Развитие словаря у детей с ОНР в процессе работы над составлением рассказов по сюжетным и пейзажным картинам

 

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому рассказы по картинам должны занимать видное место среди рассказов, составляемых детьми. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также рассказы по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса детей с ОНР, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

Мир живописи богат и сложен. Хочется особо отметить, что успешная работа по изучению детьми произведений живописи возможна лишь при условии глубокого понимания дошкольниками содержания и формы картины в их неразрывном единстве, а также тогда, когда она захватывает их эмоциональную сферу. Лишь осмысленное и эмоциональное отношение к виденному развивает потребность в выразительной словесной передаче воспринимаемых образов.

Работу над составлением рассказа по картине могут значительно облегчить подготовительные упражнения:

1. Рассмотреть внимательно картину, определить ее тему. Составить предложения на тему этой картины. Можно использовать прием «Бинокль» (ТРИЗ) и д/у «Рассмотри внимательно», д/у «Составь предложения по картине».

2. Назвать признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). Составить с этими словосочетаниями предложения, а затем объединить их в связный текст. Д/у «Скажи какая, какой», д/у «Составь предложения».

3. Описать предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа. Д/у «Смотрю на картину и называю, что изображено в центре, справа, слева и т.п.»

4. Описать ситуацию, изображенную на картине. Для этого использовать прием «Ромашка мудрости» (ТРИЗ). Педагог готовит листочки бумаги в виде лепестков, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Задание: выдерни «лепесток», объясни, почему так назвали картину? (Текст пословицы читает педагог; рассуждения происходят вместе с детьми.) Следующая игра( «Найди самое удачное название картины», или д/у «О чем картина?».

5. Описать главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние. Д/у «Кто главный?»

6. Выразить свое отношение к герою, к картине. Д/у «Мне нравится (не нравится)».

Перед составлением рассказа очень полезно потренироваться в составлении предложений. Для этого я использую три модели.

Первую модель условно называю «К чему обратился художник?». «Художник обратился ….( к какой- либо сказке, к какому- либо изображению, к какому – либо эпизоду)».

Вторую модель условно называю «Что выделил художник?». «Художник выделил… (какую –либо фигуру, какой-либо предмет, каким – либо цветом)».

Третью модель условно называю «Чего добивается художник?». Художник добивается… какого-либо настроения, точности изображении и т.п.»

В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для словарной работы использую сама и рекомендую воспитателям такие картины, как, например, А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Шишкина «Зима», «Облака», «Рожь», «Хвойный лес. Солнечный день», «Ранняя осень». «Золотая осень», «Березовая роща», «Перед грозой», «Дуб, освещенный солнцем».

Например, картина А.Саврасова «Грачи прилетели», своими яркими образами помогает научить детей выбирать наиболее точные синонимы. Дети ищут слова для описания поведения грачей, оценивают наиболее удачные слова.

Картины И.Шишкина – это просто кладезь для развития словаря и образной речи. Например, картина «Березовая роща».Уместно использовать такие дидактические игры как «Расскажи, какие березы ты видишь», «Кто больше назовет слов», «Скажи по –другому», «Подбери похожее слово» ит.д. Активизируем в речи детей такие прилагательные: белоствольная, красивая, нарядная, высокая, статная, стройная, пышная, тонкая, гладкая, гибкая, кудрявая, раскидистая, лиственная, чудесная, прекрасная. Можно рассмотреть картину А.Куинджи «Березовая роща» или картину И. Левитана «Березовая роща».

Для обогащения активного словаря детей весьма полезно проводить дидактическую игру с детьми «Придумай название для картины». Называя картину, дети должны увидеть главное в ее содержании и выразить это в словах или словосочетаниях. Например, картина «Грачи прилетели»: «Весна пришла», «Летят перелетные птицы», «Здравствуй, весна!», «Грачи»,», «Грачи - вестники весны».

Картина И.Шишкина «Дуб, освещенный солнцем»: «Солнечный день», «Скоро осень», «Старый, могучий дуб», «На солнечной полянке», «Дубовая роща в свете солнца».

Картина И.Шишкина «Лес в инее»: «Зимний денек», «Зима и солнце», «Морозный день», «Лесная сказка».

Другим эффективным методом словарной работы являются дидактические игры, в которых уже известные детям слова закрепляются и активизируются: «Угадай по описанию», «Закончи слово», «Опиши любимую картину». Это такие игры как «Придумай рассказ от имени героя картины», «Расскажи, что делает герой картины» например, рассматривая картину А.Харламова «Голова девочки», проводим дидактическую игру «Что делает девочка» (сидит, смотрит, мечтает, думает, вспоминает), затем предлагаем придумать рассказ и рассказать его от имени девочки. Рассматривая картину Н.Жукова «Андрюша», спрашиваем детей «Как ты думаешь, почему Андрюша заболел?», «Придумай рассказ и расскажи его от имени Андрюши».

Рассматривая картину А.Шилова «Портрет матери» спрашиваем детей: «Чем мама художника похожа на свою маму?», «Что ты можешь рассказать о маме художника. Какие у нее глаза?».

Хочу отметить, что картины привязаны к лексическим темам. К рассматриванию предлагаются также такие картины: И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», И Айвазовский «Девятый вал», В.Поленов «Московский дворик», В.Васнецов «Богатыри», «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке». А.Герасимов «Розы», и много других.

Для пополнения словаря интересны картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин», Ф.Васильева «Мокрый луг», картины художника В.Янова «Закат над рекой», «Зимний пейзаж», «Осенний вечер», «Натюрморт» и другие.

Во время анализа произведения живописи необходимо широко использовать метод сравнения. Сравниваем картины на одну и ту же тему одного художника или двух - трех; можно сопоставлять картины, изображающие разные времена года, а также пейзажи, вызывающие одинаковое настроение или противоположные чувства.

Например, можно сравнить картины К. Юона "Волшебница зима" и И.Грабаря "Февральская лазурь".

Разнообразие состояния весенней природы, ее пробуждение от долгого зимнего сна как бы развиваются во времени при сравнении пейзажей И.Левитана "Март", "Весна.Большая вода" и А.Саврасова "Грачи прилетели".

То печальной, задумчивой, то веселой, радостной, но всегда прекрасной показана природа в картинах К.Нестерова "Осенний пейзаж", И.Грабаря "Рябинка" и "Сентябрьский снег".

В заключение хочется отметить, что особую роль в развитии речи детей дошкольного возраста Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина, В.С. Мухина и др. отводили картинам. Обучая детей рассматриванию картин и составлению по ним рассказов можно добиться формированию полноценной монологической речи. Развитию речи дошкольника необходим богатый чувств опыт, который он получает от восприятия различных предметов. Следовательно, картины имеют особое значение в развитии речи в частности связной, так как совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. В процессе рассматривания картин педагог, постепенно подводит детей к полному правильному ответу, те есть верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи.

У детей развивается способность к наблюдению, развивается мышление, воображение, логическое суждение, а, следовательно, активно развивается речь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Мы против терроризма». Занятие - беседа в подготовительной группе

«Мы против терроризма». Занятие - беседа в подготовительной группе Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения правил антитеррористической безопасности, умения проявлять осторожность...

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина малая моя, город Моршанск»

Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина малая моя, город Моршанск» Цель: воспитывать у детей патриотические чувства гордости за свою страну- Россию, за...

Читайте также

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие…

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие творческого мышления дошкольников Не оспорим тот факт, что применение цифровых образовательных...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным» Цель: расширить и закрепить знания о диких животных Задачи: Образовательные: Закрепить название животных и...

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет (Экскурсии в банки с. Месягутово, сюжетно-ролевая игра «Банк») Введение В современном мире существует...