Организация исследования по формированию экологических представлений посредством игровых технологий
Работа воспитателя многогранна. В процессе работы с детьми я использую различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.
Наш детский сад (МБДОУ Детский сад №229, г. Ульяновск) работает по программе «Детство». Особым разделом Программы стал раздел – «Игра как особое пространство развития ребенка». Познавательно-исследовательская деятельность в программе включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы.
Хотелось бы отметить, что работа по экологическому воспитанию детей следует рассматривать как одно из направлений работы воспитателя. Следует сказать, что проводимая работа в данном направлении является важной и актуальной на современном этапе развития человечества, учитывая сложившуюся экологическую обстановку, которая стала результатом разрушительной деятельности человека, что привело к нарушению хрупкого равновесия в экосистеме. В экологическом образовании дошкольника есть важный момент – проведение диагностики экологической воспитанности ребенка, которую считаю важной составляющей в системе общего мониторинга образования ребенка.
В исследовании принимали участие дети второй младшей группы: с сентября по октябрь 2015 года. Для исследования общего уровня экологической воспитанности детей использовалась диагностика, предложенная Барановой Э.А.
Диагностика проводилась по выявлению экологических представлений по основным направлениям формирующей работы:
• Формирование экологических представлений о мире животных.
• Формирование экологических представлений о растениях.
• Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы.
• Формирование экологически бережного отношения к объектам природы.
Для каждой серии необходимо провести подготовительную работу в зависимости от цели и задач раздела.
1. Подготовка исследования. Необходимо подготовить картинки с изображением.
2. Проведение исследования. С детьми проводится беседа.
3. Материалы к беседе: картинки, дидактические игры.
Результаты оформляются в виде протокола на каждого ребенка (Приложение 1).
Таблица 1
Результаты диагностики сформированности экологических представлений на начало исследования
№ | Ф. И. ребенка | Возраст |
Нач. сентября 2015 г. |
1 | Елисей | 2.9 | Низ. |
2 | Егор | 3.4 | Ср. |
3 | Валерия | 3.7 | Низ. |
4 | Максим | 3.5 | Низ. |
5 | София | 3.6 | Ср. |
6 | Милана | 3.2 | Низ. |
7 | Анастасия | 2.10 | Низ. |
8 | Дарья | 2.10 | Низ. |
9 | Михаил | 3.2 | Ср. |
10 | Юлия | 2.10 | Ср. |
11 | Глеб | 3..5 | Ср. |
12 | Арина | 3.9 | Низ. |
13 | Максим | 3.9 | Ср. |
14 | Ксения | 3.9 | Ср. |
15 | Карина | 3.7 | Выс. |
16 | Диана | 3.5 | Ввы. |
17 | Артем | 3.10 | Ср. |
18 | Ярослав | 2.9 | Ср. |
19 | Лев | 3.4 | Ср. |
20 | Эльвина | 3.1 | Ср. |
Исходя из теоретических положений, результатов констатирующей части исследования, где отмечены «слабые» места в формировании экологических представлений детей, видно, что требовалось проведение соответствующей работы в данном направлении и коррекция имеющихся результатов у данной группы детей возможна.
Результаты диагностики детей по выявлению экологических представлений у выделенной группы детей определили основные направления формирующей работы:
• Формирование экологических представлений о мире животных.
• Формирование экологических представлений о растениях.
• Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы.
• Формирование экологически бережного отношения к объектам природы.
Литература
- Конвенция о правах ребенка [электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 7.10.2015)
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм.от02.05.2015)URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (дата обращения: 5.10.2015)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] URL:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk URL:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 10.07.2017)
- Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-352 с.
- Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников /Э.А. Баранова – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 128 с.
- Есенкова, Т. Ф. Основные направления деятельности педагога ДО при внедрении педагогических технологий (Дидактический материал для слушателей курсов повышения квалификации)/ Т. Ф. Есенкова, 2015. – 19 с.
Приложение 1
Протокол диагностики
Фамилия, имя ребенка__________________________________
Возраст (полных лет, месяцы)___________________________
Дата___________________________________________________
Тема | Вопросы и действия воспитателя | Ответы детей | Анализ | Перспективы работы с детьми |
Выводы:__________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Читайте также |
---|
Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для…
Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста Интерес к кинезиологии растёт очень активно. Она помогает...
Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток»
Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток» Дети – это юные исследователи. Им интересно из чего состоит техника, откуда...
Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе
Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе Цель: Закрепление знаний о различных видах часов, о принципе их работы и...