Организация исследования по формированию экологических представлений посредством игровых технологий

 

Работа воспитателя многогранна. В процессе работы с детьми я использую различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

Наш детский сад (МБДОУ Детский сад №229, г. Ульяновск) работает по программе «Детство». Особым разделом Программы стал раздел – «Игра как особое пространство развития ребенка». Познавательно-исследовательская деятельность в программе включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы.

Хотелось бы отметить, что работа по экологическому воспитанию детей следует рассматривать как одно из направлений работы воспитателя. Следует сказать, что проводимая работа в данном направлении является важной и актуальной на современном этапе развития человечества, учитывая сложившуюся экологическую обстановку, которая стала результатом разрушительной деятельности человека, что привело к нарушению хрупкого равновесия в экосистеме. В экологическом образовании дошкольника есть важный момент – проведение диагностики экологической воспитанности ребенка, которую считаю важной составляющей в системе общего мониторинга образования ребенка.

В исследовании принимали участие дети второй младшей группы: с сентября по октябрь 2015 года. Для исследования общего уровня экологической воспитанности детей использовалась диагностика, предложенная Барановой Э.А.

Диагностика проводилась по выявлению экологических представлений по основным направлениям формирующей работы:

•  Формирование экологических представлений о мире животных.

•  Формирование экологических представлений о растениях.

•  Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы.

•  Формирование экологически бережного отношения к объектам природы.

Для каждой серии необходимо провести подготовительную работу в зависимости от цели и задач раздела.

1.  Подготовка исследования. Необходимо подготовить картинки с изображением.

2.  Проведение исследования. С детьми проводится беседа.

3.  Материалы к беседе: картинки, дидактические игры.

Результаты оформляются в виде протокола на каждого ребенка (Приложение 1).

Таблица 1

Результаты диагностики сформированности экологических представлений на начало исследования

Ф. И. ребенка Возраст

Нач. сентября

2015 г.

1 Елисей 2.9 Низ.
2 Егор 3.4 Ср.
3 Валерия 3.7 Низ.
4 Максим 3.5 Низ.
5 София 3.6 Ср.
6 Милана 3.2 Низ.
7 Анастасия 2.10 Низ.
8 Дарья 2.10 Низ.
9 Михаил 3.2 Ср.
10 Юлия 2.10 Ср.
11 Глеб 3..5 Ср.
12 Арина 3.9 Низ.
13 Максим 3.9 Ср.
14 Ксения 3.9 Ср.
15 Карина 3.7 Выс.
16 Диана 3.5 Ввы.
17 Артем 3.10 Ср.
18 Ярослав 2.9 Ср.
19 Лев 3.4 Ср.
20 Эльвина 3.1 Ср.

Исходя из теоретических положений, результатов констатирующей части исследования, где отмечены «слабые» места в формировании экологических представлений детей, видно, что требовалось проведение соответствующей работы в данном направлении и коррекция имеющихся результатов у данной группы детей возможна.

Результаты диагностики детей по выявлению экологических представлений у выделенной группы детей определили основные направления формирующей работы:

•  Формирование экологических представлений о мире животных.

•  Формирование экологических представлений о растениях.

•  Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы.

•  Формирование экологически бережного отношения к объектам природы.

 

Литература

  1. Конвенция о правах ребенка [электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 7.10.2015)
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм.от02.05.2015)URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (дата обращения: 5.10.2015)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] URL:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk URL:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 10.07.2017)
  4. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-352 с.
  5. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников /Э.А. Баранова – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 128 с.
  6. Есенкова, Т. Ф. Основные направления деятельности педагога ДО при внедрении педагогических технологий (Дидактический материал для слушателей курсов повышения квалификации)/ Т. Ф. Есенкова, 2015. – 19 с.

 

Приложение 1

Протокол диагностики

Фамилия, имя ребенка__________________________________

Возраст (полных лет, месяцы)___________________________

Дата___________________________________________________

Тема Вопросы и действия воспитателя Ответы детей Анализ Перспективы работы с детьми
         

Выводы:__________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для…

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста Интерес к кинезиологии растёт очень активно. Она помогает...

Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток»

Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток» Дети – это юные исследователи. Им интересно из чего состоит техника, откуда...

Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе

Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе Цель: Закрепление знаний о различных видах часов, о принципе их работы и...

Читайте также

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены»

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены» 1.1. Тематическое направление Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. 1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее...

Конспект ООД по теме: «Транспорт» во второй младшей группе

Конспект ООД по теме: «Транспорт» во второй младшей группе Цель: Создать условия для формирования у детей элементарных представлений о пассажирском и...

Дидактическая игра «Взвесим бутылочки»

Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» является интересным и познавательным пособием для детей среднего возраста. Данная игра направлена на развитие...