Методическая тематическая папка «Организация социальных проектов, направленных на формирование правовой культуры субъектов образовательного процесса» для воспитателей детей дошкольного возраста

 

Актуальность правового воспитания человека сегодня однозначна. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств.

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе дошкольного образования, большое место занимает воспитание основ правового сознания у детей дошкольного возраста, формирование у них элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правах. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, усваиваются ценности того общества, в котором они живут. Чем раньше ребенок познакомится со своими правами, тем проще ему будет ориентироваться во взрослой жизни.

Правовая культура – это система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности. При этом можно говорить о правовой культуре как общности (общества) в целом, так и отдельной личности (индивидуума).

Содержание правовой культуры можно определить следующими составляющими:

•  знание права;

•  отношение к праву;

•  привычка соблюдать право (закон);

•  правовая активность.

Правовая культура выполняет следующие функции:

1.  познавательно-преобразовательная

2.  регулятивная

3.  коммуникативная

4.  прогностическая

5.  ценностно-нормативная.

Познавательно-преобразовательная функция связана с созданием гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей. Призвана помочь согласованию личных, групповых и общественных интересов; призвана поставить человека в центр общественного развития. Эта функции связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию гражданского общества и правового государства.

Регулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через социальные нормы (в том числе конечно и через правовые).

Коммуникативная функция, т.е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др.

Прогностическая функция заключается не только в определении наиболее подходящих средств, для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

Ценностно-нормативная функция проявляется в различных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в сознании, поступках, социальных институтах.

Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования.

Развитие социального проектирования связано с применением математических методов и математических моделей, теории игр, компьютерных технологий. Вместе с этим многовариантность разных векторов социального развития характеризуется применением для осмысления актуальных и возможных тенденций социальной динамики таких фундаментальных философских понятий, как концепция возможных миров, разработанная еще в трудах таких классических философов, как Г. Лейбниц и И. Кант, а также принципов кибернетики и синергетики, с привлечением таких понятий, как социальная энтропия (Э. выражает способность энергии к превращениям: чем большеЭ. системы, тем меньше заключенная в ней энергия способна к превращениям; Э. означает переход системы от менее вероятных состояний к более вероятным) и ее уровни, социальная деструкция, хаос и порядок, социальная гармония, социальная динамика, социальное ожидание и социальная проекция. Систематическое представление о социальном проектировании выводит эту область знания на уровень теории социального проектирования, которая включает в себя субординированную систему понятий и принципов, методологии и методов, технологии и инструментария, форм и средств социального, предвидения, а также видов и типов социальных проектов, стратегий и тактик проектной деятельности.

Методическая тематическая папка — это специальная подборка публикаций из периодических изданий (газет и журналов), методических разработок, рекомендаций, библиографических списков по определенной тематике, предназначенная для наиболее удобного и быстрого поиска информации.

Методическая тематическая папка «Организация социальных проектов, направленных на формирование правовой культуры субъектов образовательного процесса» должна включать в себя:

  • нормативные документы, определяющие организацию социальных проектов в детском саду;
  • методические рекомендации по организации социальных проектов, направленных на формирование правовой культуры субъектов образовательного процесса в детском саду;
  • прикладную методическую продукцию, обеспечивающую процесс организации социальных проектов, направленных на формирование правовой культуры субъектов образовательного процесса;
  • разработки конкретных дел в рамках социальных проектов,
  • библиографию по вопросам организации социальных проектов, направленных на формирование правовой культуры субъектов образовательного процесса
  • приложения (дидактический материал).

Будет проводиться проект в средней группе на тему «Моя семья».

Сроки реализации проекта 3 недели.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Диагностики:

  1. Диагностика правовой культуры старших дошкольников

Цель: выявление уровня правовой культуры старших дошкольников.

  1. Экспериментальное выявление уровня правовой культуры у детей дошкольного возраста

 

Список литературы:

  1. Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования Попов м. Правовая культура как элемент социального порядка // власть. 2006. № 6. С. 13-18. 
  2. Овичев р. М. Правовая культура и российский правовой менталитет: дис. ... Канд. Юрид. Наук. Ростов н/д, 2006. С. 78. Научная библиотека киберленинка: http://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-i-faktory-formirovaniya-pravosoznaniya-i-pravovoy-kultury-lichnosti#ixzz45ohgbtil
  3. Балалиева О. В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения // Научные исследования в образовании. - 2009. - № 5. - С. 16-19.
  4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/22/diagnostika-pravovoy-kultury-starshih-doshkolnikov
  5. http://studbooks.net/1273560/pedagogika/eksperimentalnoe_vyyavlenie_urovnya_pravovoy_kultury_detey_doshkolnogo_vozrasta
  6. http://uchebnik.biz/book/285-socialnoe-proektirovanie/8--1-ponyatie-socialnogo-proekta.html
  7. Медведев Д.А.http://www.studmed.ru/docs/document42501/cc1


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Наглядно-дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательная лаборатория»

Наглядно-дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательная лаборатория» Данный лэпбук предназначен для пополнения развивающей среды в группе среднего возраста дошкольного учреждения в центр экспериментирования...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего…

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста «Художник хочет рисовать. Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и...

Дидактическая игра «Собери букет»

Дидактическая игра «Собери букет» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Собери букет» предназначена для детей 3-4 и направлена на развитие памяти, внимания...

Читайте также

Нетрадиционные техники рисования, как эффективное средство развития речи в дошкольном…

Нетрадиционные техники рисования, как эффективное средство развития речи в дошкольном возрасте (Из опыта работы) Не секрет, что искусство как специфическая форма познания...

Новогодний утренник «Новогодний бал у Царя Гороха»

Новогодний утренник «Новогодний бал у Царя Гороха» Новый год — это время волшебства, улыбок и счастья. В этот праздник каждый может поверить в...

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!»

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию...