Социально-коммуникативное развитие дошкольника в процессе общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками через художественное слово

 

Цель: развитие общения и взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.

Задачи:

  • Усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей.
  • Развивать творческие способности, самостоятельность, активность, культуру общения и поведение в социуме.
  • Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  • Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
  • Создать благоприятные условия для привлечения родителей к активному участию в деятельности ДОО.

 

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Поэтому, я как педагог ставлю перед собой цель: социально - коммуникативное развитие детей, через общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

Социальнокоммуникативное развитие направляю на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения.

Я выделяю несколько форм работы по социально – коммуникативному развитию дошкольников через художественное слово:

1. Книжный уголок

В нем размещены книги разного жанра, портреты писателей, сказки, детские энциклопедии. Ребята принимают активное участие в его оформлении, что способствует социализации детей. Произведения художественной литературы содержат описание взаимоотношений героев, образов, которые формируют у детей начало нравственного сознания. Взаимоотношения взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создать этически значимую основу не только для накопления дошкольниками ярких представлений, их переживаний, но и для освоения социально гуманного способа поведения. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких, окружающих их людей. У них начинают пробуждаться гуманные чувства – доброта, искренность, терпимость, могут противостоять любым проявлениям несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

2. Беседы

Для объединения детского коллектива, воспитания дружеских отношений, умения работать сообща, провожу ознакомительные беседы о создании книги, занятия, посвященные творчеству писателей, поэтов.

3. Мастерская по ремонту книг

Вместе с ребятами организовываем мастерскую по ремонту книг, где дети, работая в группах, общаются, делятся своим, хоть ещё маленьким, но опытом, слушают друг друга.

4. Сюжетно – ролевые игры

Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра, ее составляющая – общение.

Сюжетно – ролевые игры способствуют усвоению нормам и правилам поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях.

Играя в сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», дети самостоятельно распределяют роли, подбирают нужные атрибуты и аксессуары, общаются, размышляют, закрепляют правила поведения в общественных местах, обращения с книгой, знакомятся с новыми произведениями. В процессе игры активно работает мышление, воображение, память.

Этот вид деятельности способствует расширению рамок их социального познания, уверенности в собственных силах, отражает социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.

5. Драматизация

Театрализованные, игры-драматизации – одно из самых эффективных средств развития социально-коммуникативных навыков ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя.

С ранних лет каждый ребенок стремится проявить творчество, поэтому я создаю в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряю желание ребенка быть непохожим на других, фантазирую вмести с ними, помогаю реализовывать их способности.

Игровая среда в группе наполнена наборами мелких игрушек, куклами, различными видами театров: плоскостной, пальчиковый, настольный. Имеется ширма для показа представлений с использованием кукол Би – Ба - Бо . Для игр-драматизаций, дети используют маски с персонажами героев сказок, для обыгрывания стихотворений по лексическим темам, например «Овощи», «Фрукты» – маски – шапочки.

В процессе такой деятельности мы с ребятами обсуждаем поведение героев, беседуем. Детям предоставляется возможность говорить о своих ощущениях, высказывать своё собственное мнение, при этом слушать других, ждать своей очереди. Сопереживание героям инсценированных сказок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Дети осваивают азбуку взаимоотношений. Всё это сближает детей, делает их союзниками, партнёрами в общем деле.

6. Творческий конкурс

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья.

Ребенок в семье учится общению, социальному ориентированию, приобретает первый социальный опыт. Поэтому, чтобы достичь сотрудничества и взаимодействия, мною широко используется такая форма работы как творческий конкурс. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители. Ребята и их родители стали активными участниками таких конкурсов как :

  • «Любимый сказочный герой»
  • «Сделаем книгу сами, своими руками»
  • Творческие выставки по изобразительной деятельности.

Ребята с родителями с удовольствием выполняют задания, которые им предлагаю сделать дома, например, нарисовать рисунок «Моя любимая сказка». Советую вместе читать художественную литературу. Это улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности.

Очень важно, чтобы детям не только читали сказки, но и давали самим рассказывать их. Поэтому дошкольники с удовольствием инсценируют, драматизируют сказки. Эта деятельность развивает речевую выразительность, словесное творчество, формирует навыки устной речи детей.

С целью привлечения родителей к сотрудничеству и формирования единого подхода к развитию у детей социально - коммуникативных навыков, мы с ребятами подготовили инсценировку сказки В. Сутеева «Под грибом». Затем для родителей был проведен семинар «Сказка ложь, да в ней намек», в ходе которого обсуждалось: какие сказки читать детям, о необходимости обсуждать их с детьми после чтения, о моральных качествах героев сказок, о воспитании у детей любви к книге.

Очень важно, не забывать хвалить детей при подготовке к мероприятиям, потому что это позволяет расширить представления ребенка о его возможностях, воспитывает уверенность в себе, что позволяет социализировать детей на каждом этапе деятельности.

В уголках для родителей оформляю консультации, советы, пожелания, памятки: «Размышление и обсуждение прочитанного», «Социально-коммуникативное развитие дошкольников», «Речевой этикет».

7. Связь с социумом

Для формирования у детей навыков и способов взаимодействия с взрослыми и детьми, свободного общения, воспитания уверенности в себе, развития коммуникативных качеств, для преодоления застенчивости, в тесном сотрудничестве мною ведется работа с районной детской библиотекой. Работники библиотеки систематически посещают детский сад и приглашают к себе.

Детям предоставляется возможность самостоятельно записаться в библиотеку и стать ее читателями, выбрать понравившуюся книгу. Благодаря таким мероприятиям дошкольники увидели, где они живут, узнали о профессии библиотекаря, к тому же это воспитывает культуру поведения в общественных местах. У детей расширяется представление о значении библиотеки в жизни человека, способствует зарождению традиции семейного чтения, повышается педагогическая культура родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге.

Итогом проведенной мною данной работы можно назвать следующие результаты:

- созданы условия для развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников;

- детьми усваиваются нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- дети стараются строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания;

- родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.

Надеюсь, проделанная мною работа в этом направлении способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, внимательными, заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Только совместная работа по принципу "педагог - ребенок - родитель" способствует достижению положительных результатов по данному направлению.

 

Источники информации.

  1. Л. В. Абрамова, И. В. Слепцова. Социально – коммуникативное развитие дошкольников. «Мозаика – Синтез», 2015 г.
  2. Портал «Мир дошколят». Портал «Мир дошколят». http://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/6053-sotsialbno_kommunikativnoe_razvitie.
  3. Сайт MAAAM. RU
  4. В. И. Петрова, Т. Д Стульник. Этические беседы с дошкольниками. «Мозаика – Синтез», 2015 г.
  5. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. «Мозаика – Синтез», 2014 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие…

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад» (Возраст детей: 3-4 года) Цель: Создание условий для разучивания...

Театрализованная игра «Веселая мышка»

Театрализованная игра «Веселая мышка» Аннотация: Речевая игра «Веселая мышка» может быть использована при работе с детьми второго раннего возраста. Посредством игры у...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»  Срок реализации программы 1 год.Возраст детей 5-6 лет. 1. Целевой раздел Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»...

Читайте также

Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге

Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге Роль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С...

Конспект занятия-развлечения «Профессия продавец»

Конспект занятия-развлечения «Профессия продавец» Цель: Познакомить детей с профессией продавца. Основная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие; - речевое развитие - физическое...

Конспект летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Как друзья…

Конспект летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Как друзья солнышко искали» Цель:  Создавать атмосферу радости, формировать положительное, эмоциональное состояние детей. Задачи: - закрепить, обобщить...