Развитие речи старших дошкольников с ОВЗ средствами музейной педагогики

 

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной, речевой деятельности и личности в целом. Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они пытливы, любознательны, активно познают окружающий мир, но компьютер и телевизор не дают в полном объеме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствуют речевому развитию и общению детей. В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Поиск разнообразных эффективных, инновационных форм проведения совместной деятельности взрослого и ребенка привели нас к идее создания музея и средствами музейной педагогики повысить коррекционно-педагогическую деятельность.

Организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма образовательной работы с детьми и родителями, которую можно определить

как музейно-образовательную деятельность.

И одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада является гармонизация развития творческой личности ребенка через музейно-образовательное пространство и мини-музей.

Цель–создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея. Активное вовлечение детей с ОВЗ и родителей в творческий процесс музейной педагогики.

Задачи:

- формировать личность, способную к познавательной деятельности и самореализации через погружение детей в музейно-образовательное пространство;

- развивать речь и расширять словарный запас;

- обогащать развивающую предметно-пространственную среду;

- формировать у дошкольников представления о музее;

- развивать познавательные способности и познавательную деятельность;

- формировать проектно-исследовательские умения и навыки;

- приобщать детей к общечеловеческим ценностям.

Музейная педагогика позволяет решать образовательные задачи, используя интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Организованный в ДОУ музей «Русская изба» – это своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом совершают увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и могут заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события, предметы разных времен, дети не только видят предметы русского быта и декоративно-прикладного искусства, но и могут производить с ними определенные действия. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширяет представления детей об окружающем мире, о богатстве, разнообразии, благородстве и красоте русской культуры и языка, обогащает словарный запас дошкольников. Работа в мини – музее дает возможность отойти от традиционных методов обучения, вызывает интерес у детей и улучшает качество знаний.

Так же решено было создать в каждой группе мини-музеи. Например, в подготовительной логопедической группе был создан мини-музей «Лента времени». Цель создания данной экспозиции — приобщение детей к русской национальной культуре. Задачи: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, развитие социального и эмоционального интеллекта, воспитание бережного отношение к наследию своей страны, развитие чувства гордости за свой народ.

Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову. Именно поэтому любовь к русскому языку можно воспитать только через интерес к нему. С целью ознакомления с историей возникновения азбуки и воспитания интереса к чтению и письму организовала в кабинете мини-музей «Аз да буки, а там и все науки». Были представлены старинные азбуки, книги для чтения детям, дидактические игры. У детей появилась возможность также познакомиться с историей возникновения письменности. Иллюстрации, глиняные таблички, пергамент, папирус, береста, заостренные палочки, птичьи перья, уголь расширили их представления о развитии письменности. Используя экспонаты мини-музея, для детей старшего дошкольного возраста был проведен речевой праздник «День русского языка».

Мини – музей детского сада не просто организация экспозиции или выставок, а это многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов, праздников, исследовательской и проектной деятельности. Основная задача нашей работы заключалась в том, чтобы научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Структуру своих занятий с использованием музейных экспонатов мы строили с учетом принципа взаимосвязи различных разделов речевой работы. Именно это создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

Занятия с использованием музейных экспонатов проводились в различной форме: традиционной и нетрадиционной, а так же использовались новые приемы и подходы в развитии связной и коррекции звуковой стороны речи дошкольников. В проведении занятий и совместной деятельности по развитию речи проводили беседы, рассматривали картины, составляли описательные рассказы, читали художественную литературу. Это обеспечивало обогащение и активизацию словаря, работу над смысловой стороной речи, развитие звукопроизношения и развитие связной речи.

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения занятия относятся: интегрированные занятия, занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин, исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация, урок-сказка,

урок-сюрприз.

В нашем музее проводятся тематические занятия, занятия-посиделки, викторины, конкурсы загадок, экскурсии, семейные путешествия, отмечаются календарные даты, связанные с обрядами и традициями русского народа, экологические праздники.

Составили цикл логопедических занятий, проводимых в музее согласно календарно-тематическому плану. Все занятия носят интегрированный характер. Например, НОД «Федорино горе» (по лексической теме «Посуда»), проводилось в музее с использованием музейных экспонатов. Ребята узнали названия старинной посуды, потрогали, поиграли с реальными предметами, а в конце занятия пили чай из «пузатого» самовара с сушками и пряниками. Речь на таких занятиях приобретает чувственную, эмоциональную окраску. По- иному звучат песенки, пословицы и потешки из уст детей, выразительнее получаются в дальнейшем роли в играх-драматизациях.

А после проведения занятий, для закрепления полученной информации, даем небольшую творческую работу. Это может быть и рисунок, и фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и многое другое.

Интерьер музея постоянен, обновляются лишь экспонаты, которые красочны и всегда вызывают живой интерес у детей. Тематика выставок разнообразна и ориентирована на детей разного возраста: "Наш город", "Музей народного творчества", "Кукляндия", "Музей игрушки", "Музей времени", "Музей Космоса" и т.д.

Выставки и коллекции, представленные в музее, способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников. Дети описывают предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы), образуют однокоренные слова, подбирают синонимы, антонимы, омонимы, употребляют слова в точном соответствии с их смыслом.

Разнообразные экспонаты музея служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок; разработанные схемы (памятки) описания музейных экспонатов помогают последовательно передавать внешние свойства и качества предметов.

Так же мы определили еще одну форму работы– это проведение экскурсий.

В детских музейных экскурсиях использовался вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).Экскурсоводом становились не только взрослые, но и дети, которые умеют интересно рассказывать и стремятся к новым знаниям. В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. Играя роль экскурсовода, дети отрабатывают монологическую речь.

В музее организуются выставки детских рисунков, поделок, на которых дети представляют продукты своего творчества и повествуют о них. В рассказах дети упражняются в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, учатся правильно строить сложноподчинённые предложения и использовать языковые средства для соединения их частей, образуют новые слова с помощью приставок, суффиксов, подбирают прилагательные в сравнительной и превосходной степени, т.е. вырабатывается грамматически правильная речь и языковое чутьё.

Использование художественного слова (потешек, стихов) во время занятий и экскурсий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи.

Традиционно раз в квартал (по сезонам года) дети логопедической группы в «Русской избе» отмечают именины. Обязательно приглашаются родители именинников. На столе самовар, именинный пирог. Ребята уже знают, как его резать, кому отдать «зачин». Приходят герои любимых сказок, проводятся веселые народные подвижные игры, пляски, хороводы, поют народные песни и частушки. Детей подводят к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. На таких праздниках ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славится русский народ («Не красна изба углами – красна пирогами», «Какова хозяйка, таков и стол» и т.д.)

В создании музеев принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении экспозиции, выполняли с детьми разные поделки, собирают коллекции.

Для получения наилучшего результата тесно ведется сотрудничество со всеми специалистами ДОУ как в выборе тем для образовательной деятельности, так и в их планировании и проведении, и в обсуждении полученных результатов.

Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.

В результате, использование музейной педагогики в логопедической работе, позволяет обеспечить более высокий уровень речевой коррекции, помогает расширению словарного запаса, провоцирует речевую активность и стимулирует развитие ребёнка.

В процессе музейно-образовательной деятельности развивается познавательная активность, внимание, память ребенка, активизируются все мыслительные процессы.

Участие дошкольников в работе мини-музея положительно сказалось на развитие у них познавательного интереса к истории, быту и традициям народов России и Прикамья, воображения, связной речи. Дети стали использовать в речи пословицы, поговорки, загадки, образные слова и выражения, играть в подвижные игры разных народов.

Изготовление различных кукол, экспонатов для музея (с помощью лепки, аппликации и т.д.) способствует развитию мелкой моторики как важной составляющей работы учителя – логопеда.

Составление экспозиции музея даёт толчок проявлению творческих способностей не только у детей, но и у их родителей.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре, и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Важным итогом создания мини – музея является то, что многие родители стали посещать с детьми настоящие музеи, о чем потом дети с удовольствием рассказывают друг другу и педагогам.

Музей «Русская изба» стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показал свою огромную значимость в коррекционно – педагогической деятельности.

 

Список литературы.

1. Виниченко В. Ребёнок в пространстве музея. //Дошкольное воспитание. 2003 №5.

2. Гарькуша С. Здравствуй музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе //Дошкольное воспитание 2012, №2.

3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой. М.:ТЦ «Сфера».

4. Рыжова Н.А., Логинова Л.Н., Данюкова А.И., Мини – музей в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2008г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект: «Летние каникулы» (Использование нетрадиционных техник рисования)

Проект: «Летние каникулы» (Использование нетрадиционных техник рисования)

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми…

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми подготовительной к школе группы Цель: закрепить названия культурных, исторических объектов и достопримечательностей...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе. Оригами «Тигр» Пояснительная записка Классические новогодние поделки своими руками – это поделки из...

Читайте также

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...

Викторина «Вот такие разные животные»

Викторина «Вот такие разные животные» (Средняя группа) Цель: обобщение и расширение знаний о различии диких и домашних животных. Задачи: закрепить названия взрослых животных...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...