Урок ритмической гимнастики – это момент радости наших детей

 

Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью. Она в своем роде уникальна. Неслучайно она получила такое массовое распространение во всем мире. Здесь и темп, и интенсивность движений и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции.

Нет никаких оснований считать, что ритмическая гимнастика – изобретение современности. Еще в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, силы и выносливости.

«Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветания всего организма, чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цели», так высказывался о ритмической гимнастике Жак Далькроз.

Ритмическая гимнастика является одним из средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой. Она решает общие задачи - оздоровительные, учебные, воспитательные, и частные- повышает эмоциональный настрой детей, формирует двигательную культуру, совершенствует чувство ритма, музыкальность, повышает физическую работоспособность, способствует формированию правильной осанки.

Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который является для них новым и необычным.

Для детей дошкольного возраста существуют различные методики занятий ритмической гимнастики. Большой интерес у коллектива нашего ДОУ вызвала авторская программа Н.А. Фоминой «В музыкальном ритме сказок», основу которой составляют сюжетно-ролевые музыкально-ритмические игры по сюжетам сказок народов мира. Она отражает современные идеи, которые позволяют через игровую деятельность в сочетании с музыкой и разнообразными движениями всесторонне решать задачи воспитания детей дошкольного возраста, миную муштру и принуждение; помогают по развитию физических способностей и психических возможностей с учетом его индивидуальных особенностей.

Программа включает в себя мини-программу. Это серии сюжетно-ролевых, музыкально-ритмических занятий по отдельным сказкам («Дюймовочка» «Буратино» и т.д.) Движения точно передают характер музыки и содержание литературного произведения. Они являются как бы связующим звеном системы.

Игровая деятельность на занятиях ритмической гимнастикой повышает интерес детей к физическим упражнениям, развивает творческое мышление, различные виды памяти, произвольное внимание. Изучение на занятиях литературных произведений, а именно, сказок народов мира, повышает кругозор детей. Музыкальное оформление занятий создает благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально-двигательных способностей детей. Фундаментом программы является триединство воздействия на организм и личность взаимосвязанных компонентов – Движения, Музыки, Сюжета сказки. Эта система обладает новыми качествами и усиливает влияние на развитие ребенка.

Упражнения всегда подбираются по возрасту детей, для младших дошкольников это более простые по координации упражнений, выполняемые с меньшей дозировкой. Продолжительность занятий зависит так же от возраста занимающихся (3-4 года – 15- 20 мин, 4-5 лет - 20 25 мин, 5-6 лет -30-35 мин). Упражнения согласованы с музыкой и передают ее настроение (на сильные музыкальные части – сильные движения, амплитудные прыжки, махи; на быстрые части – беговые, прыжковые серии; под медленную музыку – упражнения в равновесии, расслабления).

Основная структура программы сохраняется: занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки. В основной части занятия (в подготовительной части объединяются упражнения простые по координации и выполняются в медленном и умеренном темпе; постепенное увлечение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; к заключительной части нагрузка постепенно снижается. Танцевальные движения соответствуют характеру музыкальному произведению. Под современные ритмы – реп, техно, рок-н-ролл; под русскую музыку – народные движения и т.д. Мини-программа включает серии упражнений разной направленности (координационные, силовые, скоростно-силовые, для развития гибкости и другие). Мини – программа включает серии упражнений по преодолению препятствий (лазанье, ходьба по гимнастической скамейке и т.д.) Паузы отдыха заполняются различными дыхательными упражнениями, жестами, мимикой, отражающими содержание сюжетно-ролевой игры. Для разгрузки позвоночника и коррекции осанки включены упражнения в партере (из положений сидя и лежа на полу). Мини-программа гибка и мобильна (блоки движений меняются по мере изучения)

Музыка должна быть яркой, ритмичной, доступной к восприятию ребенка, музыкальные стили должны меняться.

Работая по программе Фоминой Н.А. уже заметны результаты. Наши дошколята с большой радостью занимаются ритмической гимнастикой. В ходе регулярных занятий у детей вырос интерес и внимание к действиям педагога, они научились слушать музыку, вдумчиво выполнять упражнения, с помощью движения передают характеры, образы героев сюжета сказки (Серого волка, Козы, Буратино и т.д.) На физкультурных занятиях у педагога практически не бывает проблем с организацией детей, с поддержанием дисциплины во время игры в образах сказочных героев. Выросла произвольность поведения детей. Старшие дошкольники могут руководить группой товарищей, помогать им в освоении сложных движений. Данный педагогический прием («самостоятельное ведение занятий детьми») используется нами на практике. Это развивает у детей сознательность, дружеские чувства – разрешать конфликты, радоваться успехам своих сверстников; творческая активность. Дети научились видеть и понимать образ другого – новый образ «Я», вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз. Выполняя образные задания – перепрыгни через ров, убегаем от Лисы – ребенок осмысливает выполняемые движения, а значит быстрее овладевает ими. Повысился уровень физической подготовленности по бегу, прыжка, метанию.

Праздники – кульминация изучения каждой программы. Дети с нетерпением ждут момента надеть костюмы полюбившихся героев и «рассказать» с помощью «языка» телодвижений сказочную историю, в которой добро побеждает зло. Успешные результаты детей нашли отклики у родителей, которые, в свою очередь, стали не только помощниками, но и активными участниками программы.

Таким образом, занимаясь ритмической гимнастикой, наши дети всегда заряжаются положительной жизненной энергией, у них всегда хорошее настроение, они уверены в успехе и у них все получается.

 

Литература:

  1. Фомина Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: дис… канд. пед. наук/ Н.А. Фомина – Волгоград: ВГАФК. – 1996.
  2. Фомина Н.А. В музыке ритме сказок. / Н.А. Фомина. – Волгоград: ВГАФК, 1999.
  3. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика: методика и физиологическое воздействие/ Т.С. Лисицкая. – М.: ФиС, 1985.




Новые публикации

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества;...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. –...

Читайте также

Конспект НОД «Приход весны Составление связного рассказа по схемам –…

Конспект НОД «Приход весны»Составление связного рассказа по схемам – карточкам Цель: учить анализировать, развивать диалогическую и монологическую речь детей, отвечать на поставленные...

Занятие для детей младшего возраста детского сада «Теремок»

Занятие для детей младшего возраста детского сада«Теремок» Цель: развивать в детях артистические способности, память, эстетические чувства. Задачи: 1. Учить детей отгадывать персонажей сказки...

Исследовательский проект: «Развитие речи детей средствами анимации на основе…

Исследовательский проект:«Развитие речи детей средствами анимации на основе русских народных зимних игр»   Проект направлен на развитие речи детей подготовительной к школе...


Комментарии





В блогах

Занятие в разновозрастной группе детского сада по теме: «Права и обязанности»

Занятие в разновозрастной группе детского сада по теме: «Права и обязанности детей» Цель: познакомить детей с понятием «права и обязанности», показать единство прав и обязанностей, объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности. Задачи: • способствовать воспитанию...

ООД в средней группе: «Про девочку Машу и мухомора Яшу»

Задачи: расширять знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы, дать понятие, что несъедобные грибы опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных. Развивать навыки связной речи, активизировать словарь детей через названия грибов.  Закрепить образ мухомора в...

План работы по нравственному воспитанию в группах 6-7 лет

                                                                 ПЛАН РАБОТЫ            ...

нод ЧХЛ в старшей группе на тему: "Обучение пересказу сказки "Еж" А. Толстого"

Чтение художественной литературы: Обучение пересказу сказки «Еж» А. Толстого в старшей группе     Цель : учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Задачи : учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природовеческим содержанием. учить...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство