Лэпбук «Времена года» как средство формирования экологического воспитания старших дошкольников
Важнейшим средством экологического воспитания является систематическое наблюдение за природой, в дальнейшем попытаемся представить это в практической работе с лэпбуками. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию дошкольников, тем больше будет ее педагогическая результативность. Как никогда актуальна разработка лэпбука «Времена года», направленных на формирование экологического воспитания уже начиная с дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. и задача детского сада – заложить в детские души с первых шагов общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твердые убеждения. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе.
В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней.
Психологи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что у детей старшего дошкольного возраста может быть сформирован познавательный интерес к изучению окружающего мира, который включает:
- эмоциональную сторону восприимчивости к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения;
- интеллектуальную готовность – определенный уровень информированности старших дошкольников о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
Ведущую роль в обучении ребенка старшего дошкольного возраста детский сад, организующая прогресс формирования экологического воспитания через занятия с лэпбуком «Времена года».
Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Постоянное изменение требований ФГОС заставляет педагогов и воспитателей искать новые пути решения задач в нетрадиционных формах, на смену традиционного образования приходит продуктивное обучение, которое направленно на развитие творческих способностей, формирование интереса к созидательной деятельности.
Благодаря данному лэпбуку ребенок самостоятельно может познавать окружающий мир, узнавать новое. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Содержание лэпбука направлено на развитие внимания, памяти, творческого воображения.
Поэтому когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Продуктом данной дипломной работы стали 4 лэпбука «Времена года», в них отражены различные задания для выполнения детьми. В каждом лэпбуке разработано по 9 заданий.
Диагностики для выявления уровня экологического воспитания детей дошкольного возраста:
1. Методика «Удивительная прогулка»
Цель: выявить уровень сформированное экологических представлений о среде жизни и ее факторах.
2. Методика "Живая - неживая природа"
Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.
3. Методика «Экологические знаки»
Цель: изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.
Список литературы.
- Статья «Лэпбук как средство развития познавательных способностей воспитанников в ДОУ» https://infourok.ru/diagnosticheskie-metodiki-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-830508.html
Читайте также |
---|
Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего…
Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего дошкольного возраста)
Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание»
Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание» Главная цель гармоничного семейного воспитания — помочь ребенку стать смысловой, целостной, независимой...
НОД: «Варим компот»
НОД: «Варим компот»Тема недели: «Осенняя пора! Урожай у нас хорош!» Направления развития: художественно-эстетическое развитие дошкольников. Возраст детей: 3 - 4 года. Время проведения:...