Музыкальная культура и особенности фольклора Тульского края

 

В статье рассматриваются особенности песенного фольклора Тульского края, а также его основные отличительные черты, в качестве музыкального примера представлено музыкальное произведение для детей «Где был, Иванушка?».

В современном музыкознании под традиционным фольклором понимается в первую очередь музыкально-поэтическое искусство, создаваемое и передаваемое каждой этнической средой из поколения в поколение [Гарбузов, с. 303]. Основные песенные жанры включают в себя произведения русского устного народного творчества: трудовые песни, календарный фольклор, свадебный фольклор, баллады, исторические песни и духовные песни. К примеру, детский фольклор представлен пестушками, потешками, прибаутками, колыбельными, дразнилками, игровыми песнями.

Известные деятели русской культуры всегда с большим интересом относились к народному творчеству, в том числе и в Тульский крае. Вторая половина XIX в. дает в этом отношении множество примеров. Высоко ценилось музыкальное народное творчество наших земляков - таких великих писателей,как, например, Толстой Л.Н. и Тургенев И.С. [Карманова, Бекленищева, с.1]. В знаменитом рассказе Тургенева И.С. «Певцы», как известно, писатель особо отмечал песенное искусство наших земляков из с. Сергиевского (теперь г. Плавск): «Село Сергиевское на большой Орловской дороге славится по всей России своим особенно приятным и согласным напевом» [Тургенев, с. 201]. А в черновой рукописи после этих слов он писал: «Я б каждому музыканту посоветовал съездить послушать хор Сергиевских мужиков; я ему отвечаю, что он бы не раскаялся в своей поездке и, может быть, вынес из нее не одну мысль и не одно замечание» [Тургенев, с. 201].

Важно отметить, что «из музыкальных инструментов у местных крестьян и малоимущих горожан наиболее распространенным была балалайка, нередко самодельная. С развитием в Туле гармонного производства этот инструмент становится наиболее доступным для приобретения и игры на нем». [Карманова, Бекленищева, с.2]. Исследователь тульских кустарных промыслов Борисов В.М. в 1882 г. отмечал, что благодаря ее дешевизне гармонь почти повсеместно вытеснила первобытный струнный народный музыкальный инструмент – балалайку.

Опираясь на исследования последних фольклорно-этнографических экспедиций Тульского педагогического университета им. Л.Н. Толстого, а также на материалы сборников Смирнова Б.Ф. «Песни Ясной поляны», Новиковой А.М. и Пушкиной С.И. «Традиционные бытовые песни Тульской области», можно сделать выводы о степени сохранности традиционных жанров в Тульском песенном фольклоре. По словам педагогов Кармановой В.В и Бекленищевой С.М.календарный фольклор в настоящее время мало сохранился, а большую часть песенного фольклора составляют хороводные, эпические, лирические, свадебные, семейно-бытовые жанры [Карманова, Бекленищева, с.2].

Как показывают исследования,одним из наиболее популярных жанров Тульского края является лирическая песня. Также для Тульской области характерна стабильная жанровая система, где центральными элементами являются игровые хороводные песни с «алелёшными» припевами. Местные жители называют медленные хороводы «хоровод», «каравод», «карагод», «круги водить». В архивных материалах они обозначаются как хороводные или хороводные игровые. Все песни исполняются в кругу с движением по солнцу. Иногда в центре круга обыгрывается сюжет песни [Карманова, Бекленищева, с.3].

В этой связи важно проанализировать также и исполнительскую манеру Тульского края, как одну из его региональных особенностей. Она занимает промежуточное положение между южнорусской и среднерусской певческими традициями. Характер пения и певческая манера обычно связаны с той бытовой средой, в которой живут и трудятся люди, с обрядовыми традициями местности, с особенностями местного говора. Манера исполнения в Тульской песенной традиции язычная с преобладанием грудного резонирования, при наличии высокой позиционности звука. Преобладает открытая вокализация, голос звучит звонко и непринужденно [Карманова, Бекленищева, с.3]. Всё это придаёт песням местный колорит, независимо от их жанровой принадлежности.

Давайте рассмотрим более подробно стилистику песенного фольклора Тульского края с педагогической точки зрения, на изучение которой должен быть направлен учебно-воспитательный процесс. Особое значение для педагога - музыканта приобретает включение в учебный материал знакомства детей с принципами распевания песенного текста на голоса. Но как известно, «в практике народно-песенного исполнительства не существует разучивания песни, тем более по голосам»[Карманова, Бекленищева, с.3].

Для большей наглядности, приведем пример детской народной песни «Где был, Иванушка?».

 

Ноты

 

Где был, Иванушка?

На ярмарке (на базаре).

Что купил, Иванушка?

Курочку.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюёт,

Иванушка в горенке

Песенки поёт.

Где был, Иванушка?

На ярмарке (на базаре).

Что купил, Иванушка?

Уточку.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюёт,

Уточка по лужице

Взад-вперед плывет,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

Где был, Иванушка?

На ярмарке (на базаре).

Что купил, Иванушка?

Барашка.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюет,

Уточка по лужице

Взад-вперед плывет,

Барашек в садике

Травушку жует,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

Где был, Иванушка?

На ярмарке (на базаре).

Что купил, Иванушка?

Коровушку.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюет,

Уточка по лужице

Взад-вперед плывет,

Барашек в садике

Травушку жует,

Коровушка деткам

Молочко даёт,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

Такие песни представляют собой актуальный материал для развития детского голоса, а кроме того их можно инсценировать, что способствует развитию воображения и детского творчества в целом.

Пример, приведенный в данной статье, демонстрирует колорит музыкального материала среднерусской традиции, в частности Тульского края, который содержит достаточно большое количество несложных песенных примеров из детского игрового репертуара и календарно-обрядового цикла. Как показал наш практический опыт, они легко запоминаются и осваиваются не только взрослыми, но и детьми, поскольку каждый несложный песенный пример представляет собой типичную попевку, своеобразный «формульный напев», который при дальнейшем изучении традиций легко вписывается в более сложные народные песни, способствуя тем самым естественному освоению традиций нашего региона.

 

Список литературы.

  1. И. С. Тургенев Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. / Т. 3, - М.,: Наука, 1979.
  2. Н. А. Гарбузов – музыкант, исследователь, педагог. – М.: Музыка, 1980.

Электронные ресурсы

  1. Карманова В. В., Бекленищева С. М. Музыкальная культура и особенности фольклора Тульского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4516–4520. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55168.htm


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей Мною представлен опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей...

Ознакомления детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры Крыма

Ознакомления детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры Крыма Архитектура, оказывает действенное положительное влияние на личность особенно на формирование художественного вкуса, художественного...

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему «Счет до 10» Цели: Закреплять навыки количественного счета в пределах 10; упражнять в...

Читайте также

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин»

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин» Дети с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых...

Дидактическая игра «Веселые линии»

Дидактическая игра «Веселые линии» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Веселые линии» предназначена для детей 3-4 лет. Данная игра предназначена для проведения...

Развлечение в младшей группе «Дерево улыбок»

Развлечение в младшей группе «Дерево улыбок» Цель: создание благоприятной обстановки для эмоционально-комфортного состояния детей. Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость детей. Обогащать впечатления детей. Обучать умению...