Малые фольклорные формы в физкультурно – оздоровительной работе с детьми раннего возраста

 

Забота о физическом развитии ребёнка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать действия.

Исследователи в области физического воспитания детей раннего возраста (Т.И. Осокина, С.Я. Лайзане, В.А. Шишкина и др.) отмечают, что на втором и третьем году жизни нужно не развивать какие – то определенные способности, а укреплять различные мышечные группы, упражнять соответствующие нервные центры по управлению их работой и вырабатывать пластичность высшей нервной деятельности.

Грамотно организованная двигательная активность ребёнка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечнососудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения, стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

Для пробуждения интереса к физической культуре мы обучаем детей различным движениям в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, игровых образов, подражательных действий. Например – как ходит, рычит медведь; как зайка прыгает; как лошадка скачет; как птичка летает и т.д.

Для поддержания интереса малышей к выполнению движений, мы сопровождаем образовательную деятельность по физической культуре песенками, чтением стихов, потешек.

В своей работе с детьми раннего возраста, большое внимание мы уделяем ознакомлению детей с малыми формами фольклора – потешками, пестушками, закличками, дразнилками, приговорками, колыбельным песенками, через движение, так как особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении.

Ведь в период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с детьми, взрослыми. Поэтому мы подбираем потешки, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Например: - Кто у нас хороший?

- кто у нас пригожий?

(Ваня, Таня) – хороший(ая), ……. пригожий(ая).

Или «Здравствуй (Лизонька, Ванечка); здравствуй, солнышко!

Как цветочек мой спал? Как по садику скучал?

Сейчас на руки возьму, прямо к сердцу прижму! Поцелую, обнему!

Или «По кочкам, по кочкам, по маленьким кусточкам, прямо, прямо а потом вдруг (…Катя) прямо в яму, бух!

Используя детский фольклор, мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые, а сочетание их с движением – двигательные. Движение в любой форме, соответствующее физиологическим возможностям ребёнка, выступает прежде всего как оздоровительный фактор.

Интеграция физической культуры с малыми фольклорными формами интенсивно формирует наглядно – образное мышление и воображение ребёнка, развивает речь; возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению, совершенствуется моторика детей.

Используя малые фольклорные формы в непрерывной образовательной деятельности по физической культуре, можно решить

Оздоровительные задачи, они позволяют:

Развивать адаптационные процессы, способность организма противостоять неблагоприятным воздействиям;

Создавать условия для удовлетворения потребности ребёнка в двигательной активности;

Обеспечить формирование здоровьесберегающего и здоровьеукрепляющего двигательного поведения, предупреждающего возникновение плоскостопия и нарушения осанки.

Образовательные задачи, они позволяют:

Формировать умение выполнять ходьбу, бег, прыжки мягко, не топая; перемещаться ползанием, не стукая коленями.

Развивать функцию равновесия для предупреждения травматизма и формирования координаций движений.

Вызвать стремление приспосабливать движения к встречающимся препятствиям (перешагнуть, регулируя ширину шага; подлезть, не задев, и т.д.).

Формировать понимание словесной инструкции к выполнению знакомых физических упражнений.

Содействовать расширению пассивного и активного словаря детей за счёт терминологии, связанной с выполнением движений (в пары, в круг, руки поднять вверх, опустить и т.д.).

Различать движения по названию или словесным обозначениям двигательных действий (подошли, перебежали, припрыгали, подлезли и т.д.).

Развивать пространственную ориентировку на знакомые зрительные предметы, неподвижные и движущиеся объекты.

Воспитательные задачи, они позволяют:

Поддерживать интерес и активность в использовании различных движений при решении возникших игровых и практических задач;

Формировать произвольность двигательного поведения, умение подчиняться установленным правилам, действовать по определённым сигналам;

Развивать у детей согласованность своих действий с движениями окружающих;

Вызвать желание принимать участие в подготовке условий для выполнения двигательных действий.

Хорошо знакомые детям потешки, мы использовали в играх – забавах, в утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, на занятиях по физической культуре. Это всегда помогало детям проявить речевую и двигательную активность.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребёнка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Также мы подбираем потешки для подъёма детей, после сна, так-как не все дети с охотой встают.

В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Все эти упражнения мы используем как бодрящую гимнастику в кроватке после сна (картотека прилагается).

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи, восполняется двигательная потребность.

«Ладушки, Сорока, Идет коза и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Помимо потешек, прибауток, развивающую мелкую моторику и руку малышей, мы учим их на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движением. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах.

На основе подражания малыши с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, пестушек, приговорок, стихов. Произведения детского фольклора можно связать с разнообразными движениями, которые по силу ребенку раннего возраста: идет дождь, снег, прыгает зайчик.

Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребёнок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности.

Наблюдая за игрой детей, мы заметили, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

В своей работе мы используем определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, Т.е. всесторонне развивает ребенка.

Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда я делаю - запоминаю». Таким образом, ребёнок должен быть не только слушателем, но и активным участником процесса познания.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями)

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило ряд новых функций...

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО В условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их...

Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика»

Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика» (Дети забегают в зал и встают полукругом.) Ведущий: К нам на праздник в детский...

Читайте также

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы Цель: повторение и закрепление изученного материала. Задачи: - развивать грамматический строй речи, слуховое...

Проект «Зимняя прогулка для здоровья»

Проект «Зимняя прогулка для здоровья»

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ»

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго...