленного воздействия:
- направленные на вытяжение позвоночника (плавание брассом с удлиненной паузой скольжения);
- направленные на коррекцию позвоночник в сагиттальной плоскости;
- направленные на развитие силы мышц (плавание на скорость);
- игры и свободное плавание.
На начальном этапе необходимо заинтересовать ребенка процессом плавания, создавая игровые ситуации. И лишь в дальнейшем, постепенно, также в процессе игры отрабатывать правильный навык выполнения упражнений. Поэтому занятия в бассейне с дошкольниками проводится в игровой форме. Подвижные игры в воде, дают хороший результат при лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, в том числе и при нарушениях осанки, плоскостопии. Игры, используемые при коррекционной работе, помогают решать задачи физического развития детей, их умения правильно управлять своими движениями, поддерживать интерес детей к систематическим занятиям плаванием. Появляющиеся во время игр эмоции позволяют преодолеть боязнь воды и неуверенность.
Для детей с нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата, воспитание и образование которых совмещено с лечением, занятия в бассейне являются прекрасным средством для психопрофилактики и психологической разгрузки.
Литература:
- Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
- Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. – Ростов- на Дону: Феникс, 2001-213 с.
- И.С. Красикова «Плоскостопие. Профилактика и лечение» - С-П «Корона -Век» 2009г.
- И.С. Красикова «Осанка. Воспитание правильной осанки, лечение нарушений осанки» - С-П «Корона -Век» 2009г.
- Овечкина А. В. Лечебное плавание для детей со сколиозом: пособие
для врачей / А. В. Овечкина, Л. А. Дрожжина, Б. З. Падиас, В. А. Суворова, Г. В. Мухина, Т. И. Мартыненко. – СПб.: Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г. И. Турнера, 1999. – 42с.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по…
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе«Путешествие по планетам» Ход занятия: Ребята, у нас сегодня с вами необычное утро, к нам...
Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной…
Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной деятельности «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать...
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...