Методика «мнемотехника» в работе с детьми при разучивании стихотворений
В работе с детьми по заучиванию стихотворений я использую методику «мнемотехника». Мнемотехника – в переводе «искусство запоминания». Здесь используются план-схемы, рисунки (мнемотаблицы). В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Данные схемы служат своеобразным зрительным ориентиром, что позволяет значительно быстрее запомнить текст, сохранить информацию, воспроизвести её; увлекают детей, превращают процесс рассказывания и запоминания в игру.
План-схема (мнемотаблицы) - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др., путем выделения главных смысловых звеньев.
Задачи реализации методики «мнемотехника»:
- помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
- обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
- развитие основных психических процессов - внимания, образного мышления, воображения, речеслуховой и зрительной памяти
- способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
- снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
- развивать мелкую моторику у детей.
Этапы работы со схемой-моделью:
- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами;
- учить зарисовывать предметы и явления природы, самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель;
- закреплять изученный материал путем неоднократного повторения стихотворения с опорой на составленную ранее схему- модель.
Этапы работы над стихотворением:
- Выразительное чтение стихотворения.
- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицы.
- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
- Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицы.
- Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицы.
Рекомендуемая литература:
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.
- Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
- Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.
- Кондратьева Н. Как использовать модель для развития речевого творчества. Дошкольное воспитание.-1991.- № 10.- С.52-56.
- Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей. Дошкольное воспитание.-2004.-№6.-С 64-69.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб, 2009.
- Ткаченко Т.И. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дощкольное воспитание. – 1990.-№ 10.- С.16-21.
- Ткаченко Т. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Читайте также |
---|
1 сентября в детском саду. Праздник для всех групп детского…
1 сентября в детском саду Праздник для всех групп детского сада Дети собираются на площадке детского сада. Звучат весёлые фанфары. Ведущий -...
«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира…
«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира в подготовительной к школе группе Программное содержание. Обучающие задачи: продолжать расширять представления детей...
Методическая разработка сценария. «Военно-спортивная квест-игра для детей старшего дошкольного возраста…
Методическая разработка сценария. «Военно-спортивная квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Зарница» - посвященная дню Великой Победы» Аннотация: данная методическая разработка предназначена...