Социальная технология психолого-педагогической помощи «Сказкотерапевтическая песочная терапия», с проблемами социальной адаптации по методу песочной и сказкотерапии

 

План

I. Введение.

1. Концептуальные источники песочной терапии.

II. 2. 1. Цели и задачи песочной терапии.

III. Перечень нормативно- правовых актов, положенных в основу разработанной социальной технологии.

IV. Сведения о ресурсах.

V. Механизм реализации социальной технологии.

1. Основные принципы игры на песке.

2. Предметы песочной терапии:

2. 1. Типы предметов, используемых в песочной терапии.

2. 2. Проективная психодиагностика в песочнице с использованием предметов. Технология проведения песочной терапии.

3. Блоки программы по песочной терапии.

4. Форма занятий по песочной терапии.

5. Сказкотерапевтическая песочная терапия:

5. 1Основные задачи и алгоритм проведения психокоррекционной сказки.

5. 2. Особенности сказкотерапии с детьми.

5. 3. Основные методы сказкотерапии.

6. Психотерапевтические сказки, их использование в песочной терапии.

VI. Результаты от реализации социальной технологии, их социальная и экономическая эффективность.

VII. Затраты и перечень источников финансирования, используемых для реализации социальной технологии.

Приложение 1.

Приложение 2.

Актуальность песочной терапии для детей.

Песочную терапию используют не только в детской психиатрии: эта методика помогает и вполне нормальным, здоровым детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью, повышенный уровень агрессии и другие проблемы. Наряду с песочными играми часто мною практикуется сказкотерапия, музыкотерапия, работа с красками, глиной. Все эти виды относятся к арт- терапии и помогают деткам справиться с некоторыми проблемами в развитии или в общении, лучше понять и познать себя. Мною замечено, что буквально после 10 сеансов песочной терапии дети лучше идут на контакт, становятся менее агрессивными по отношению к сверстникам, начинают свободнее проявлять свои эмоции и лучше выговаривать слова. Дети у нас проходят курс песочной терапии. Я использую и игровые элементы, методику обучения дошкольников М. Монтессори, игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей. Актуальность методики песочной терапии в современном обществе очень высока. Человек все больше отходит от природы, забывает свое естественное начало. Именно песок сможет наполнить первобытные чувства и ощущения. Детям вдвойне полезно играть в песочнице, нежели взрослым. Там малыш может развить мышление, фантазию и, что немаловажно,- мелкую моторику пальцев. Развитие образного мышления очень помогает в постановке правильной связной речи. Сейчас очень много детей с ЗРР И ЗПР, которым требуется помощь как детского психолога, так и логопеда.

Тенденция роста детей, имеющих проблемы в развитии сохранятся. Условия работы с детьми следующие:

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому, мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглащает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Метод песочной терапии органичен и для взрослых, и для детей. Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Изюминка песочной терапии- коллекция миниатюрных игрушек и предметов (высотой не более 8 см). Песочная терапия приобрела сказкотерапевтическую индивидуальную и групповые формы. На данном этапе игра в песок служит психотерапевтическим, дидактическим и развивающим целям. Метод сказкотерапевтической песочной терапии позволяет значительно расширить возрастной диапозон применения. Нижняя граница использования «спустилась» до 2- 2,5 лет. Играя с ребенком в песочнице, взрослый передает знания о мире и системе отношений в нем. «Песочные» сказки и истории значительно облегчают понимание маленького человека и переводят процессы взаимодействия с ним на близкий ему язык. В рамках песочной терапии ведется и работа с детьми- инвалидами. Этот метод не только стабилизирует психоэмоциональное состояние, но и способствует развитию мелкой моторики, социального ориентирования, помогает разгадать тайны внутренних процессов «особых детей». Этот метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективным на будущее.

Основное действие песочной терапии направлено на понимание клиентом собственным процессов как разрушительного, так и созидательного порядка.

I. Концептуальные источники песочной терапии:

Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:

  1. различные формы нарушений поведения;
  2. сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками;
  3. психосоматические заболевания;
  4. повышенная тревожность, страхи;
  5. сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка), и в социальной ситуациях (детский сад, школа);
  6. неврозы.

II. Песочная арттерапия - это методика, направленная на высвобождение страхов, комплексов, избавления от проблем и эмоционального напряжения с помощью песка в игре. Значение песочной терапии в наше время велико- ее используют и психологи, и психотерапевты, и специалисты по раннему развитию. Ведь во время игры можно выяснить и проработать те проблемы, о которых напрямую ребенок отказывается говорить. Занятия с песком стимулируют развитие правового полушария головного мозга и развивают творческие способности.

Задачи:

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, средства песочной терапии.

2. Помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает.

3. Преодоление нарушений коммуникации в системе ребенок - взрослый, ребенок - сверстники.

4. Развитие умения позитивно разрешать проблемные ситуации.

5. Упражнять детей в самостоятельности применения детьми в играх навыков поведения.

6. Развивать мелкую моторику рук

ребенка.

7. Обучать способам расслабления.

8. Снижение психоэмоционального напряжения, стабилизация эмоционального состояния.

9. Снятие агрессии, релаксация.

10. Преодоление замкнутости, помощь в двигательном раскрепощении.

Целями песочной терапии становится извлечение от проблемы, страха, комплекса.

Работая с песком, ребенок пытается придать форму ему в соответствии со своими эмоциями и чувствами. Благодаря песку внутренние образы принимают внешнее проявление. Ребенок создает свой мир, снимается эмоциональное напряжение, проблемы выливаются на песок, а специалист видит направление работы. Помимо рисования, в песке могут разыгрывать даже специальные ситуации и найти правильное решение без советов взрослого, что более ценно по сути. Особо полезной работы с песком становится для детей с задержками речевого и умственного развития, пережившими психологические травмы.

III. Перечень нормативно- правовых актов, положенных в основу оразработанной социальной технологии.

  • Конвенция о правах ребёнка (Нью- Йорк, 20 ноября 1989г. );
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 2008 г. , 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г. , 21 июля, 3 декабря 2011 г. , 5 апреля, 29 июня, 2 июля, 25 ноября, 2 декабря 2013 г.
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442- ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495- 2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 532- ст).
  • Национальный стандарт РФГОСТ Р 52496- 2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения".
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52497- 2005 "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания".
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52881- 2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей".
  • Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52882- 2007

    "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания"(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 560- ст).

  • Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53060- 2008

    "Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания".

  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52883- 2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания".
  • Постановление Администрации Ямало- Ненецкого автономного округа

    от 7 февраля 2008 г. N 40- А "Об утверждении Государственных стандартов (основные виды, объем и качество социальных услуг, предоставляемых населению Ямало- Ненецкого автономного округа), Методики расчета тарифов на социальные услуги, перечней мягкого инвентаря, мебели, оборудования и технических средств для учреждений социального обслуживания населения Ямало- Ненецкого автономного округа" С изменениями и дополнениями от: 10 июля 2008 г. , 18 октября 2012 г. , 30 сентября, 3 декабря 2013 г. , 16 мая, 10 декабря 2014 г. , 12 марта 2015 г. , 17. 07. 2015г.

  • Закон ЯНАО от 29. 11. 2006 N 79- ЗАО (ред. от 23. 12. 2010, с изм. от 20. 04. 2015) "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало- Ненецком автономном округе" (принят Государственной Думой Ямало- Ненецкого автономного округа 15. 11. 2006).
  • Институциональное нормативное регулирование социальных услуг: Устав МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма».

IV. Сведения о ресурсах.

Кадровые ресурсы
Наличие на данный момент Возможности реализовать инновационную технологию
В реализации технологии участвуют:

1. Педагоги- психологи (1 ст. ): проводят психодиагностику, занятия по программе, консультируют родителей.

Ресурсы достаточны для осуществления технологии и решения поставленных задач.
Финансовые ресурсы
Заработная плата специалистов. Ресурсы достаточны для осуществления технологии.

Необходимо финансирование для обучения специалистов на курсах игротерапии со специализацией по куклотерапии или семейного консультирования.

Материально- технические ресурсы
1. «Сенсорная комната» - кабинет, оборудованный специальным столом для песочной терапии с подсветкой, предметами различной тематики, используемых в песочной терапии, игрушками специальными для сказкотерапевтической песочной терапии, реквизитом, имеет удобную мебель и большой стол для рисования детей.

2. Компьютер для работы и выбора музыкального сопровождения.

Ресурсы достаточны.

Требуются новые наборы тематических предметов, сказочных персонажей (игрушек, кукол), используемых в песочной терапии.

V. Механизм реализации социальной технологии.

Формы и варианты песочной терапии определяется особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться:

  1. с целью диагностики;
  2. с целью оказания первичной психологической помощи;
  3. в процессе краткосрочной психотерапии;
  4. в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Принципы работы с детьми:

- системность подачи материала;

- наглядность обучения;

- цикличность построения работы;

- проблемность;

- доступность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Я руководствуюсь следующими принципами песочной терапии:

1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок- на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход «Воображаемого» в «Реальное» и наоборот.

2. Осмысление опыта и ситуации- разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.

3. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом, песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.

4. Принцип оживления абстрактных символов- песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.

5. Но самое главное, песочная терапия - игры с песком, где «Правил не существует».

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения, и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослому. В. В. Лебединский.

отмечает особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания. Е. С. Слепович- проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, они слабо ориентируются в нравственно - этических нормах поведения.

Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из- за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ, - «Создание свободного и защищенного пространства», в котором ребенок или взрослый- может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

2. Предметы песочной терапии.

Содержание и характер предмета являются для клиента «психическим материалом».

Основной набор используемых в песочной терапии предметов включает несколько сотен миниатюр.

2.1. Типы предметов, используемых в песочной терапии:

  1. люди: должны быть разного возраста и пола. Необходимо иметь несколько фигурок младенцев, матерей, отцов, детей, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии и виды спорта; фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов, боги и богини разных народов, ангелы;
  2. наземные животные: эта подгруппа должна включать изображения диких животных- млекопитающих, грызунов, пресмыкающихся, земноводных, червей, обитателей джунглей, равнин, пустынь, горных животных (домашних животных), различных видов, доисторических, динозавры, животных из мультфильмов;
  3. летающие животные: эта группа включает в себя птиц, обитающих на воде и на суше, диких и домашних, птиц- персонажей мультфильмов, доисторических птиц (птеродактиль, археоптерикс), а также насекомых- муравьев, мух, москитов, жуков, кузнечиков, пауков и бабочек;
  4. водные обитатели: к этой подгруппе относятся всевозможные виды рыб, включая обитающих в тропических широтах, - акулу и рыбу - меч, дельфинов и китов, а также моржи и морские котики, осьминоги, морские коньки;
  5. Жилища и дома с мебелью: эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов домами- , от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель;
  6. Домашняя утварь и продукты: горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве;
  7. Деревья и другие растения: различные виды деревьев, по возможности как можно более достоверно передающие их детали, цветы;
  8. Объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;
  9. Транспортные средства: эта подгруппа включает различные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки), воде (лодки, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты);
  10. Объекты среды обитания человека: заборы, дорожные знаки и оборудование, мосты, ворота, порталы;
  11. Объекты особого рода: маски, орудия труда, весы правосудия, маятник, вазы, музыкальные инструменты, пирамиды, саркофаги, зеркала, коробки, ларцы;
  12. аксессуары: ткани, фотографии, шерсть, нити, пуговицы, цепочки, гвозди, шурупы, монеты, портфели;
  13. естественные природные объекты: кристаллы и минералы, камни, кости, сухие растения, желуди, семена, ракушки, перья, птичьи гнезда.

Механизм воздействия.

Для детей- это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка- это необходимая, естественная и любимая деятельность.

2.2. Проективная психодиагностика в песочнице с использованием предметов.

Анализируя песочные картины и «песочные» сказки, можно диагностировать следующие феномены:

1. Прежде всего наличие внутренних конфликтов.

Если в песочнице идут бои, добро борется со злом, зло побеждает, у автора не все на душе спокойно. Имеет место и скрытый конфликт, для этого необходимо детализировать ситуацию, произвести тонкий анализ песочной картины.

2. Уровень и направленность агрессии. Если в песочнице разворачиваются баталии, или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются агрессивные действия, мы имеем дело с высоким уровнем агрессивности.

3. Конфликты со значимыми близкими заметны из контекста песочной терапии. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора.

4. Потенциальные, ресурсные возможности проявляются как некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации в песочной сказке.

5. Способы преодоления трудностей: прямая агрессия, хитрость,

покровительство, избегание, взаимопомощь. Об этом станет известно, когда клиент расскажет, что будет происходить, если на страну обрушится стихийное бедствие.

Процедура психодиагностики в песочнице «обставляется» следующим образом. Клиенту предлагается взять плоскую корзину или поднос, подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание.

Инструкция не ограничивает клиента выбирать только то, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение.

Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве- это также диагностично. По- видимому, он в данный момент имеет высокий уровень внутреннего напряжения, и сейчас ему важно его «проработать». Кроме того, можно сразу взять на заметку: «С этим человеком необходимо проработать Чувство меры».

Специалист в таинстве выбора не участвует. Он как будто «растворяется», но обращает внимание на то, что и как выбирает клиент. Далее клиент приглашается к ящику с песком и ему дается «сказочная» инструкция: «Представь себе, что ты- Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными существами… Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь». Когда процесс завершен, необходимо провести обсуждение. Вопросы для обсуждения и его порядок могут быть следующими:

- Расскажи (те), что ты (вы) построил (и) и кто здесь живет.

- Давай (те) представим, что на страну обрушилось стихийное бедствие (ураган, пожар). Что будет происходить с жителями этого города, как они себя будут чувствовать, что будут делать?

- А как поведут жители соседнего города? (если он есть в песочнице).

Как дальше будут жить люди обоих селений? Измени (те) в песочнице все, что необходимо.

Слушая рассказ клиента о том, какая это страна, и кто в ней живет, важно обращать внимание на характеристики городов, жителей, их населяющих, на характер взаимодействий между жителями соседних городов. Необходимо проанализировать сюжет песочной сказки, ситуацию и дать рекомендации.

Процесс психокоррекции или терапии всегда начинается с установления контакта. Среди детей есть покладистые и идущие на сотрудничество, но бывает, что ребенок не идет на контакт, не собирается выбирать фигурки, явно демонстрирует пренебрежение. Эти проявления защитных реакций не должны пугать. Обычно заинтригованные дети присоединяются к игре.

Дети и подростки с негативным социальным опытом не знают, с чего начать строительство страны в песочнице, демонстрируют страх пространства. Здесь велика роль ведущего. Он предлагает поэкспериментировать: создать горы, водоемы, озеленить страну. Таким образом, при поддержке взрослого, ребенок быстрее освоится в песочнице.

Будем помнить, что сказочная инструкция – не единственный вариант «введения» в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок инструкции будут звучать по- разному: «Создай то, что хочешь», создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «создай свою семью и расскажи о ней».

Можно дать дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего- то не хватит, можно подойти и взять то, чего не хватает.

Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет- воду, выстроить гору. Однако, перед началом его самостоятельного процесса необходимо все разровнять.

Как только клиент начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все. Когда процесс создания сказочной страны завершен, можно перейти к обсуждению, узнавая у автора:

- что это за мир, сказочная страна;

- какие существа ее населяют, откуда они пришли;

- в каких взаимоотношениях они находятся между собой;

- всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, или нет;

что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше;

- какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?

Некоторые авторы ничего не хотят менять в своей картине. Это связано с переносом на песочный лист «картины состояния внутренней стабильности. В этом случае автор желает, полностью прожить свое состояние. То есть данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Если авто говорит, что есть существо, испытывающее дискомфорт в песочной стране, необходимо спросить: «А что можно сделать для того, чтобы ему стало лучше?» Здесь важно, чтобы автор реально разыгрывал свои фантазии на песке. Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не попадет в более благополучную ситуацию, или автор не скажет: «Теперь всем хорошо». Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение «проработано» на бессознательно- символическом уровне». Если автор говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя», можно предложить ему помощь: «Мы же в сказочной стране. Здесь невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, шкатулке, где живут фигурки, и посмотрим- может быть, среди них есть, те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся- их сразу не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны». Ежели и после этого автор удручен. В данном случае можно построить работу по «защите» страдающего существа. «Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может защитить себя». Таким образом, мы усиливаем психологическую устойчивость, «включаем» бессознательные защитные механизмы. На 3- 5 игру автор может быть сам сможет найти помощников уязвленному герою. Совсем не обязательно заниматься интерпретацией песочных игр. Достаточно уже, того, что вы выступаете организатором среды, где автор чувствует себя привычно и защищено, где он Творец. Этим мы позволяем клиенту самостоятельно поработать над своей проблемой, поговорить с «самим собой». Если мы работаем с неговорящими детьми, язык песочной терапии поможет глубже понять внутренние процессы этих людей.

По окончании игры автор протягивает руки над песочницей, собирает в воображаемый клубочек опыт песочной игры и прикладывает к сердцу. Затем сам разбирает песочную картину. Таким образом на бессознательно- символическом уровне закрепляется приобретенный опыт.

Технологии проведения песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи: 1) диагностические; 2) коррекционные; 3) терапевтические; 4) творческого развития. Кроме того, игры с песком, моделирование «миров» в подносе- прекрасный детский досуг, который может быть использован при проведении детского дня рождения, и просто во время домашних детских игр. Песочная терапия- это верный путь развития ребенка, путь в страну психологического здоровья ребенка. Игры с песком создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву». Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких людей или разлуки с ними. В процессе проведения песочной терапии выделяют 3 стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет человеку изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения, выстроить новые взаимоотношения с самим собой и окружающим миром. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс- возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, человеку предоставляется возможность творческого изменения, беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния.

3. Блоки программы по песочной терапии.

Блоки программы Задачи
1. «Давайте познакомимся». Создание комфортной атмосферы в группе. Установление доверительного контакта с психологом и другими участниками, если это групповая форма. Знакомство с особенностями занятий в песочнице, организацией и процессом работы.
2. «Страна наших чувств». Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями, снятие напряжения. Умение распознавать эмоциональное состояние (свое и других), повышение самооценки. Развитие навыков саморегуляции.
3. «Моя сказка». Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности. Арт и сказкотерапевтические техники, способствующие развитию воображения символического мышления, эмоциональной саморегуляции, игровой деятельности.
4. «Учимся дружить». Игры, способствующие групповой сплоченности, обучающие навыкам эффективного общения и взаимодействия, формирующие умение делать самостоятельный и осознанный выбор.

 

5. «Песочная грамота» Игры, направленные на развитие фонематичекого слуха, коррекцию звукопроизношения, обучению чтению и письму.
6. Познавательные игры Игры на знакомство с окружающим миром- географические игры, исторические игры- экскурсии по родному городу «Надым».

На занятиях используются элементы сказкотерапии и арт- техники, психогимнастические упражнения, рисование песком на песочных столах, работа с пластилином и соленым тестом. Песочная терапия хорошо сочетается с прослушиванием спокойной музыки- звуки природы или релаксационные мелодии позволяют терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне. Занятия проводятся для детей с 3 лет, как индивидуально, так и в группе 5 человек. Программа состоит из годового курса, каждое занятие продолжительностью 30- 40 минут, далее родители могут задать вопросы психологу и получить обратную связь.

4. Форма занятий по песочной терапии.

Формы и варианты песочной терапии определяется особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Форма занятий: игры, упражнения, арт- терапия.

Работа с детьми представлена следующими формами занятий:

  1. Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.
  2. Организованная образовательная деятельность с детьми.
  3. подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми.
  4. Самостоятельная игровая деятельность детей.
  5. Система коррекционно- развивающих занятий.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- дети чувствуют себя более успешными;

- на занятиях весело, нет скуки и монотонности;

- ребенок легче адаптируется в коллективе;

- страхи и напряжение исчезает.

Песочная терапия (решаемые проблемы у детей):

а) агрессивное поведение;

б) страхи;

в) трудности привыкания ребенка к новым условиям в связи со сменой места жительства или единственного ребенка в семье;

г) проблемы общения со сверстниками;

д) вербальная агрессия;

е) патологические привычки (грызение ногтей, закручивание волос;

ж) конфликты между братьями и сестрами;

з) нарушение поведения, ухудшение здоровья;

и) гиперактивность и нарушение концентрации внимания;

к) упрямство, сопротивление или своенравие ребенка;

л) тревожные состояния;

м) робость, застенчивость;

н) несамостоятельность ребенка;

о) страх посещения школы, детского сада;

п) низкий самоконтроль;

р) депрессивные состояния у детей.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:

- уровень тревожности очень высок у ребенка;

- есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

- есть кожные заболевания и порезы на руках.

5. Сказкотерапевтическая песочная терапия.

Использование ее в четырех аспектах:

  1. аспект проективной психодиагностики;
  2. аспект психокоррекции и психотерапии;
  3. аспект психопрофилактики;
  4. аспект обучения.

Все 4 аспекта проявляются в индивидуальных занятиях, так и групповых, без ограничения возраста.

В началоНазад12ВперёдВ конец


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Животные Национального парка Лосиный остров»

Проект «Животные Национального парка Лосиный остров»

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе…

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе группе Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя сентябрь Какая бывает вода? Цель: уточнить представления детей...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Эколята – дошколята»

Опыт работы по экологическому воспитанию «Эколята – дошколята» Родная природа – могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Волшебные палочки – наши выручалочки» Цель: Создать условия для развития...

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что...

Сценарий мюзикла для детей старшего дошкольного возраста «Кошкин дом»

Сценарий мюзикла для детей старшего дошкольного возраста «Кошкин дом» Пояснительная записка. Все дети дошкольного возраста знают и любят произведения советской литературы Самуила Яковлевича...