Статья из опыта работы на тему «Реализация принципа дошкольного образования «Сотрудничество организации с семьей»

 

Еще недавно многих педагогов волновал вопрос: «Что изменится в работе с родителями в дошкольных образовательных учреждениях в связи с введением нового нормативного документа – Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО).

В основе новой концепции семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь поддержать, направить воспитательную деятельность. В связи с этим современный педагог дошкольной организации должен переосмыслить условия и технологии социального партнерства с семьями воспитанников в контексте современных общественных научных тенденций. От того, как будет выстраиваться и развиваться процесс социального партнерства, во многом зависит эффективность развития личности ребенка – дошкольника.

В своей статье я представила нестандартные, инновационные, перспективные формы сотрудничества с семьями воспитанников, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода, который я использую в работе.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Одним из принципов ФГОС ДО является принцип сотрудничества с семьей. Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого.

В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Здесь сотрудничество предполагает взаимное действие, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Задача детского сада – признать родителей полноценными участниками образовательного процесса и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, раскрытии его возможностей и способностей.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы, папы ребенка. Он должен обладать педагогическим тактом, личностными качествами, необходимыми для того, чтобы успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. Кроме этого, необходимо осуществлять дифференцированный подход к каждой семье, учитывать ее социальный статус, микроклимат, запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

При планировании и подготовке мероприятий с семьей важно помнить не о количестве, а о качестве. Ведь плохо и на скорую руку подготовленное собрание или консультация для родителей могут негативно отразиться на имидже учреждения в целом. Поэтому даже самое маленькое родительское собрание или другое мероприятие с родителями я готовлю тщательно, серьезно, используя такие формы взаимодействия, которые будут интересны родителям. В своей педагогической практике я стараюсь искать новые, перспективные, нетрадиционные формы сотрудничества с семьей.

Каждое родительское собрание начинаю с благодарности родителям за участие в конкурсах, совместных досугах, праздниках, оказание помощи в пополнении развивающей предметно-пространственной среды в группе, оформлении выставок совместных работ, благоустройстве игрового участка, чтобы они почувствовали себя равноправными партнерами в образовательном процессе. Вручаем им благодарственные письма в различных номинациях. Убедилась, что использование устойчивых традиционных форм работы с семьей не всегда дают ожидаемый результат. Сухие консультации, сообщения мало кем читаются. Для заинтересованности родителей лучше разместить фотографии детей, осветить конкретные ситуации, связанные с вопросами развития, обучения и воспитания детей данного возраста. Надо пробовать разглядеть проблемы и успехи каждой семьи и ребенка индивидуально, в противном случае родители переходят в разряд пассивных слушателей и исполнителей, а воспитателю не предоставляется возможным с ними контактировать, активизировать их и работать сообща. Это может привести к возникновению у родителей чувства собственной ненужности в детском саду, а от этого страдают интересы детей. Родительские собрания никогда не проводила в форме докладов, а строила их по типу развлекательных игр, телепрограмм, чтобы больше активизировать и сблизить родителей. Они проходили в виде деловой игры с разыгрыванием различных жизненных ситуаций, по типу телепередачи «Что, где, когда?», «Счастливый случай», в виде дискуссии, круглого стола, практикума, игры «Хорошо-плохо», с видеопросмотром занятий с детьми, прослушивание аудиозаписей «Если бы я был президентом», с использованием презентации и слайд-шоу.

В нашей группе существует книга «Жалоб и предложений», «Почтовый ящик», где родители анонимно могут выразить свое мнение, что-то выяснить или предложить.

Для формирования у родителей практических навыков воспитания детей провожу устные тематические журналы с привлечением различных специалистов: логопеда, социального работника, врача-фтизиатра, педиатра, старшей медсестры, физиомедсестры, учителя начальных классов. В целях обмена опытом по воспитанию детей в группе много лет издается семейная газета.

Для установления эмоционального контакта между родителями и детьми более доверительных отношений привлекаю родителей к участию в праздниках и досугах: пап - «Мой папа – самый лучший», мам - «Наша мама – солнышко»; конкурсах: кукла «Масленица», «Рождественский валенок», «Новогодние игрушки», «Новогодняя открытка», «Две звезды»; спортивных мероприятиях - «Лыжня России», туристический слет с папами, совместных летние и зимние походы в ближайший лес, на конюшню, в совхоз «Тепличный».

Родители с удовольствием принимают участие в обустройстве игрового участка в зимний, летний период, в совместных образовательных проектах «Колокольчики», «Дорожная азбука», «Живые сказки», в театрализации экологических сказок «Как люди речку обидели». Как правило, после таких неформальных отношений педагоги и родители сближаются, больше узнают о своем ребенке, поскольку видят его в новой для себя обстановке. Ценность таких мероприятий с родителями не только в установлении контактов, но и в том, что в созданной благоприятной эмоциональной обстановке они лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми.

Однако, есть родители, которые не хотят намеренно, чувствуя себя компетентными в воспитании своего ребенка, идти на контакт с воспитателем, не реагируют даже на справедливые замечания. При наличии у родителей проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя «мы вас научим» оказывается неэффективной, дающей сопротивление со стороны родителя. Поэтому начинать работу с такими семьями необходимо с анализа социального статуса родителей, их настроения, их ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед, как правило, помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с такими семьями.

Я уверена, что открытое, прямое сотрудничество, активное включение родителей в жизнь детского сада – главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения на современном этапе.

 

Литература.

  1. Бушелева Б.В. «Поговорим о воспитанности» М. 1988.
  2. Загик Л.В., Куликова Т.А., Маркова Т.А. «Воспитателю о работе с семьей». М. «Просвещение». 1980.
  3. Кирилова Ю.В. «Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО» СП-б «Детство-Пресс, 2015.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Зависимость от телефона. Что делать?

Зависимость от телефона. Что делать? Как же понять, что у ребёнка гаджет-зависимость? Телефон находится в руках ребенка слишком часто. Каждый раз, при...

Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста

Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4 лет «Русский народный костюм» Программное содержание: Познакомить детей с национальной русской одеждой...

Читайте также

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Дидактическая игра «С чем пирог» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «С чем пирог» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «С чем пирог» будет интересна детям с 4-5 лет. Данная...

Методическая разработка: «Упражнения на суше для освоения и совершенствования навыка…

Методическая разработка: «Упражнения на суше для освоения и совершенствования навыка – прыжок в воду для детей 3-7 лет» (Авторская разработка) Образовательная область:...