Значение проектного метода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, родителями и социумом в условиях реализации ООП ДО

 

«Роль дошкольного детства в развитии человека невозможно переоценить, и от того,

как рано взрослый услышит «голос» ребёнка, зависит «взрослая» жизнь малыша».

Н.Е.Веракса.

 

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Многие речи политиков остаются образцом ораторского искусства, а отдельные фразы лидеров стали крылатыми.

В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуален вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода проектов.

Организация и содержание образовательного процесса в нашем детском саду определяет основная образовательная программа дошкольного образования. Разработанная, утверждённая и реализуемая в образовательном учреждении на основе примерной ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015г. В программе указаны условия для развития проектной деятельности. Определены цели: создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию и другие.Также выделены особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности.

Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:

  1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  2. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
  3. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
  4. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Роль педагога в проектной деятельности очень важна, т.к. он должен организовать проблемную ситуацию, но при этом не навязывать свои варианты решения, т.е. уйти от привычного традиционного действия по заранее заданному образцу. Одно из главных умений, которому предстоит научиться педагогу при реализации проектной деятельности,- умение слышать ребёнка.

Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. Проект уникален, так как его замысел возникает на основе новой идеи.

Попробуем разобраться в видах проектов.

Авторы нашей программы выделяют три вида проектов, каждый из которых обладает своими особенностями и характерными этапами реализации.

Исследовательский проект. Как следует из названия исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта занимает от недели до месяца.

Творческий проект. В ходе творческой проектной деятельности создаётся творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность носит индивидуальный характер, то творческий проект осуществляется коллективно или совместно с родителями.

Нормативный проект. Нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил по которым должны жить дети в детском саду.

Какие же названия проектов могут быть?

Исследовательские. Могут содержать вопрос? Конечно! Почему зимой холодно? Почему трава зелёная? И др.

Творческие. Зимние забавы. Творческие мастерские «Театральная», «Художественная», «Конструктивная», «Книжная», «Игровая», «Музыкальная» и др.

Нормативные. Правила пользования ножницами, Правила безопасности на прогулке зимой. Ценность нормативной проектной деятельности состоит в том, что она основывается на решении реальных конфликтных ситуаций и представляет собой наглядный способ продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы.

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Пример. Не умеют организовать игровую деятельность, не знают правил поведения в театре, не созданы условия для развития одарённых детей, отсутствует интерес детей на занятиях математике, недостаточно знаний у детей о животных жарких стран.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. Чётко обозначенная цель является залогом достигнутого результата. Она должна быть конкретной. Формулировка цели даёт ясное представление о результате.

Цель – это то, чего вы хотите достичь в результате совместных действий.

Примеры:

- Создание условий для развития творчества детей через …

- Возрождение традиций семейного воспитания

- Установление сотрудничества детского сада и семьи

- Привлечение интереса к книге, чтению

- Формирование у родителей желания заниматься с ребёнком дома, развивая его, общаясь с ним, зная его успехи и неудачи, помогая и вселяя уверенность в себе.

- Приобщение детей к театральной деятельности.

Цель в проекте помогает ответить на вопрос «Зачем мы хотим выполнить проект?». Она звучит ёмко и отражает тему проекта.

А теперь подумайте, чтобы достичь этой цели, что для этого вам предстоит сделать? Это будут ваши задачи. 

Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели: изучить… описать… установить... выявить... сформулировать... привлечь… исследовать, обогатить жизненный и игровой опыт дошкольников, привлечь родителей к реализации проекта.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны.

Например, в младшем дошкольном возрасте определяются так:

- активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты).

  В старшем дошкольном возрасте это:

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развивать желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.Задач не должно быть много 3-4.

В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации. Проведение различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; Анализ и обобщение полученных данных; формулирование выводов и формирование на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

Подробнее я остановлюсь на реализации исследовательских проектов в работе с дошкольниками.

Как следует из названия, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательский проект, как правило, носит индивидуальный характер.

Дошкольники старшей группы -почемучки. Им всё интересно, они с большим желанием рассматривают энциклопедии, альбомы, книги и задают много познавательных вопросов.

Часто бывает, что мы взрослые не можем ответить на вопрос ребёнка. Начинаем изучать источники, искать информацию, составляем проекты.

Моим воспитанникам интересны исследовательские проекты. Сегодня я подведу итоги нашей совместной работы. Реализация исследовательского проекта занимает около месяца и включает в себя четыре этапа:

Первый этап предполагает создание ситуации, входе которой ребёнок сам приходит к формулировке исследовательской задачи. Первый вопрос заканчивается формулировкой вопроса (Что такое электричество? Почему сыроежку так назвали? Где прячется солнышко? и др.)

На втором этапе ребёнок приступает к реализации проекта. Т.е. отвечает на поставленный вопрос. Дети с родителями начинают искать информацию в Интернете, телевизионных передачах и т.д. Без помощи родителей ему не обойтись, т.к. он не сможет самостоятельно оформить альбом или сделать записи. Но родители должны помнить о том, что автором проекта является ребёнок, поэтому они должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребёнка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап своего проекта.

Третий этап-это презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребёнка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы. Родители обязательно должны присутствовать на презентации. В случае необходимости они могут помочь ребёнку подготовить рассказ о проделанной работе.

Я предлагаю вашему вниманию презентацию проекта Киры Кисляковой с мамой.

Четвёртый этап. После презентации работа с проектами не заканчивается. Мы организовали выставку проектов, придумали различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами.

Хочется отметить, что в процессе работы над исследовательскими проектами обогатились знания детей. Дошкольники начали добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Кроме того, опыт презентации позволил детям раскрыться с новой стороны, наладить взаимоотношения со сверстниками.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику»

Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику» Цель: Воспитывать правильное осознанное отношение педагогов к вопросу изучения экономики в дошкольном возрасте. Сформировать...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Комнатные…

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Комнатные растения» (для детей подготовительной группы) Цель: уточнить и расширить представлений детей о комнатных...

Роль развлечений в развитии эмоций

Роль развлечений в развитии эмоций С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают...

Читайте также

Праздник Масленицы

Праздник Масленицы Действующие лица: Ведущая – Скоморох. Баба Яга 2 Хозяйки (девочки).. Ход мероприятия: Скоморох вместе с детьми под музыку заходят в зал. Скоморох: Ой, вы гости, господа! Заходите...

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель: Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная соль» Цель: изучить соль, ее особенности, качества, свойства и применение. Задачи: - Воспитывать...