Методика «мнемотехника» в работе с детьми при разучивании стихотворений

 

В работе с детьми по заучиванию стихотворений я использую методику «мнемотехника». Мнемотехника – в переводе «искусство запоминания». Здесь используются план-схемы, рисунки (мнемотаблицы).  В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Данные схемы служат своеобразным зрительным ориентиром, что позволяет значительно быстрее запомнить текст, сохранить информацию, воспроизвести её; увлекают детей, превращают процесс рассказывания и запоминания в игру.

 

схема

 

План-схема (мнемотаблицы) - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др., путем выделения главных смысловых звеньев.

Задачи реализации методики «мнемотехника»:

- помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;

- обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

- развитие основных психических процессов - внимания, образного мышления, воображения, речеслуховой и зрительной памяти

- способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

- снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

- развивать мелкую моторику у детей.

 

схема

 

Этапы работы со схемой-моделью:

- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами;

- учить зарисовывать предметы и явления природы, самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель;

- закреплять изученный материал путем неоднократного повторения стихотворения с опорой на составленную ранее схему- модель.

Этапы работы над стихотворением:

- Выразительное чтение стихотворения.

- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

- Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

- Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицы.

- Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицы.

Рекомендуемая литература:

  1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.
  2. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  3. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.
  4. Кондратьева Н. Как использовать модель для развития речевого творчества. Дошкольное воспитание.-1991.- № 10.- С.52-56.
  5. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей. Дошкольное воспитание.-2004.-№6.-С 64-69.
  6. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб, 2009.
  7. Ткаченко Т.И. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дощкольное воспитание. – 1990.-№ 10.- С.16-21.
  8. Ткаченко Т. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

1 сентября в детском саду. Праздник для всех групп детского…

1 сентября в детском саду Праздник для всех групп детского сада Дети собираются на площадке детского сада. Звучат весёлые фанфары. Ведущий -...

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира…

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира в подготовительной к школе группе Программное содержание. Обучающие задачи: продолжать расширять представления детей...

Методическая разработка сценария. «Военно-спортивная квест-игра для детей старшего дошкольного возраста…

Методическая разработка сценария. «Военно-спортивная квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Зарница» - посвященная дню Великой Победы» Аннотация: данная методическая разработка предназначена...

Читайте также

Музыкальное занятие «Военные песни – далёкие и близкие»

Музыкальное занятие «Военные песни – далёкие и близкие» Цель: познакомить детей с лучшими образцами военных песен, разъяснить детям, как с помощью...

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа Дети заходят в зал под песню «Праздник бабушек и мам», танцуют, встают в полукруг. Ведущий: Сегодня...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию (экология) «Сохраним голубую планету» Интеграция по ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие...