Обобщение и распространение опыта работы по теме:
«Речевое развитие дошкольников в разных формах совместной деятельности»

 

Условия формирования опыта. Целеполагание.

В соответствии с требованиями ФГОС логопедическая работа в дошкольном учреждении предполагает различные виды образовательной деятельности с детьми. Очень важно систематически и разнообразно построить коррекционную работу в течение всего дня пребывания ребёнка в учреждении. Прекрасной возможностью для этого является закрепление логопедических игр, упражнений, пальчиковых, дыхательных и артикуляционных игр в различных формах совместной деятельности.

Теоретическая база опыта 

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является

становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте». Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает его деятельность.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности педагог помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ педагога с незначительными изменениями, рассказы бедны и не выразительны, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок не сам строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное.

Поэтому, используя различные формы работы в совместной деятельности, ребенок получает новые впечатления, эмоции, что является необходимым условием для его речевого и психического развития.

Цель:

  • Создание условий в совместно-образовательной деятельности для речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Определить структуру проведения мероприятий с детьми в холле природы, на прогулке, в режимных моментах и совместно-игровой деятельности.
  • Создать условия в ДОУ и логопедическом кабинете для речевой активности дошкольников.

Новизна опыта

Не разработаны новые формы работы и участия учителя – логопеда, не придавалось значение актуальности оформления помещений для речевого развития.

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. 20.07.2011 года приказом № 2151 Министерства науки и образования РФ утверждены ФГТ к условиям реализации ООП дошкольного образования. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.

Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Именно в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка, успешно формируется творческое развитие детей дошкольного возраста.

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

 нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

 облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е.И. Тихеева.

Адресность опыта

Опыт будет интересен учителям – логопедам и воспитателям дошкольных учреждений.

Трудоемкость опыта

Трудность в придумывание интересных пособий, которые могут заинтересовать детей, подборе и оформлении материала.

Технология опыта

1. Мини экскурсия в холле природы

Холл природы оформляется в соответствии с составленным на учебный год тематическим планом.

Выставки меняются не реже 1 раза в месяц.

Данная форма работы проводится с детьми старших подготовительных групп не реже 1 раза в неделю, в первую половину дня. Для работы приглашаются дети как индивидуально, так и небольшой подгруппой. Необязательно это могут быть дети с речевыми нарушениями. (Примерные темы: «Приметы осени», «Перелетные птицы». Пословицы. «Комнатные растения». Гороскоп.)

Цель: Обучение связному смысловому высказыванию (пословицы, поговорки, приметы, загадки

Структура:

1. Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение художественного слова.

2. Заучивание.

3. Игры с материалам представленным на выставке.

4. Итог. Дети сами могут провести экскурсию для детей младших групп.

2. Утренние игры

Проводятся перед завтраком, индивидуально или с подгруппой детей не более 2 – 3-х человек, которые не только испытывают проблемы в обучении, но и с вновь пришедшими, или те, которые по каким – либо причинам долгое время не посещали детский сад (болезнь, отпуск и тд.). В данной форме деятельности с детьми закрепляются упражнения, игры, в выполнении которых они испытывают затруднения, проводится подготовительная работа перед НОД «По дороге к Азбуке».

Например, закрепление лексико-грамматических конструкций, а так же формирование умений к фонематическому анализу и синтезу.

Цель: Закрепление правил речевых игр.

3. Речевая гимнастика

Цель: речевое развитие детей.

Задачи:

1. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук;  

2. Развивать компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической);

3. Формировать навык свободного общения со взрослыми и детьми.

С детьми во всех возрастных группах, с учетом комплексно- тематического планирования, проводятся речевые гимнастики, которые включают в себя: артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, речевые игры по формированию ЗКР, лексической, грамматической и связной сторон речи. Гимнастика проводится в течение 8 -10 минут ежедневно. Игры и упражнения из речевой гимнастики могут использоваться педагогами в работе с детьми в совместной деятельности. Артикуляционные упражнения - основа формирования речевых звуков (фонем), которые включают упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Требования к проведению:

  • Гимнастику необходимо проводить в игровой форме, сидя.
  • Ребенок должен видеть лицо взрослого.
  • Для выполнения артикуляционных упражнений можно воспользоваться индивидуальными зеркалами.
  • Артикуляционных упражнений следует брать в зависимости от возраста детей.

2-3 года – 1 -2 упражнения.

3-4 года – 2 - 3 упражнения.

4-5 лет – 3 - 4 упражнения.

5-6 лет- 4 - 5 упражнений.

6-7 лет – 5 - 6 упражнений.

  • В отборе упражнений идти от простого к сложному. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно.

Структура разучивания:

  1. Рассказ взрослого о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;
  2. Показ выполнения упражнения педагогом;
  3. Выполнения упражнения с детьми;
  4. Новое упражнение разучивается по мере усвоения предыдущих упражнений.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Поэтому очень важно ежедневное проведение пальчиковых игр и упражнений с использованием пособий.

Требования к проведению пальчиковых игр:

  • Каждое упражнение сопровождается небольшими четверостишиями.
  • Показ пальчиковой игры (упражнений) должен быть точным, четким, динамичным, выразительным.
  • Чтение стихотворения – ритмичным, ярким, эмоциональным, с соблюдением необходимого темпа, с логическими паузами между отдельными строчками.

Игры по развитию звуковой культуре речи направлены на:

  • формирование фонематического анализа и синтеза,
  • на дифференциацию гласных звуков, согласных - твердых и мягких, глухих и звонких звуков.

В процессе проведения речевой гимнастики педагоги расширяют словарный запас слов, приучая быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающие мысль, правильно произносить многосложные трудные, но часто употребляемые слова.

Так как к шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их с предложениями, в речевую гимнастику включаются игры на формирование грамматического строя речи, которые научат детей:

  • ясно выражать свои мысли,
  • согласовывать слова в предложения,
  • правильно пользоваться союзами и союзными словами.

Большое внимание уделяется развитию связной речи:

  • составление описательных рассказов по серии вопросов,
  • составление рассказов по серии сюжетных картинок,
  • составление рассказов с использованием схемы.

Самостоятельно считается рассказ в том случае, если дети придумывают его, не опираясь на дополнительные вопросы.

Кроме этого с детьми:

  • заучиваются стихотворения, загадки,
  • проводятся беседы по темам месяца.

Во время выполнения речевой гимнастики воспитатель и учитель - логопед отслеживают правильное и точное выполнение детьми тех или иных упражнений, используя прием индивидуального сопровождения.

- Участники мероприятия:

Дети, воспитатели всех возрастных групп, учитель - логопед

Продолжительность проведения: Ежедневно, 5-7 минут.

4. Игры на прогулке

Цель:

  • Совершенствование лексико - грамматических конструкций,
  • Развитие познавательных процессов, воображения,
  • Активизация речи детей.

5. Интеллектуальная игра «Звездный час»

Цель: подведение итогов работы по методическому пособию «По дорогек Азбуке».

Задачи:

  1. Активизировать знания в области грамоты, развивать логическое мышление, творческое воображение, память, внимание, комбинаторные способности.
  2. Дать возможность почувствовать радость от решения познавательных задач.
  3. Способствовать развитию умения взаимодействовать в коллективе.
  4. Воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Структура проведения:

  • Подготовительная работа.
  • Открытие мероприятия.
  • Представления участников команды.
  • Правила игры.
  • Разминочный тур.
  • Первый тур. Грамота.
  • Второй тур. Развитие речи.
  • Подведение итогов.

6. Минивыпускные

Цель: демонстрирование детьми своих умений в четком проговаривании звуков, которые они научились говорить на логопедическом пункте.

Задача:

  1. Продемонстрировать умение дошкольника правильно проговаривать нарушенные звуки.

Результативность опыта

Результаты речевого развития. Май 2014 – 2015 учебный год

группа Общее

кол – во детей в гр.

Состояние звукопроизношения.
С нарушением звукопроизношения Норма   Улучшение Без изменений
11 24 24 - 12 11+ (1-н)
12 23 17 6 6 11
8 23 11 12 8 1 + (2 - н)
9 23 7 16 7 -
7 21 4 17 4 -
10 25 13 12 10 3
5 19 14 5 12 (2 - н)
4 22 22 - 8 14
2 19 19 - 8 11
1 24 23 1 6 14+ (3 - н)
3 19 19 - 6 9 + (4-н)

Результаты речевого развития. Май 2015 – 2016 учебный год

группа Общее

кол – во детей в гр.

Состояние звукопроизношения.
С нарушением звукопроизношения Норма   Улучшение Без изменений
11 24 21 3 15 3 + (3 - н)
12 23 5 18 3 2
8 23 - 23 13 -
9 24 20 4 10 9
7 24 18 5 8 10
10 24 5 19 4 1
5 19 18 1 13 4 (1 - н)
4 22 18 4 14 6
2 20 20 - 13 6 + (1- н)
1 21 16 5 11 5

Результаты речевого развития. Май 2014 – 2015 учебный год

группа Общее

кол – во детей в гр.

Состояние звукопроизношения.
С нарушением звукопроизношения Норма   Улучшение Без изменений
11 24 21 3 15 3 + (3 - н)
12 23 5 18 3 2
8 23 - 23 13 -
9 24 20 4 10 9
7 24 18 5 8 10
10 24 5 19 4 1
5 19 18 1 13 4 (1 - н)
4 22 18 4 14 6
2 20 20 - 13 6 + (1- н)
1 21 16 5 11 5

Оформление кабинета.

Кабинет учителя-логопеда оформлен по тематическому принципу.

С целью создания эффективной развивающей предметной среды разработаны определенные требования к ее содержанию.

Оформление садика. Видео, презентации, игры со звуковичком, выступления.

Конспект видео прогулки.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной младшей группе (с 2- х…

Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной младшей группе (с 2- х до 4 лет) Тема «Доброта нужна всем людям, пусть побольше...

Дидактическая игра «Собери мухоморчики»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики» Дидактическая игра «Собери мухоморчики» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Нормативный проект «Откажи вежливо»

Нормативный проект «Откажи вежливо»

Читайте также

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Сценарий Нового года в подготовительной группе «Новогоднее спасение Деда Мороза»

Сценарий Нового года в подготовительной группе «Новогоднее спасение Деда Мороза» Вход-танец «Елочка» анс. Родники. Ведущий: Мы гостей сюда позвали И этот маленький народ Чтобы в...

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё»

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё» Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет. Образовательные области: социально – коммуникативное развитие. Цели: - повышение...