Сайт для воспитателей детских садов



Урок ритмической гимнастики – это момент радости наших детей

 

Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью. Она в своем роде уникальна. Неслучайно она получила такое массовое распространение во всем мире. Здесь и темп, и интенсивность движений и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции.

Нет никаких оснований считать, что ритмическая гимнастика – изобретение современности. Еще в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, силы и выносливости.

«Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветания всего организма, чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цели», так высказывался о ритмической гимнастике Жак Далькроз.

Ритмическая гимнастика является одним из средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой. Она решает общие задачи - оздоровительные, учебные, воспитательные, и частные- повышает эмоциональный настрой детей, формирует двигательную культуру, совершенствует чувство ритма, музыкальность, повышает физическую работоспособность, способствует формированию правильной осанки.

Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который является для них новым и необычным.

Для детей дошкольного возраста существуют различные методики занятий ритмической гимнастики. Большой интерес у коллектива нашего ДОУ вызвала авторская программа Н.А. Фоминой «В музыкальном ритме сказок», основу которой составляют сюжетно-ролевые музыкально-ритмические игры по сюжетам сказок народов мира. Она отражает современные идеи, которые позволяют через игровую деятельность в сочетании с музыкой и разнообразными движениями всесторонне решать задачи воспитания детей дошкольного возраста, миную муштру и принуждение; помогают по развитию физических способностей и психических возможностей с учетом его индивидуальных особенностей.

Программа включает в себя мини-программу. Это серии сюжетно-ролевых, музыкально-ритмических занятий по отдельным сказкам («Дюймовочка» «Буратино» и т.д.) Движения точно передают характер музыки и содержание литературного произведения. Они являются как бы связующим звеном системы.

Игровая деятельность на занятиях ритмической гимнастикой повышает интерес детей к физическим упражнениям, развивает творческое мышление, различные виды памяти, произвольное внимание. Изучение на занятиях литературных произведений, а именно, сказок народов мира, повышает кругозор детей. Музыкальное оформление занятий создает благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально-двигательных способностей детей. Фундаментом программы является триединство воздействия на организм и личность взаимосвязанных компонентов – Движения, Музыки, Сюжета сказки. Эта система обладает новыми качествами и усиливает влияние на развитие ребенка.

Упражнения всегда подбираются по возрасту детей, для младших дошкольников это более простые по координации упражнений, выполняемые с меньшей дозировкой. Продолжительность занятий зависит так же от возраста занимающихся (3-4 года – 15- 20 мин, 4-5 лет - 20 25 мин, 5-6 лет -30-35 мин). Упражнения согласованы с музыкой и передают ее настроение (на сильные музыкальные части – сильные движения, амплитудные прыжки, махи; на быстрые части – беговые, прыжковые серии; под медленную музыку – упражнения в равновесии, расслабления).

Основная структура программы сохраняется: занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки. В основной части занятия (в подготовительной части объединяются упражнения простые по координации и выполняются в медленном и умеренном темпе; постепенное увлечение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; к заключительной части нагрузка постепенно снижается. Танцевальные движения соответствуют характеру музыкальному произведению. Под современные ритмы – реп, техно, рок-н-ролл; под русскую музыку – народные движения и т.д. Мини-программа включает серии упражнений разной направленности (координационные, силовые, скоростно-силовые, для развития гибкости и другие). Мини – программа включает серии упражнений по преодолению препятствий (лазанье, ходьба по гимнастической скамейке и т.д.) Паузы отдыха заполняются различными дыхательными упражнениями, жестами, мимикой, отражающими содержание сюжетно-ролевой игры. Для разгрузки позвоночника и коррекции осанки включены упражнения в партере (из положений сидя и лежа на полу). Мини-программа гибка и мобильна (блоки движений меняются по мере изучения)

Музыка должна быть яркой, ритмичной, доступной к восприятию ребенка, музыкальные стили должны меняться.

Работая по программе Фоминой Н.А. уже заметны результаты. Наши дошколята с большой радостью занимаются ритмической гимнастикой. В ходе регулярных занятий у детей вырос интерес и внимание к действиям педагога, они научились слушать музыку, вдумчиво выполнять упражнения, с помощью движения передают характеры, образы героев сюжета сказки (Серого волка, Козы, Буратино и т.д.) На физкультурных занятиях у педагога практически не бывает проблем с организацией детей, с поддержанием дисциплины во время игры в образах сказочных героев. Выросла произвольность поведения детей. Старшие дошкольники могут руководить группой товарищей, помогать им в освоении сложных движений. Данный педагогический прием («самостоятельное ведение занятий детьми») используется нами на практике. Это развивает у детей сознательность, дружеские чувства – разрешать конфликты, радоваться успехам своих сверстников; творческая активность. Дети научились видеть и понимать образ другого – новый образ «Я», вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз. Выполняя образные задания – перепрыгни через ров, убегаем от Лисы – ребенок осмысливает выполняемые движения, а значит быстрее овладевает ими. Повысился уровень физической подготовленности по бегу, прыжка, метанию.

Праздники – кульминация изучения каждой программы. Дети с нетерпением ждут момента надеть костюмы полюбившихся героев и «рассказать» с помощью «языка» телодвижений сказочную историю, в которой добро побеждает зло. Успешные результаты детей нашли отклики у родителей, которые, в свою очередь, стали не только помощниками, но и активными участниками программы.

Таким образом, занимаясь ритмической гимнастикой, наши дети всегда заряжаются положительной жизненной энергией, у них всегда хорошее настроение, они уверены в успехе и у них все получается.

 

Литература:

  1. Фомина Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: дис… канд. пед. наук/ Н.А. Фомина – Волгоград: ВГАФК. – 1996.
  2. Фомина Н.А. В музыке ритме сказок. / Н.А. Фомина. – Волгоград: ВГАФК, 1999.
  3. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика: методика и физиологическое воздействие/ Т.С. Лисицкая. – М.: ФиС, 1985.
0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

     
  • Грануш
    hranush1971@mail.ru

    Подробнее...

     
  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт