Воспитание – как основа в формировании духовности и нравственности у дошкольников

«Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание —

это наша счастливая старость,

плохое воспитание –

это наше будущее горе,

это наши слезы.

Это наша вина

перед другими людьми»

(А.С. Макаренко.)

 

Прежде чем говорить о воспитании, мы должны четко и ясно представить, а какова же главная цель воспитания, какого человека мы хотим воспитать? В последнее время создается впечатление, что воспитание отходит в нашем обществе на второй план. Мы о нем все больше и больше забываем и все больше начинаем думать об обучении, причем чуть ли не с самого раннего возраста. Никто не возражает против обучения, против приобретения знаний ребенком, но если это происходит без отрыва от главного- воспитания человека, что во все времена было основой истинной педагогики. Но не будем забывать о том, что если мы с любовью, знанием, уважением и бережностью заглянем в смысл русских слов- нам откроется целый учебник жизни, по которому смогут учиться многие поколения людей, для которых русский язык родной. Так, слово «воспитание» есть не что иное, как особое питание души и сердца ребенка всем возвышенным, а значит- Прекрасным. Гармоническое развитие ребенка- основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы духовного и нравственного воспитания. Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него Эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Духовно-нравственное воспитание- это «фундамент» развития ребенка, его души и сердца. Что есть вообще нравственность? Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Тогда духовность по этой же логике происходит от корня «дух». При этом согласно толкования Даля – ум и нрав слитно образуют дух. А современный энциклопедический словарь утверждает, что духовность, есть внутренняя, нравственная сущность человека. Получается, что духовность и нравственность это практически одно и то же. Может ли нравственность и духовность существовать друг без друга? Могут, но тогда они не несут полностью заложенного в них смысла, поскольку один из компонентов будет потерян.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Все лучшие человеческие качества могут быть развиты в ребенке с помощью взрослых или зачахнуть с их же помощью. Когда я размышляю о воспитании человека, то всегда волей- неволей рука тянется к жемчужинам человеческой мудрости, к мыслям и изречениям великих людей: «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына» (М.Е Салтыков-Щедрин). «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов). «Великодушие- это не что иное, как сострадание благородного сердца» (Н. Шамфор). «Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям» (Л. Бетховен). «Благородно только то, что бескорыстно» (Ж. Лабрюйер). «Первый признак порчи общественных нравов- это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели» (М. Монтень). Вот лишь небольшая часть той мудрости, которая накоплена человеком и которая дана нам для улучшения себя и совершенствования нашего великого дела- Воспитания Человека. Под этим словом, написанным с большой буквы, будем понимать комплекс лучших и наиболее важных человеческих качеств характера, а вернее сказать синтез, потому что эти качества должны в нем гармонично сочетаться. Главным критерием и следствием этой внутренней гармонии должно быть творение добра и непрерывное духовное самосовершенствование. Опыт показывает, что неправильное представление у детей о дружбе, о добре, о честности, о справедливости являются причиной частых конфликтов между собой. Поэтому педагог должен прежде всего выяснить, что знают сами дети об отношениях между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», «любовь», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия. Педагог должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько-нибудь серьезного нарушения взаимоотношений. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том или ином поступке, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно правильно судить о том, каковы же их представления о морали. Несомненно, что сегодня, когда мир потрясен волной насилия, жестокости, нравственного беспредела, нашим детям нужны мудрые и благородные наставники не только в лице педагогов, но и родителей. На этой основе мы можем дать истинное образование, которое неразрывно с пониманием смысла жизни и предназначения Человека. Конечно, я не претендую на научность своих заключений, но предполагаю, что все сказанное говорит само за себя. Хочется закончить свое суждение словами великого человека: «Годы детства- это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка» (В. Сухомлинский).

 

Литература:

1. «Нравственно- этическое воспитание ребенка в детском саду» Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова.

2. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

3. Микляева Н.В. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2013.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Познавательное развитие детей (занятия - эксперименты) младшей группы «Маленькие фокусники»

Познавательное развитие детей (занятия - эксперименты) младшей группы «Маленькие фокусники» Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность. Задачи: Обучающая: способствовать накоплению знаний о свойствах...

Сценарий досуга: «День матери в подготовительной группе»

Сценарий досуга: «День матери в подготовительной группе» Цель: Прививать любовь и уважение к маме, как к самому близкому и родному человеку. Задачи: Создание...

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов…

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов и раскрытия индивидуального творческого потенциала детей дошкольного возраста

Читайте также

Лепбук «Здоровье планеты - в наших руках»

Лепбук «Здоровье планеты - в наших руках» Аннотация к лепбуку «Здоровье планеты - в наших руках» Сегодня, мир не такой как вчера...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...

Развитие речи дошкольника средствами изобразительной деятельности

Развитие речи дошкольника средствами изобразительной деятельности (Курсовая работа по дисциплине «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста») Введение В современном обществе особенно...