Влияние музыки и художественного слова на развитие эмоционально-двигательной сферы дошкольников

 

В одной известной песне есть такие слова: «…мчится время всё быстрей, время стрессов и страстей мчится всё быстрей…» - они как нельзя лучше подходят для нашего времени. Современные дети невольно вовлекаются в водоворот стрессов и страстей, живое общение со взрослыми или другими детьми заменяется виртуальным. Чаще всего это компьютерные игры, которые не всегда соответствуют возрасту ребёнка и не способствуют его развитию. Детям становится трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания, чувства других людей.

Дошкольники в основном - кинестетики. Главный путь познания для них – это действие. Им всё хочется пощупать, попробовать на вкус, повертеть, потрясти, они подвижны, эмоциональны, восприимчивы и поэтому большая часть информации легче усваивается ими через движение. Как писал Л.С.Выготский: «…и воображение ребёнка имеет двигательный характер».

В связи с этим процесс воспитания будет наиболее продуктивным при условии актуализации духовного развития детей, формирования нравственно-эстетической установки по отношению к окружающему миру и собственному здоровью посредством воздействия на эмоциональную сферу ребёнка через двигательную активность. И в этом огромную роль играют музыка и художественное слово. Проводить работу в данном направлении мне помогает методическое пособие Е.В.Михеевой «Развитие эмоционально - двигательной сферы детей 4 – 7 лет». В нем представлен педагогический опыт работы, направленный на эмоционально-двигательное развитие дошкольников через различные виды деятельности, в том числе и через физическое развитие. Предлагаемый в данном пособии материал способствует укреплению сердечнососудистой и двигательной систем, опорно-двигательного аппарата, развитию общей моторики и быстроты реакции, снятию эмоционального и физического напряжения.

Слушая музыкальные или художественные произведения, начинает работать воображение, а вместе с этим возникают двигательные образы, что благотворно влияет на организм ребёнка. Например, этюд «Весна» (А.Вивальди, «Весна» из цикла «Времена года») (Е.В.Михеева «Развитие эмоционально - двигательной сферы детей 4 – 7 лет»), задачами которого являются: − услышать в музыке радость пробуждения природы, звуки надвигающейся и проходящей грозы (возможно использование стихотворения Федора Тютчева «Весенняя гроза») и вновь ликование и восторг; − воплотить услышанное в творческих выразительных движениях. Так же включаю в работу с детьми этюды «Зима» (А.Вивальди, «Зима» из цикла «Времена года»), «Золотая осень» (П.И.Чайковский, «Октябрь» («Осенняя песня») из цикла «Времена года») и др. Двигаясь под музыку, дети не просто придумывают набор движений, - благодаря такой музыке дети в движении стараются передать образы времён года представленных в произведениях, их движения и эмоции становятся выразительными, они импровизируют сообразно музыкальному произведению.

В условиях занятия движение носит развивающий характер и направлено на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями и навыками, сенсорными способностями, умением сотрудничать. Например, один из вариантов игры «Поймай снежинку» (Е.В.Михеева «Развитие эмоционально - двигательной сферы детей 4 – 7 лет»): под музыку Г.Пахульского «Мечты» дети легко двигаются по залу и на окончание музыкальных предложений «ловят снежинки» ладошками, в игру включаю художественное слово для сопровождения действий детей:

«Снежинка на ладошке»

Снежинка упала ко мне на ладошку,

Её я согрею дыханьем немножко.

Снежинка, ты в прятки решила играть?

Тебя на ладошке моей не видать. (maam.ru/detskijsad/.)

Вначале освоения и запоминания воспитанниками игры и стихотворения текст стихотворения произношу я, в дальнейшем, дети сами проговаривают слова стихотворения.

Использую в работе с детьми произведения фольклора (устного, музыкального) для выполнения упражнений, двигательных заданий, в подвижных играх. Например, «Вот ребята вам загадки, покажите все отгадки» - комплекс утренней гимнастики с использованием русских народных загадок; под русскую народную мелодию «Перевоз Дуня держала» выполняют упражнения на стульях; в подвижных играх – потешки, считалки, песни, музыку: «Бабка Ёжка», «Жаворонок», «Утка и селезень» и др. Фольклорные произведения доставляют детям радость и близи им эмоционально.

В нашем детском саду одно занятие в неделю по физическому развитию и утренняя гимнастика в зале в холодное время года проводятся под сопровождение музыкального руководителя. Используется разножанровая музыка: это и классическая, народная, эстрадная и т.д. Музыкальное сопровождение - это дополнительный фактор, положительно влияющий на состояние здоровья детей, на эмоциональное, физическое развитие в целом и на совершенствование двигательных функций. Благодаря использованию разных по характеру музыкальных произведений на занятиях, развитие эмоционально-двигательной сферы детей проходит наиболее успешно. Например, этюды на музыку А.Вивальди «Осень» (Сбор урожая) и П.И.Чайковского «Осенняя песнь» - Октябрь объединены одной темой «Осень», но имеют разный характер. Дети импровизируют, воплощают услышанное в творческих выразительных движениях, благодаря таким заданиям и мимика детей становится подвижной.

В вводной части занятия ребята с удовольствием выполняют такие движения и танцевальные элементы: «Высокий шаг», «Пружинящая ходьба», «Подкрадывающийся шаг», «Шаг на носках», «Дробный шаг», «Высокий бег», «Широкий бег», «Неторопливый танцевальный бег», «Прямой галоп», «Боковой галоп», «Поскоки», «Хороводный шаг», «Припадание», «Ковырялочка», «Гармошка», разные виды притопов и др. В комплексы общеразвивающих упражнений включаю такие как «Ласточкино гнездо», «Крокодил», «Кошечка», «Рыбка», «Дельфин» и др. В основной части занятия использую такие игры как «Снежки», «Ручей», «Мотылёк», «Козёл», «Птицы», «Змейка», «Курочки и Лиса», в процессе которых дети, опираясь на музыкальное сопровождение и художественное слово, передают в движениях яркие образы птиц и животных, возникающих в их воображении. В заключительной части занятия удачными для использования будут игры «Солнечные зайчики», «Вьюга», «Полюбуемся подснежниками», «Сорока» и др.

Сочетая в работе по физическому воспитанию музыку и художественное слово, можно отметить, что эти два вида искусства пробуждают в детях светлые чувства и радостные эмоции. Они получают огромное удовольствие от лёгких, свободных движений. Физкультурные занятия с использованием музыкального сопровождения и художественного слова способствуют физическому развитию и совершенствованию детей: формируется правильная осанка, совершенствуется координация движений, повышается жизненный тонус, что создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

 

Источники

−  Е.В.Михеева «Развитие эмоционально - двигательной сферы детей 4 – 7 лет» - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008. – 155 с.

−  maam.ru/detskijsad/.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности Ранний возраст – один из важнейших этапов развития познавательной активности детей...

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет Аннотация: Данная игра «Большой - маленький» предназначена для детей c 5- летнего возраста...

Ландшафтное озеленение территории. Проект «Детства яркие островки»

Ландшафтное озеленение территории. Проект «Детства яркие островки» Аннотация Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника – здесь...

Читайте также

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...

Проект «Наша дружная семья»

Проект «Наша дружная семья»

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»…

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в...