Сайт для воспитателей детских садов



Особенности развития речи у детей с ОНР через театральную деятельность

 

Личность и способности ребенка

развиваются только в той деятельности,

которой он занимается по собственному

желанию и с интересом, то есть

по внутреннему побуждению.

(Закон психологии.)

 

3В современном мире чистая правильная речь это визитная карточка человека, поэтому с самого раннего возраста необходимо уделять огромное значение развитию и формирования всех компонентов родного языка. Работая по программе «От рождения до школы» мы столкнулись со следующей проблемой: наши детки ни как не дотягивают до требований программы. У большей части деток ОНР т.е. нарушены все компоненты речи (звукопроизношении, связанная речь, грамматический строй и т.д.). Общее недоразвитие речи – сложное комплексное нарушение, при котором страдают все компоненты речи малыша. Чтобы справиться с этой проблемой, логопеду и воспитателям нужен ни месяц, а годы. Как же разнообразить эту монотонную работу, как превратить скучные занятия в интересную игру? Изучив необходимую литературу, мы решили развивать речь деток через театрализованную деятельность. Так появился кружок «Театральный калейдоскоп». Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю. Так же дополнительно проводятся индивидуальные занятия с логопедом.

В своей работе мы следовали следующим принципам:

- Не принуждать, а побуждать.

- Не оценивать, а поощрять,

- Не торопить, а помогать.

Основной целью нашей работы является:

  1. Создание условий для исправления речевых дефектов речи детей и развитие мотивации ребенка говорить правильно.
  2. Задачи, которые ставят педагоги нашей группы, тесно переплетаются с развитием речи и её компонентов.

Задачи:

- Пополнять и активизировать словарь детей;

- Обогащать словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;

- Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию,

- Продолжать работать над интонационной выразительностью речи;

- Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;

- Развивать диалогическую и монологическую речь в процессе театрально-игровой деятельности;

- Совершенствовать умение связано и выразительно пересказывать сказки самостоятельно, с опорой на картинки;

- Воспитывать культуру речевого общения.

Каким же образом мы развивали все компоненты речи:

Развитие лексики и грамматического строя речи:

2Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны и развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, связанности – с другой стороны в театрализованных играх тесно связаны. Одна из ведущих ролей в этой работе принадлежит воспитателю, который знакомит детей с художественным произведением. Дети вначале выступаю зрителями; они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участников в театрализованных играх. Детки наблюдают, как взрослый разговаривает, действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Особое внимание при этом уделяется анализу сюжета игры, характеристике действий, совершаемых предметами, явлениям, их значениям.

Логопед организует различные упражнения: «Пройди как кошечка, как медведь», «Пробеги, как мышка, собачка», детям становится интересно не только разговаривать, как герои но, и действовать как они. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть.

Театрализованные игры пронизываю все этапы работы над речью детей: от развития понимания в младшей группе до умения связано рассказывать, чувствовать, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр в подготовительной к школе группе. Они могут иметь разные варианты – это и игры-драматизации, и инсценировки всего произведения или его части, и появлению сказочного персонажа на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой.

Очень важно в этой работе взаимосвязь педагога и логопеда. Воспитатель знакомит детей с художественным произведением и в театрализованной игре ставят на первое место воспитательные, нравственные задачи. Логопед, опираясь на полученные знания, продолжает работу, в свою очередь, выдвигая на первый план речевые задачи. Отработанные логопедом грамматические категории воспитатели частично включают в свои занятия.

Театрализованная игра хорошая основа для обучения детей. Она с одной стороны, закрепляет навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывает потребность в познании нового, расширяет кругозор, знания об окружающем мире, учит совместным действиям и переживаниям.

Поскольку процесс развития лексико-грамматических категорий очень длительный и трудоемкий, мы с особой тщательностью подбираем художественные произведения для решения этих задач. Театрализованные игры, проводим на основе только хорошо отработанного материала. Для достижения максимальных результатов необходимо привлекать к этой работе родителей, которые в повседневной жизни смогут закрепить полученные детьми знания.

На информационном стенде для родителей мы выставляем книги с пройденными художественными произведениями, рекомендуемые вопросы для беседы, задания для закрепления и повторения лексико- грамматических категорий, стихов и песен.

Обучение творческому рассказу на занятиях по развитию речи.

1Творческие рассказы детей отличаются от рассказов, придуманных по серии картин или описательных рассказов. Главное в творческом рассказе - воображение ребенка.

Творческое рассказывание деткам с ОНР дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитие сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого сюжета. Поэтому формирование связанной речи у детей с онр приобретает первостепенное значение.

Основные направления коррекционной работы по обучению составлению рассказов и пересказов с элементами творчества.

  1. Составление предложения по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, яблоко) с последующим распространением другими второстепенными членами предложения. (Девочка ест яблоко. Девочка ест сочное, сладкое яблоко. Милая, добрая девочка, в красивой синей юбке, ест сочное сладкое яблоко.)
  2. Составление предложения из слов данных в разбивку. (живет, в, лиса, лесу, густом); одно или несколько слов дан в начальной грамматической форме, имеется пропуск слов, отсутствует начало предложения.
  3. Составление предложений по «живым картинкам», предметные картинки вырезаны по контуру, показываем действия на фланелеграфе.
  4. Восстановление предложения не правильно составленного по смыслу. (Бабушка постряпала сладкие пирожки из огурцов).
  5. Отбор слов названных воспитателем и составление из них предложения. (Мальчик, девочка, читать, рисовать, мыть, книжку.)

Эти задания помогают научить детей располагать предложения в логической последовательности, находить опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять рассказы.

На следующем этапе работы, мы используем серии сюжетных картинок.

Работа проводится в определенной последовательности:

  1. Предложить детям рассказать отработанную на предыдущих занятиях тему без 1-2 картинок, включить себя в разряд действующих лиц или вообще рассказать от первого лица.
  2. Предложить детям инсценировать отработанный рассказ, включив туда элементы пантомимы.
  3. Предложить детям придумать рассказ аналогичной серии сюжетных картинок.
  4. Предлагаем детям выделить главную мысль в рассказе, придумать название рассказа.

Далее предлагаем следующие задания:

- придумать начало рассказа;

- придумать сказку по предложенному сюжету;

- завершить рассказ.

Необходимо подчеркнуть важность взаимосвязи, преемственности и единства требований в работе воспитателя, музыкального руководителя и логопеда. Это основной залог успешного преодоления речевого недоразвития детей. Тесная взаимосвязь педагогов возможна при совместном планировании работы: выбор темы и разработка занятий, индивидуальная и подгрупповая работа. Вся работа четко планируется, и распределяются задачи для каждого специалиста.

Например:

Воспитатели: формируют положительные навыки речевого поведения; закрепляют навыки пользования доступной самостоятельной речью на протяжении всего рабочего дня.

Логопед: активизирует и обогащает словарь детей, формирует грамматический строй речи, учит пользоваться диалогической и монологической речью.

Музыкальный руководитель: вырабатывает правильную интонацию и мелодику речи, работает с темпом и ритмом речи.

Такая взаимосвязанная четка работа позволяет нам добиться желаемых результатов. Наши выпускники преодолевают общее недоразвитие речи, эмоциональную неуверенность и имеют возможность поступить не только в массовые школы, но и в гимназии и лицеи. А самое главное для нас, что они сохраняют любовь к театру на всю жизнь.

 

Используемая литература:

1. Е.В. Парфенова «Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности». 2013.

2. А. Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду». 2006

3. Глухов В.П. «Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - Автореф.канд. дис. М., 1987

4. Жукова Н.С. «Логопедия. Преодоление ОНР у детей». -М., 1998.

5. Вакуленко Ю.А. «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду». - Волгоград, 2007.

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

     
  • Грануш
    hranush1971@mail.ru

    Подробнее...

     
  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт