Игры как одно из направлений в воспитании личности ребёнка

(Из опыта работы)

 

Я педагог с 30-леним стажем. В детском саду работаю 4-й год. До этого педагогический стаж школы. Но, несмотря на разрыв возрастной, школы и детского сада это направление является лидирующим в воспитании личности ребёнка любого возраста. Человек с возрастом приобретает новые знания, умения и навыки. Но сколько бы ему не было лет, в душе он всё равно остаётся ребёнком. Мы постоянно вспоминаем моменты в своей жизни и часто обращаемся в детство. Потому что там закладываются основы нравственности, любви и уважения. Все мы родом из детства. Родители каждому отдают тепло своей души и оставляют кусочек сердца.

Я работаю в МБДОУ - детский сад № 12 для детей раннего возраста г. Меленки музыкальным руководителем. Из опыта моей работы, когда я пришла 3 года назад в детский сад, было непривычно слышать слёзы и истерики. Это начало адаптационного периода. Детки привыкали от недели до месяца к условиям детского сада. Вот тогда с самого первого шага в новое заведение и спасла игра. Ребёнок в игре, почувствовал комфорт. В этих условиях он получил эмоциональный заряд, положительно сказывающийся на его психическом здоровье, а так же умственном и физическом развитии. В игре формируются его первые шаги в формировании личности.

В моей методической копилке для самых маленьких (1,6 до 2- х лет), есть игры разного направления:

1. Игры, развивающие умение прислушаться к голосу взрослого, потешки, созданные нашими прабабушками, проникнуты теплотой, заботой, они ритмичны и очень нравятся малышам. («Мы проснулись» - «Мы проснулись, мы проснулись. Сладко-сладко потянулись, маме с папой улыбнулись»; «Слушаем маму».)

2. Игры, развивающие умение прислушиваться к звучанию игрушек и музыкальных инструментов. («Бубен», «Звучащая коробочка», «Погремушка».)

3. Игры, развивающие умение определять наличие или отсутствие звука. («Плясовая», «Колыбельная» игры с паузами.)

4. Игры, развивающие умение узнавать голос близкого человека. («Кто поёт», «Ау».)

5. Игры, развивающие умение поворачивать голову и находить источник звука. (Откуда звон».)

6. Игры, развивающие умение реагировать на различную интонацию. Высоту голоса взрослого. Темп произнесения. («Идёт коза рогатая, «Ай ду-ду».)

7. Игры, развивающие умение по- разному реагировать на спокойную и плясовую мелодии. («Потанцуем», «Танцуют ручки, танцуют ножки».)

8. Игры, готовящие ребёнка к различению звучащих игрушек.

(«Барабан», «Дудка» и т.д.)

9. Игры, развивающие умение определять направление звучания: справа- слева, спереди- сзади. («Звучащие баночки».)

Эти первые игры уже способствуют формированию маленького человечка, его личностных качеств. Он во время игры уже начинает показывать задатки своего характера, который мы уже как педагоги должны направить в нужном направлении и привить ребёнку основы нравственности.

В группах, где детки по старше, они уже сами придумывают игры. Моя задача, как педагога заботиться о том, чтобы для всех детей нашлась интересная роль и каждый смог выполнить задание. («Подбери слово к звуку», «Подбери слово к звуковой схеме».)

Игра – обязательный атрибут любого праздника и музыкального развлечения. В игре через интонацию, пантомиму и мимику формируются выразительные средства общения. Учатся детки вежливо общаться, развивается умение употреблять слова вежливости, слова благодарности. Воспитывается потребность в доброжелательном общении и желание дарить радость людям.

Игра лежит в основе утренней гимнастики и физкультурных занятиях. Ролевая игра, в основе которой заложено подражание, способствует развитию физических данных ребёнка, коммуникации, пространственного мышления, быстроты восприятия, а так же зрительной памяти. В своей работе я часто использую пальчиковые игры. Они присутствуют на каждом занятии, потому что они помогают мне быстро и легко привлечь внимание, найти контакт с ребёнком, расположить к себе, вызвать интерес и желание играть вместе.

Начав с увлекательной игры со своими ручками. Ребёнок с удовольствием переходит к играм ритмическим, музыкальным, включается в подвижные, ролевые игры со взрослыми и другими детьми, с интересом проговаривает и запоминает слова потешек. Подпевает несложные песенки. Выполняет доступные ему плясовые движения. Так же ребёнок развивает мелкую моторику и общую координацию движений ребёнка, развивая одновременно свою речь. Стихотворная основа пальчиковой игры способствует быстрому запоминанию текста ребёнком. Совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и речевой слух, умение сочетать движение и слово. Большинство текстов игр составляют народные песенки, потешки, стихи детских поэтов и тексты, написанные автором книг. Всё это способствует формированию в детях литературно- художественного вкуса, интереса к поэзии, книге. Речевые упражнения и игры помогают развивать и эмоциональную сферу ребёнка, дают знакомить его с такими основными видами эмоций. Как радость, удивление, обида, боязнь, печаль и т.п. со способами их проявлений.

Играя вместе с детьми, я поощряю проявление их творческой инициативы, оставляя возможность пофантазировать им самим. Тем самым развивая в них задатки творческой личности.

№ п/п Название игры Ход игры. Какие личностные качества воспитывает
1 Игры, развивающие умение узнавать голос близкого человека. («Кто поёт», «Ау».) М. Воспитатель прячется за ширму и горит разными голосами, играя в прятки. (За петушка, за мышку и т.д. дети узнают героев.) Внимательность.

Заинтересованность.

Активность.

Самостоятельность. Находчивость

2 Игры, развивающие умение прислушаться к голосу взрослого, потешки, созданные нашими прабабушками, проникнуты теплотой, заботой, они ритмичны и очень нравятся малышам. («Мы проснулись» - «Мы проснулись, мы проснулись. Сладко-сладко потянулись, маме с папой улыбнулись»; «Слушаем маму».) Игра проходит после тихого часа, во время подъёма, когда ребёнок просыпаясь сосредотачивает своё внимание на голосе взрослого Внимательность.

Сосредоточенность

3 Игры, развивающие умение прислушиваться к звучанию игрушек и музыкальных инструментов («Бубен», «Звучащая коробочка», «Погремушка») М.Воспитатель за ширмой проигрывает на разных инструментах. Дети отгадывают и называют этот музыкальный инструмент (предварительная подготовка – знакомство с муз. инструментами) Внимание. Музыкальная память.

Музыкальный слух.

Сосредоточенность.

Находчивость.

Любознательность.

Активность.

Усидчивость.

Эмоциональность.

4 Игры, развивающие умение определять наличие или отсутствие звука. («Плясовая», «Колыбельная» игры с паузами).

 

М.Воспитатель даёт прослушать мелодии разного характера.

А затем эти мелодии чередует. Дети с помощью картинок определяют настроение музыки. Динамику её звучания.

Музыкальный слух.

Эмоциональность.

Усидчивость.

Находчивость.

Отзывчивость.

Одарённость.

Доброжелательность

5 Игры, развивающие умение поворачивать голову и находить источник звука («Откуда звон»)

 

М.Воспитатель проводит игру «Жмурки» на стульчиках. Стульчики расставлены в форме круга. Дети закрывают глаза и открывают, по команде воспитателя. Воспитатель

звенит колокольчиком в разных направлениях (по залу). Дети отгадывают откуда, с какой стороны они слышали звон

Внимательность.

Активность.

Музыкальную память. Ориентацию.

Беспокойство.

Упорство.

Вежливость.

Воспитанность.

Усидчивость

6 Игры, развивающие умение реагировать на различную интонацию. Высоту голоса взрослого. Темп произнесения («Идёт коза рогатая, «Ай ду-ду»)

 

М.Воспитатель пропевает попевки (потешки) разного характера и просит детей показать картинку, которая очень похожа на звучание песенок Музыкальную память.

Усидчивость.

Эмоциональность.

Отзывчивость.

Воображение.

Честность.

Зрительную память.

Внимательность

7 Игры, развивающие умение по- разному реагировать на спокойную и плясовую мелодии («Потанцуем», «Танцуют ручки, танцуют ножки»)

 

М.Воспитатель даёт послушать детям музыку танцевальную, провоцируя двигательную активность

(для ручек, ножек) Музыкальная игра со словами.

Укрепляют опорно-двигательный аппарат. благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему развивают чувства прекрасного дают в движениях выразить свои индивидуальные способности ориентация в пространстве
8 Игры, готовящие ребёнка к различению звучащих игрушек

(«Барабан», «Дудка» и т.д.)

М. Воспитатель предлагает детям определить какой знакомый музыкальный инструмент звучит за ширмой Развивают музыкальную память, воображение мышление, любознательность
9 Игры, развивающие умение определять направление звучания: справа- слева, спереди- сзади («Звучащие баночки») Игра «Жмурки». Воспитатель выстраивает детей по кругу. Ведущему завязывают глаза, и он идёт на источник звука (колокольчика) Пространственную ориентацию.

Бесстрашие.

Вежливость. Внимательность.

Выносливость.

Добродушие.

Активность.

Находчивость.

Упорство.

Энергичность.

Ловкость.

10 «Подбери слово к звуку»

 

М. Воспитатель зашифровал слово в картинке. Например – стук молотка – картинка молотка, звук пчелы – картинка пчелы. И т.д.

Ребёнок подбирает ту картинку, звук который он услышал

Внимательность, музыкальную и зрительную память.

Честность.

Сосредоточенность. Находчивость.

Отзывчивость

11 Подбери слово к звуковой схеме М. Воспитатель проигрывает на музыкальном инструменте знакомую для детей попевку про животное или птичку (например «Петушок, петушок – золотой гребешок). Дети подбирают к услышанной музыкальной фразе картинку (Петушка) Музыкальную и зрительную память.

Находчивость. Сосредоточенность. Внимательность.

Усидчивость.

Эмоциональность.

Доброжелательность

12 Пальчиковые игры

 

М.Воспитатель пропевает каждую игру, обыгрывая их на пальчиках. Например: «Пальчик, мой, пальчик. мой! Поиграй-ка, ты, со мной. Пальчик раз, пальчик, раз- вышла козочка у нас! У козы торчать рога, хочет забодать она!» Острота внимания правосторонняя и левосторонняя ориентация.

Внимательность.

Активность.

Добродушие.

Ловкость.

Усидчивость.

Эмоциональность.

13 Игра- путешествие

 

М. Воспитатель предлагает отправиться с детьми на воображаемом транспорте (самолёте, машине, корабле и т.д.)

На остановках

придумывает игры различного характера

Забота уважение сочувствие друг к другу развивает воображение. Коммуникативность.

Воспитание двигательной

активности. Умение преодолевать скованность застенчивость.

Помогают устанавливать доверительные отношения между взрослым и детьми. Получают удовольствие от движений. Помогают воспитывать лидерские качества. Влияют на формирование адекватной самооценки. Развивают общности товарищества и устанавливают в группе атмосферы доверия и безопасности формируют внимательное и бережное отношение детей друг к другу.

14 Игры- инсценировки,

ролевые игры.

Подвижные игры:

«Ловишки»; «Лиса и зайцы»; «У медведя во бору»; «Солнышко и дождик» и т.д.

М. Воспитатель придумывает различные ситуации и предлагает детям превратиться в зайчиков, медведей, кукол и т.д.

Дети пантомимой изображают, предложенных героев на фоне музыкального сопровождения



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...

Здоровьесберегающая технология – «Дендротерапия» во второй младшей группе

Здоровьесберегающая технология – «Дендротерапия» во второй младшей группе Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение...

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки»

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: воспитанники группы, родители.Срок реализации проекта: краткосрочный. Актуальность: игрушки для ребенка - это «среда»...

Читайте также

«Дети в зимнем лесу»

«Дети в зимнем лесу» Когда приходит зима, всё вокруг меняется. Лес покрывается снежными хлопьями, которые без конца падают на верхушки деревьев...

Сценарий праздника в детском саду «Новогодняя елка в лесу» в…

Сценарий праздника в детском саду «Новогодняя елка в лесу» в разновозрастной группе (2-7 лет) Сорока вбегает в зал. Сорока. Привет, ребятки! Наконец...

Конспект занятия по ОБЖ. Тема «Лекарства и витамины»

Конспект занятия по ОБЖ. Тема «Лекарства и витамины» (Подготовительная группа) Задачи: познакомить с понятием «витамины», «лекарства», закрепить знания о необходимости наличия витаминов...