Чайковский детям

 

Цель: познакомить детей с некоторыми фактами из жизни и биографии великого русского композитора. Развивать интерес к его произведениям, желание слушать, понимать, чувствовать их.

Оборудование: на центральном месте портрет композитора, детская комната. Детская комната. Зимний лес.

Ведущий: Есть невдали от могучей полноводной реки Камы старый, заводской город – Воткинск. За 200 лет он разросся, очень изменился, но и сейчас там стоит огромный прославленный машиностроительный завод. Город Воткинск знаменит не только заводом.

В 1840 году здесь, в небольшом двухэтажном доме, в семье горного начальника родился мальчик Петя Чайковский – будущий композитор. Восемь незабываемых лет прожил он в Воткинске, в дружной, заботливой семье. И, сколько он себя помнил, музыка всегда звучала вокруг него. Играла на рояле и пела его мама Александра Андреевна Чайковская. Простенькую песню «Соловей, мой соловей». Алябьева, петую страстью любимой матерью, Петр Ильич до конца жизни не мог слушать без слез. Играл на флейте и пел отец.

Осенними и зимними вечерами в гостеприимном доме Чайковских собирались инженеры, мастера, люди, приезжавшие по делам службы.

Метет и воет белая пурга за окнами, наметает высокие пушистые сугробы, а в комнатах тепло, уютно. Звучно стреляют пихтовые дрова в печах и каминах.

Какое счастье! Один из гостей присел к роялю, и вот завораживают душу мазурки Шопена.

Но главное впереди, отец подходит к стоящему на почетном месте большому музыкальному ящику, оркестрине, и затейливым ключом заводит его. Сами собой тогда начинают медленно поворачиваться медные валы. Негромкая, хрупкая музыка льется оркестрины. «Это Моцарт» - говорит Александра Андреевна. После такого вечера трудно заснуть. Музыка звучит в полной тишине, как будто она переселилась в голову Пети и живет там сама по себе. Это даже страшно. Испуганная воспитательница, заботливая Фани Дюрбах, успокаивает плачущего мальчика. А на другой день ему уже не разрешают вскарабкиваться на стул у фортепиано и повторить по памяти то, что он слышал вчера или придумал сегодня утром, что и сейчас поет в ушах.

- Нельзя, нельзя, Пьер. Это вредно для твоего здоровья!

Огорченный Петя отходит, нельзя играть на рояле, придется ему теперь выстукивать музыку на столах, подоконниках и оконных стеклах. И в один прекрасный день, увлекшись разыгрыванием придуманной им песни, Петя разбивает стекло и осколком ранит руку.

И тут навсегда падает запрет, а к провинившемуся приглашают учительницу музыки.

Пройдут годы. Маленький мальчик станет великим композитором. Но навсегда останутся в памяти Воткинск, оркестрина, пение матери, народные песни, услышанные на заре жизни.

Так вот друзья мои, сегодня мы с вами будем слушать музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

В исполнении детского оркестра звучит отрывок П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро».

Ведущий: В огромном доме Давыдовых в Каменке жили многочисленные племянницы и племянники Петра Ильича Чайковского. И среди них самый любимый – Володя, добрый, веселый, музыкально-одаренный мальчик.

Дети всегда с большим нетерпением ждали наездов обожаемого дядюшки. До чего им становилось хорошо и весело, когда дверь детской вдруг распахивалась, и на пороге появлялся он – неизменно приветливый, лукавый и чуточку таинственный! Дети знали – сейчас начнутся забавные игры, шутки, загадки, танцы и музыка… Много музыки!

Далее все действия инсценируются детьми.

Ведущий: Володя со всех ног бросался в объятия Петра Ильича, навстречу шуму, смеху, веселой кутерьме и ничто не могло усмирить его буйной радости.

Раз-два, раз-два! Командовал Володя, а фортепиано под руками Петра Ильича чеканило ритм и отстукивало барабанную дробь.

Деревянные солдатики, извлеченные из картонной коробки, оживали. Они расправляли свои одеревеневшие плечи, и покачивая острыми штыками, бодро шли по персидскому ковру детской на суровую войну. А когда марш оканчивался, усталые воины отправлялись на покой.

Исполняется Марш деревянных солдатиков. Запись с использованием иллюстрации.

Ведущий: А еще Петр Ильич рассказывал детям всякие замечательные истории. Володе особенно запомнился рассказ о том, как в Неаполе Петр Ильич встретил на улице маленького мальчика. В надежде получить монетку – другую тот пел высоким голосом песню за песней. А одну, особенно понравившуюся слушателям, повторял уже третий раз. Внезапно хлынул ливень. И разогнал публику. Быстрые ручейки потекли с темных волос на растерянное лицо мальчика. И было непонятно: плачет он или это просто дождь. Петр Ильич долго потом бродил по улицам в надежде вновь увидеть маленького музыканта, да так и не встретил. А песня – вот она.

Звучит «Неаполитанская песенка». Музыка П.И. Чайковского.

Все действия инсценируются детьми.

Ведущий: Однажды во время очередного приезда Петра Ильича в детской началась обычная, веселая чехарда. Вдруг раздался отчаянный вопль: у куклы Наташи свернулась набок голова и ни за что не хотела возвращаться на место. Голову крутили все по очереди. Однако все было напрасно. Петр Ильич сел за фортепиано и заиграл что-то медленное и грустное. И детям стало ясно, что кукла тяжело заболела. Ее необходимо напоить чаем с малиной, завязать горло теплым шарфом, а главное, не шуметь и ходить на цыпочках.

Но лечение не помогло. Упрямая голова заболевшей куклы неожиданно скатилась на пол.

- Ах, она окончательно умерла! Какое Горе! – В один голос воскликнули Володины сестренки и залились горячими слезами.

Звучит «Болезнь куклы». Музыка П.И. Чайковского.

Ведущий: Тогда Петр Ильич заиграл торжественный марш. И под эту музыку погибшая кукла была препровождена в чулан.

Исполняются «Похороны куклы». Музыка П.И. Чайковского.

А на следующее утро девочкам принесли большую коробку. Петр Ильич, хитро улыбаясь, наигрывал что-то веселое и забавное. Он-то знал: в коробке новая кукла.

Исполняется «Новая кукла». Музыка П.И. Чайковского.

Исполняется танец с новой куклой.

Ведущий: Однажды, когда Петра Ильича не было в Каменке, из Петербурга пришла посылка, а в ней давно обещанный и посвященный ему, Володе Давыдову, «Детский Альбом», заполненный милыми сердцу необычайно-забавными и занятными пьесами. Сколько их тут! Знакомый «Марш деревянных солдатиков». Печальная страница – «Болезнь куклы». И вовсе трагическая – «Похороны куклы». Потом опять «Новая кукла». Танцы, песни…

Да разве дело только в названии? Вы послушайте, вы только послушайте, что это за музыка!

Ведущий: А еще у Петра Ильича Чайковского есть такая песенка, посвященная детям. Она так и называется «Детская песенка». В песне рассказывается про девочку, которую ласково называют Лизочек. Эта девочка такая маленькая, совсем как сказочная Дюймовочка. Она спит на диванчике из пуха одуванчика, сидит на стуле из грецкого ореха, гуляет под зонтиком из листика сирени, ездит в карете из яичной скорлупы. Ей сшили башмаки из скорлупы маленького рака. В этих башмачках она поехала танцевать. Наткать холстины (материи) она заказала пауку, а комару – сделать манишки (вставочки). Да, что это я, песенка то вот она…

Исполняется «Детская песенка». Музыка П.И. Чайковского.

Ведущий: Дети, а знаете ли вы, сколько месяцев в году? – 12.

Только заканчивается один месяц, сразу же начинается другой. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывали, что была девочка, которая видела все 12 месяцев сразу. Как это случилось? А вот так.

В одной маленькой деревушке жила женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем не могла ей угодить, была зима. Деревья стояли по пояс в сугробах.

Звучит «Декабрь». Музыка П.И. Чайковского. Гаснет свет.

Метелица – курева,

Закурила – замела,

Запылила, завалила

Все дорожки, все пути –

Ни проехать, не пройти.

В такую пору под вечер злая мачеха и говорит падчерице:

- Сходила бы ты в лес, да набрала там подснежников.

- Да какие же теперь подснежники, ведь зима?

Заплакала девочка и вышла из дверей. Идет она еле ноги из сугробов вытягивает. Вот и лес. Тут уж совсем потемнело. И вдруг меж деревьев сверкнул огонек. Девочка прибавила шагу, вышла на поляну, да так и замерла: посреди поляны пылает высокий костер. Вокруг костра сидят люди и тихо беседуют. Их 12. Вдруг обернулся один и поглядел в сторону, где стояла девочка.

Январь: «Ты откуда, девочка, пришла? Что тебе здесь нужно?

Девочка: «Не по своей воле я пришла. Прислала меня мачеха за подснежниками.

Январь: «Да, ведь они раньше апреля месяца и не выглянут!»

Девочка: «Я и сама знаю, дедушка, да деваться мне некуда».

Январь: «Слышишь, братец Апрель, твоя гостья, принимай!»

Ведущий: Один из 12 встал, подошел к январю.

Апрель: «Братец Январь, уступи мне на час свое место».

Январь: «Я бы уступил, да не бывать апрелю прежде марта».

Март: «Ну, за мной дело не станет. Что скажет братец Февраль?»

Февраль: «Ладно, уж, и я уступлю. Спорить не буду».

Январь: «Если так, будь, по-вашему!»

Ведущий: Ударил Январь о землю ледяным посохом.

Исполняется «Январь». Музыка П.И. Чайковского (отрывок).

Январь:

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны и березы

Не грызите кору!

Полно вам воронье

Замораживать,

Человечье жилье

Выхолаживать!

Ведущий: В лесу стало тихо. Метель улеглась.

Январь: «Ну, теперь твой черед, братец Февраль!» (Передает свой посох Февралю.)

Февраль:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте, что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыгрались к ночи.

Исполняется «Февраль». Музыка П.И. Чайковского (отрывок).

Февраль: «Теперь твой черед, братец Март!» (Передает посох.)

Март:

Снег уже теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед

Буд-то раскололи

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Исполняется «Март». Музыка П.И. Чайковского.

Март: «Ну, теперь ты бери посох, братец Апрель».

Апрель:

Разбегайтесь ручьи!

Растекайтесь лужи!

Вылезайте муравьи

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник!

Исполняется «Апрель». Музыка П.И. Чайковского (отрывок).

Апрель: «Что же ты стоишь? Торопись! Нам с тобой всего один часок братья мои подарили».

Ведущий: Девочка оглянулась и побежала в чащу подснежники искать.

(Девочка убегает, затем возвращается с корзиной цветов. В это время все месяцы занимают свои места у костра.)

Девочка: «Спасибо вам, хозяева за доброту вашу. Сколько не проживу на свете, а все благодарить вас буду».

(Кланяется Январю.)

Январь: «Не мне кланяешься, а брату моему меньшему Апрелю – месяцу».

Девочка: «Спасибо тебе, Апрель – месяц. Всегда я тебе радовалась, а теперь, как в лицо тебя увидела, так уж никогда не забуду».

Апрель: «А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе колечко на память. Если случится беда, брось его на землю, в воду или в снежный сугроб и скажи:

Ты катись, катись колечко

На весеннее крылечко…

Да по зимнему ковру

К Новогоднему костру.

Мы и придем к тебе на выручку – все 12 придем.

Ведущий: Итак, друзья мои, сегодня мы соприкоснулись с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Прекрасно и многогранно творчество этого великого русского композитора, его знают и любят во всем мире. Ведь его музыка излучает неиссякаемую, непримиримую к злу и мраку любовь к детям – к будущему человечества. И мы с особой гордостью относимся к тому, что он является нашим соотечественником.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для родителей «Значение игры для дошкольников»

Консультация для родителей «Значение игры для дошкольников» Те родители, которые думают, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием экологической сказки Тема: «Деревья и кустарники» Цель: закрепить, активизировать представления детей...

«Румяная матрёшка – душа России»

«Румяная матрёшка – душа России» Своей красочностью и неизменным «секретом» матрёшка привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Эта деревянная...

Читайте также

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в…

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я...

Лепбук «Волшебный праздник Новый год»

Лепбук «Волшебный праздник Новый год» Новый год - это самый любимый праздник детей и взрослых. В Новый год исполняются все желание...

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа…

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа с солистами Общее пение, исполнение песен в ансамбле, хоре, всегда доставляет...