Народные игры как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста
В современном мире наиболее актуальной является проблема развития речи дошкольников.
Родители, и педагоги часто жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, разговаривают плохо и мало, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Все больше детей имеют диагнозы ЗРР (задержка речевого развития) и ОНР (общее недоразвитие речи).
А ведь известно, что:
- Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. В этом возрасте создаются первоначальные умения и навыки, имеющие большое значение для успешного последующего развития ребенка и определяющие языковую культуру человека.
- Речь, как одно из наиболее сложных проявлений в раннем возрасте, генерализует достижения в более простых психических проявлениях и поэтому весьма показательна для психического развития ребенка в первые годы его жизни.
Всем специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста известно, что лучше предупредить проблему, чем ее исправлять. А значит развивать речь детей надо начинать уже с раннего возраста.
Современной наукой давно доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь, поэтому в раннем возрасте средством активной стимуляции развития речи ребенка могут служить народные игры.
Народные игры являлись и являются традиционным средством педагогики, так как именно в них гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют развитию активной и пассивной речи, что является важным показателем психического развития детей.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
Результаты экспресс-диагностики воспитанников, посещающих группы кратковременного пребывания, по методике нервно-психического развития и поведения детей 2-3-4-х лет Аксариной Н.М., Печоры К.Л., Пантюхиной Г.В. сподвигли нашу творческую группу, состоящую из старшего воспитателя, педагога-психолога и воспитателей, к проведению констатирующего эксперимента. Данный эксперимент был направлен на подтверждение гипотезы о стимулирующем влиянии народных игр на речевое развитие детей.
А результаты экспресс-диагностики были следующими:
- «Понимание речи» соответствовало возрасту у 63% (19) детей, задержка развития понимания речи на 1 эпикризный срок у 33% (10) детей, задержка на 2 эпикризых срока у 4 % (1) детей.
- «Активная речь» соответствует возрасту у 20% (6) детей, задержка развития на 1 эпикризный срок у 13% (4) детей, задержка на 2 эпикризых срока у 30 % (9) детей, задержка на 3 эпикризых срока у 30 % (9) детей, задержка на 4 эпикризых срока у 7 % (2) детей.
Т.е. у большинства детей поступивших в группы кратковременного пребывания наблюдалась задержка развития активной речи. Дети нуждались в целенаправленной и планомерной психолого-педагогической развивающей работе, так как недоразвитие речи отрицательно влияет на развитие ребенка и результативность его деятельности.
Наличие двух групп кратковременного пребывания в комплексе позволило условно одну группу сделать контрольной, другую – экспериментальной. Отличие экспериментальной группы от контрольной заключалось в том, что в воспитательно-образовательную программу экспериментальной группы были введены следующие народные игры, которые применялись в педагогическом работе с детьми и контрольной группы, но не так систематично, как в экспериментальной.
Подвижные игры (игры-хороводы, игры-забавы):
«Солнышко и дождик»,
- «Пузырь»,
- «Зайка»,
- «У медведя во бору»,
- «Мыши и кот»,
- «Гуси-лебеди»,
- «Пчелки и ласточка»,
- «Наседка и цыплята»,
- «По ровненькой дорожке».
Пальчиковые игры:
- «Ладушки, ладушки»,
- «Гули, гули»,
- «Идет коза рогатая»,
- «Сорока-сорока»,
- «Улитка, улитка»,
- «Петушок, петушок».
Основная цель планомерного и систематичного введения народных игр - стимулирование речевого развития детей
Были поставлены следующие задачи:
- Обогащать словарный запас;
- Формировать грамматический строй речи;
- Учить выполнять речевые инструкции взрослого;
- Развивать координацию движений;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Гармонизировать движения тела, мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.
- Развивать память, внимание, мышление.
План введения народных игр (игры-хороводы, игры-забавы, пальчиковые игры) был рассчитан на 3,5 месяца.
При составлении данного плана учитывались:
- Специфика групп кратковременного пребывания;
- Возраст детей;
- Возможность использования в различные режимные моменты.
План введения народных игр в программу воспитания и обучения детей раннего возраста
Ноябрь | |||||||||||||
Понедельник | Среда | Пятница | |||||||||||
1 | «Зайка»
«Ладушки, ладушки» |
3 | «Зайка»
«Ладушки, ладушки» |
||||||||||
6 | «Зайка»
«Ладушки, ладушки» |
8 | «Пузырь»
«Ладушки, ладушки» «Коза» |
10 | «Зайка»
«Пузырь» «Ладушки, ладушки» «Коза» |
||||||||
13 | «Зайка»
«Пузырь» «Ладушки, ладушки» «Коза» |
15 | «Зайка»
«Пузырь» «Гули, гули» «Ладушки, ладушки» «Коза» |
17 | «Зайка»
«Пузырь» «Ладушки, ладушки» «Гули, гули» «Коза» |
||||||||
20 | «Зайка» «Пузырь»
«Водичка-водичка» «Ладушки, ладушки» «Коза» «Гули, гули» |
22 | «Пчелки и ласточка»
«Зайка» «Водичка-водичка» «Гули, гули» «Коза» |
24 | «Пчелки и ласточка»
«Пузырь» «Водичка-водичка» «Ладушки, ладушки» «Коза» |
||||||||
27 | «Зайка»
«Пчелки и ласточка» «Ладушки, ладушки» «Водичка-водичка» «Гули, гули» «Коза» |
29 | «Зайка»
«Пчелки и ласточка» «Пузырь» «Водичка-водичка» «Гули, гули» «Ладушки, ладушки» |
||||||||||
Декабрь | |||||||||||||
Понедельник | Среда | Пятница | |||||||||||
1 | «Пчелки и ласточка»
«Пузырь» «Петушок, петушок» «Водичка-водичка» «Ладушки, ладушки» «Коза» |
||||||||||||
4 | «Зайка»
«Пчелки и ласточка» «Водичка-водичка» «Петушок, петушок» «Коза» «Гули, гули» |
6 | «По ровненькой дорожке» «Зайка»
«Водичка-водичка» «Петушок, петушок» «Коза» «Ладушки, ладушки» |
8 | «По ровненькой дорожке»
«Пчелки и ласточка» «Петушок, петушок» «Коза» «Водичка-водичка» |
||||||||
11 | «По ровненькой дорожке»
«Пузырь» «Петушок, петушок» «Сорока» «Водичка-водичка» «Гули, гули» |
13 | «По ровненькой дорожке» «Зайка»
«Пузырь» «Петушок, петушок» «Сорока» «Водичка-водичка» |
15 | «По ровненькой дорожке» «Зайка»
«Пчелки и ласточка» «Петушок, петушок» «Сорока» «Коза» |
||||||||
18 | «По ровненькой дорожке» «Пузырь»
«Петушок, петушок» «Коза» «Водичка-водичка» |
20 | «Солнышко и дождик» «Пузырь»
«Улитка, Улитка» «Водичка-водичка» «Сорока» «Коза» |
22 | «Солнышко и дождик» «Зайка»
«Пузырь» «Улитка, Улитка» «Водичка-водичка» «Сорока» |
||||||||
25 | «Солнышко и дождик» «Зайка» «По ровненькой дорожке»
«Улитка, Улитка» «Водичка-водичка» «Сорока» «Гули, гули»» |
27 | «Солнышко и дождик» «Пузырь» «Пчелки и ласточка»
«Улитка, Улитка» «Водичка-водичка» «Сорока» «Ладушки, ладушки» |
29 | «Солнышко и дождик» «Зайка» «По ровненькой дорожке»
«Улитка, Улитка» «Водичка-водичка» «Сорока» «Коза» |
Январь | ||||||
Понедельник | Среда | Пятница | ||||
10 | «Солнышко и дождик» «Зайка» «Пузырь»
«Улитка, Улитка» «Водичка-водичка» «Сорока» «Гули, гули» |
12 | «Мыши и кот»
«Пчелки и ласточка» «Солнышко и дождик» «Улитка, Улитка» «Водичка-водичка» «Дождик, дождик» |
|||
15 | «Мыши и кот»
«Зайка»» «По ровненькой дорожке» «Улитка, Улитка» «Водичка-водичка» «Дождик, дождик» «Ладушки, ладушки» |
17 | «Мыши и кот»
«Пчелки и ласточка» «Пузырь» «Сорока» «Петушок, петушок» «Водичка-водичка» «Дождик, дождик» |
19 | «Мыши и кот»
«По ровненькой дорожке» «Солнышко и дождик» «Коза» «Водичка-водичка» «Дождик, дождик» |
|
22 | «Мыши и кот»
«Пчелки и ласточка» «По ровненькой дорожке» «Улитка, улитка» «Гули, гули» «Водичка-водичка» «Дождик, дождик» |
24 | «Наседка и цыплята»
«Зайка» «Пузырь» «Коза» «Ладушки, ладушки» «Водичка-водичка» «Дождик, дождик» |
26 | «Мыши и кот»
«Наседка и цыплята» «Солнышко и дождик»» «Сорока» «Петушок, петушок» «Водичка-водичка» «Дождик, дождик» |
|
29 | «Мыши и кот»
«По ровненькой дорожке» «Пузырь» «Сорока» «Гули, гули» «Водичка-водичка» «Улитка, улитка» |
31 | «Наседка и цыплята»
«Зайка» «Пузырь» «Сорока» «Коза» «Гули, гули» «Водичка-водичка» «Дождик, дождик» |
|||
Февраль | ||||||
Понедельник | Среда | Пятница | ||||
2 | «Наседка и цыплята»
«Зайка» «Солнышко и дождик» «Ночь пришла» |
|||||
5 | «Наседка и цыплята»
«Мыши и кот» «Пузырь» «Ночь пришла» «Ладушки, ладушки», «Улитка, улитка» «Водичка, водичка» |
7 | «Гуси-лебеди» «По ровненькой дорожке» «Солнышко и дождик»
«Ночь пришла» «Гули, гули», «Коза», «Сорока» |
9 | «Гуси-лебеди»
«Пчелки и ласточка» «Мыши и кот» «Ночь пришла» «Петушок, петушок», «Дождик, дождик» «Улитка, улитка» |
|
12 | «Гуси-лебеди»
«Солнышко и дождик» «Зайка» «Ночь пришла» «Водичка, водичка» «Коза», «Сорока» |
14 | «Наседка и цыплята» «Гуси-лебеди»
«Пчелки и ласточка» «Ночь пришла» «Гули, гули» «Водичка, водичка» «Ладушки, ладушки» |
16 | «У медведя во бору»
«Гуси-лебеди» «Пузырь» «Зайка» «Улитка» «Дождик, дождик» «Водичка, водичка» |
|
19 | «У медведя во бору»
«Наседка и цыплята» «Пчелки и ласточка» «Улитка» «Ночь пришла» «Петушок, петушок» «Сорока» «Ладушки, ладушки» |
21 | «У медведя во бору» «По ровненькой дорожке»
«Зайка» «Улитка» «Гули, гули» «Дождик, дождик» «Сорока» |
23 | «У медведя во бору»
«Мыши и кот» «Пузырь» «Гуси-лебеди» «Улитка» «Ночь пришла» «Водичка, водичка» |
|
26 | «Солнышко и дождик»
«У медведя во бору» «Пчелки и ласточка» «Улитка» «Коза» «Сорока» «Водичка, водичка» |
28 | «По ровненькой дорожке»
«Мыши и кот» «Зайка» «Пузырь» «Улитка» «Ночь пришла» «Водичка, водичка» «Дождик, дождик» |
По прошествии 3,5 месяцев была проведена повторная диагностика речевого развития детей, которая показала, что уровень развития активной речи детей экспериментальной группы значительно повысился. В контрольной группе он хотя и повысился за счет физиологического роста и развития детей, но все же он не достиг того уровня, как в экспериментальной группе.
К тому же дети экспериментальной группы показали некоторые изменения в поведении. Они стали более самостоятельными, активными, решительными и менее боязливыми.
Полученные результаты позволили нам сделать следующие выводы:
1. Систематичное введение народных игр в работу с детьми раннего возраста существенным образом повышает уровень развития их активной речи, способствует стабилизации эмоционального состояния.
2. Данный набор народных игр и план их введения является эффективным и соответствует поставленным задачам.
3. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют развитию активной и пассивной речи, что является важным показателем психического развития детей.
Читайте также |
---|
Конспект занятия. Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие». Тема: «Карабас…
Конспект занятия. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Карабас Барабас ищет работу» (Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет) Пояснительная записка В...
Интегрированное занятие второй группы раннего возраста. Тема: «Путешествие в…
Интегрированное занятие второй группы раннего возраста Тема: «Путешествие в весенний лес!» Цель: Уточнить знания детей о весенних явлениях природы и расширить представления...
Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками)…
Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками). Тема: «Обезьяна» Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет). Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция...