Театральная кукла

 

Кукла – первая среди игрушек. На нее по-разному влияет время, но она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где живет человек, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла – воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо.

Мы взрослеем, но кукла – игрушка, кукла – образ, кукла – аллегория, кукла – произведение искусства продолжает жить рядом с нами. Особое место в доме занимают куклы, которые дороги как память о детстве, людях, их подаривших, или о каком-то особом событии.

Кукол на свете существует великое множество. Среди них особое место занимает тряпичная мягкая кукла, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой своих эмоциональных переживаний – это театральная кукла перчаточного типа. Она полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони.

Театральная кукла в кукольном спектакле – главный художественный инструмент, с помощью которого идейное и эмоциональное содержание сказки становится достоянием ребенка. Эта кукла тянется к маленькому зрителю руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну «живой и говорящей» игрушки – все одновременно отражается на лице малыша.

В чем же преимущества такой игрушки? Прежде всего, театральная кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно, если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей.

Кукла вызывает меньше опасений, страха, и с ней ребенок быстрее идет на контакт, нежели с взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, соглашаются дать руку кукле (зверушке, клоуну) и поздороваться с ней. Активно взаимодействуя с игрушкой, ребенок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, людьми.

Большинство детей дошкольного возраста шумливы и подвижны, но их чувства в обычной жизни не всегда находят выход. Детям необходим клапан для выпуска этой энергии наружу. Игры с театральными куклами предоставляют такую возможность.

Играя роль волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, сопровождая слова героя громким хохотом, криком, озорным посвистом; играя роль зайчика – осторожность, петушка – решимость и храбрость. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя по-разному и в зависимости от ситуации проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту.

Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеривают на себя» разные модели социального поведения. Надевая куклу на руку, ребенок «сливается с ней, отождествляется с персонажем, которого будет играть». С ее помощью он может не только отрабатывать модели поведения, как он делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. В этом качестве персонажи кукольного театра ничем не отличаются от обычных сюжетных игрушек – зайцев, собачек, кукол. Но они в большей мере провоцируют детей на ведение диалогов, а не только на игровые действия. Театральные куклы служат стимулирующим фактором для развития диалоговой речи, поэтому они обязательно должны быть в распоряжении детей.

Для ребенка персонаж кукольного театра – игрушка не совсем обычная. Ребенок видит, как с помощью этих кукол разыгрывается спектакль, и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы пересказать содержание сказки, рассказа. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усваивать этические нормы, развивать память и речь. Благодаря тому, что куклы – герои сказок – несут в себе эталонность нравственного облика, малыш сосредоточивает на них весь свой моральный опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений. Активные дети всегда вызываются играть с куклой, с удовольствием надевают куклу на руку, говорят и действуют. Застенчивые дети нередко именно от лица куклы впервые решаются произнести слова со сцены, психологически прячась за нее.

Кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает малышу возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением «настоящего» мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития ребенка процесса. Первый – это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Второй – это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество. Сюжет сказки – лишь опора для ребенка, лишь толчок к самостоятельному творчеству.

В идеале кукольный театр нужен растущему человеку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром.

Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Необходимо поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и «правильно» сыграл ту или иную роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу, и дает детям игра в кукольный театр.

Театральная кукла в руках взрослого – помощник в решении многих задач. От лица куклы, например, можно дать адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Иногда свой рассказ взрослый может сопровождать показом кукольного спектакля, когда персонажи что-либо рассказывают, например кот Грамотей – о буквах, Жирафа – об экзотических животных, пчела Майя – о насекомых. Взаимодействие детей с такими персонажами, как Знайка, помогает стимулировать их мышление, активизирует речь, побуждает рассуждать последовательно и доказывать свою точку зрения. С помощью кукол взрослому проще отразить реальную ситуацию, в которой произошло нарушение моральных норм, показать «со стороны» ее последствия и переживания участников.

Для какого же возраста подойдут эти игрушки? Начинать знакомить малыша с куклами-перчатками можно уже с 1-1,5 года. Для начала взрослый сам выступает в роли актера. Наденьте куклу на руку, и пусть сказочный персонаж поговорит с малышом. Ребенок пока будет зрителем, а сказочный персонаж вовлечет малыша по мере разворачивания сюжета в примитивные совместные действия. В три года ребенок уже может самостоятельно играть с куклой-перчаткой, выстраивая сюжетную смысловую цепочку из 3-4 действий и озвучивая эти действия. Ребенок с удовольствием подхватит игру, начатую взрослым. К 4 годам малыш научился хорошо говорить и может на равных с взрослым или сверстником организовывать театрализованные представления. Теперь для него становится чрезвычайно актуальной следующая ступень – построение и развитие диалогической речи. Ему важно обогатить опыт общения в различных ситуациях. И не лучшего помощника для ребенка в этом деле, чем тряпичная кукла-перчатка или, что еще эффективнее, набор кукол-перчаток – героев сказки, т.е. кукольный детский театр. К 5-6 годам ребенок уже умеет произносить фразы от лица персонажа кукольного спектакля, согласовывать движения кукольного персонажа с речевым сопровождением, произносит развернутые диалоги между героями произведения, исполняет произведение по ролям, находит адекватную характеру героя интонацию, темп, силу голоса, мимику, изменяет их в соответствии с развитием сюжета.

Игры с театральными куклами дают возможность ребенку проявить себя и в качестве автора, и в качестве актера, и в качестве зрителя. Театрализация помогает малышу обогатить социальный опыт. Ведь именно в театрализованных играх в наиболее сконцентрированном виде разворачивается механизм идентификации, лежащий в основе многих общечеловеческих способностей.

Если детство – особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно и радостно, то кукольный спектакль – одно из самых простых и действенных способов доставить радость, развить фантазию, речь и творчество ребенка.

Советы педагогам и родителям.

Приобретите своему ребенку куклу перчаточного типа или кукольный театр.

Рассмотрите с детьми игрушку и расскажите о ней.

Вызывайте интерес к игрушке с помощью различных игровых приемов:

создайте игровую ситуацию с целью побуждения детей к играм, рассказыванию, сочинению историй, например, «Петрушка, расскажи про мою игрушку»;

выполняйте различные игровые действия с игрушкой, например, «Зайчик, скок в теремок!»;

загадывайте и отгадывайте загадки об игрушке;

включайте элементы драматизации с использованием театральной куклы в праздничное поздравление, музыкально озвучивайте действия с игрушкой.

Выступайте инициатором совместной детской игры и берите на себя функции ведущего. Включайте ребенка в совместную с вами театрально-игровую деятельность. Проиграйте с ребенком некоторые эпизоды из знакомой сказки. Затем придумайте вместе с ним несколько сказок или историй, произошедших с любимыми героями.

Привлекайте к театральной постановке и других детей. Пусть все назовут вслух свою роль, пояснят свои действия, озвучат персонаж.

Направляйте развитие продуктивного воображения ребенка. Помогайте ребенку не просто отрывочно фантазировать, а реализовать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но свои произведения и проигрывать их с помощью кукол перчаточного типа.

Поощряйте все творческие проявления ребенка в театрально-игровой и художественно-речевой деятельности, постепенно прививая ему некоторую критичность по отношению к продуктам своего творчества. Помните, что необходимо гибкое сочетание известной критичности с дружелюбным вниманием к творчеству ребенка, с поощрением самых разных проявлений его фантазии.

Используйте театрально-игровую деятельность во время проведения детских праздников. Предложите детям придумать сказку и проиграть ее. Каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый направляет развитие сюжета, помогает детям завершить задуманное.

 

Куклы



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года» Дидактическая игра «Времена года» будет интересна и познавательна детям с 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие...

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках»

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на...

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши…

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши, выбирай» Цели: образовательная: закрепить знания детей о разнообразных профессиях, их названиях и...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по социальному миру. Тема:…

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по социальному миру.Тема: «Волшебники детского сада» (знакомство с профессией повар) Задачи: - формировать у детей навыки...

Экологический проект «В гостях у Чиполино и его друзей»

Экологический проект «В гостях у Чиполино и его друзей» Пояснительная записка Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями в природе начинается с первых...

Проект: «Ключ к здоровью»

Проект: «Ключ к здоровью» Паспорт проекта Руководители проекта Никифорова Н.В., Жукова Л.Г. Воспитатели высшей категории,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного...