Методика «мнемотехника» в работе с детьми при разучивании стихотворений

 

В работе с детьми по заучиванию стихотворений я использую методику «мнемотехника». Мнемотехника – в переводе «искусство запоминания». Здесь используются план-схемы, рисунки (мнемотаблицы).  В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Данные схемы служат своеобразным зрительным ориентиром, что позволяет значительно быстрее запомнить текст, сохранить информацию, воспроизвести её; увлекают детей, превращают процесс рассказывания и запоминания в игру.

 

схема

 

План-схема (мнемотаблицы) - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др., путем выделения главных смысловых звеньев.

Задачи реализации методики «мнемотехника»:

- помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;

- обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

- развитие основных психических процессов - внимания, образного мышления, воображения, речеслуховой и зрительной памяти

- способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

- снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

- развивать мелкую моторику у детей.

 

схема

 

Этапы работы со схемой-моделью:

- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами;

- учить зарисовывать предметы и явления природы, самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель;

- закреплять изученный материал путем неоднократного повторения стихотворения с опорой на составленную ранее схему- модель.

Этапы работы над стихотворением:

- Выразительное чтение стихотворения.

- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

- Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

- Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицы.

- Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицы.

Рекомендуемая литература:

  1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.
  2. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  3. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.
  4. Кондратьева Н. Как использовать модель для развития речевого творчества. Дошкольное воспитание.-1991.- № 10.- С.52-56.
  5. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей. Дошкольное воспитание.-2004.-№6.-С 64-69.
  6. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб, 2009.
  7. Ткаченко Т.И. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дощкольное воспитание. – 1990.-№ 10.- С.16-21.
  8. Ткаченко Т. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.




Новые публикации

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Расширение знаний об овощах, фруктах, ягодах…

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Расширение знаний об овощах, фруктах, ягодах и домашних животных» Группа: разновозрастная. Цель: продолжать закреплять знания детей об овощах...

Экологический лэпбук «Секреты знахаря»

Экологический лэпбук «Секреты знахаря» Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что есть у...

Сценарий праздника 8 марта «Бал Золушек»

Сценарий праздника 8 марта «Бал Золушек» Звучит музыка, в зал входят мальчики и Фея. Король присаживается на трон. Звучат «Фанфары». Король: Мое...

Читайте также

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Жираф»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельностиТема: «Жираф»   Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность), «Познание». Возрастная группа: старшая. Цель: развитие у детей технического творчества. Задачи: Учить детей...

Макет для сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу»

Макет для сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу» (Для детей от 4 - 7 лет) Аннотация Данный макет для сюжетно-ролевой игры поможет сформировать и...

НОД по конструированию из природного материала «Веселое путешествие»

НОД по конструированию из природного материала «Веселое путешествие»   Цель: Научить детей конструировать поделку из природного материала, соединяя детали кусочками пластилина. Задачи: - Развивать внимание...


Комментарии





В блогах

Мастер-класс оригами для коллег

Мастер – класс для воспитателей по оригами из бумаги (техника оригами-мозаика) Цель мастер-класса:  повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми. Задачи:  - рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства и его значение для развития...

Инновационный проект по ранней профориентации дошкольников

Проект  по ранней профориентации дошкольников  «Академия профессий» г.Тамбов Информационный паспорт проекта Долгосрочный, практико-ориентированный, информационно – познавательный; Совместный с родительской общественностью и социальными партнерами; Возрастная категория детей 3-7 лет; Актуальность В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Мы понимаем...

Рабочая программа по краеведению для воспитанников 6-7 лет

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УМКА» Принято педсоветом «Утверждаю» Заведующий МБДОУ Протокол от 09.09.2019 №1 _________ О.В. Кольцова Приказ от 10.09.2019 № 211 Рабочая программа по краеведению  для детей 6-7 лет Город Тамбов 2019 – 2020 учебный год...

Конспект НОД по профилактике плоскостопия у детей в средней группе: «Путешествие на необыкновенный остров»

Конспект НОД по профилактике плоскостопия у детей в средней группе: «Путешествие на необыкновенный остров» Составитель: Дубогрызова Е.Н. Цель : Формирование и укрепление свода стопы у детей среднего возраста. Задачи:  1. Укреплять костно-мышечный аппарат стопы и голени через игровые упражнения для...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство