Восприятия детьми старшего дошкольного возраста изобразительного искусства
В настоящее время, когда глубокие преобразования происходят во всех сферах жизни нашего общества, особенно актуально встал вопрос о путях художественного образования личности старшего дошкольника. Большое место в этом процессе отводится изобразительной деятельности и развитию в ней художественно-творческих способностей. Являясь для них самой интересной и увлекательной, она позволяет передать в художественном образе, то, что дети видят в окружающей действительности, то, что их взволновало, вызвало положительный эмоционально-эстетический отклик.
Старший дошкольный возраст является сензитивным в плане формирования художественно-творческих способностей. Дети близки к так называемому «художественному» типу, им характерна яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления.
В исследованиях отечественных психологов установлено, что в дошкольном возрасте воздаются благоприятные условия для интенсивного развития образных форм отражения окружающей действительности, в том числе образной памяти.
В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства. Исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста изобразительного искусства говорят о том, что у детей уже с раннего детства появляются интересы к различным видам и жанрам искусства. Ребенок учится всматриваться в образ картины, скульптуры, находить и различать способы изображения.
В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т.д. Восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих понятий специфических для изобразительного искусства. Их значение делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства.
Дошкольники способны в процессе восприятия художественных произведений живописи выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в своей продуктивной деятельности. Живопись способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач.
На изобразительную деятельность влияют эмоции и чувства, так как они обладают способностью подбирать впечатления, желания и чувственная мотивация. Большое значение имеет эмоциональность в процессе эстетического восприятия реакция детей на красоту, радость, живой интерес, детей не только эмоционально воспринимают произведения искусства, но и способны постигать художественный язык, понимать художественный замысел автора. Многие авторы занимающиеся данным вопросом, выделяют такие особенности эстетической оценки детей седьмого года как эмоциональность, ассоциативность, факторизирование, тесную связь с восприятием внешних признаков объекта.
В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений.
Список литературы:
1. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. // Ребенок в детском саду. [Текст] – М.: Т. Н. Доронова. № 1 – 2005. –60 с.
2. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. [Текст]/ В.С. Кузин. – М., Просвещение, 1986.
3. Чумичёва, Р.М. Дошкольникам о живописи [Текст]/ Р.М. Чумичёва. - М.: Просвещение, 1992. - 126с.
Читайте также |
---|
Конспект педагогического мероприятия по художественно – эстетическому развитию (вторая младшая…
Конспект педагогического мероприятия по художественно – эстетическому развитию (вторая младшая группа) Тема: «Театрализованная деятельность. Сказка “Репка”» Интеграция образовательных областей: «Художественно –...
Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику»
Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику» Цель: Воспитывать правильное осознанное отношение педагогов к вопросу изучения экономики в дошкольном возрасте. Сформировать...
Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет
Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет Аннотация: Данная игра «Большой - маленький» предназначена для детей c 5- летнего возраста...