Игры как одно из направлений в воспитании личности ребёнка
(Из опыта работы)
Я педагог с 30-леним стажем. В детском саду работаю 4-й год. До этого педагогический стаж школы. Но, несмотря на разрыв возрастной, школы и детского сада это направление является лидирующим в воспитании личности ребёнка любого возраста. Человек с возрастом приобретает новые знания, умения и навыки. Но сколько бы ему не было лет, в душе он всё равно остаётся ребёнком. Мы постоянно вспоминаем моменты в своей жизни и часто обращаемся в детство. Потому что там закладываются основы нравственности, любви и уважения. Все мы родом из детства. Родители каждому отдают тепло своей души и оставляют кусочек сердца.
Я работаю в МБДОУ - детский сад № 12 для детей раннего возраста г. Меленки музыкальным руководителем. Из опыта моей работы, когда я пришла 3 года назад в детский сад, было непривычно слышать слёзы и истерики. Это начало адаптационного периода. Детки привыкали от недели до месяца к условиям детского сада. Вот тогда с самого первого шага в новое заведение и спасла игра. Ребёнок в игре, почувствовал комфорт. В этих условиях он получил эмоциональный заряд, положительно сказывающийся на его психическом здоровье, а так же умственном и физическом развитии. В игре формируются его первые шаги в формировании личности.
В моей методической копилке для самых маленьких (1,6 до 2- х лет), есть игры разного направления:
1. Игры, развивающие умение прислушаться к голосу взрослого, потешки, созданные нашими прабабушками, проникнуты теплотой, заботой, они ритмичны и очень нравятся малышам. («Мы проснулись» - «Мы проснулись, мы проснулись. Сладко-сладко потянулись, маме с папой улыбнулись»; «Слушаем маму».)
2. Игры, развивающие умение прислушиваться к звучанию игрушек и музыкальных инструментов. («Бубен», «Звучащая коробочка», «Погремушка».)
3. Игры, развивающие умение определять наличие или отсутствие звука. («Плясовая», «Колыбельная» игры с паузами.)
4. Игры, развивающие умение узнавать голос близкого человека. («Кто поёт», «Ау».)
5. Игры, развивающие умение поворачивать голову и находить источник звука. (Откуда звон».)
6. Игры, развивающие умение реагировать на различную интонацию. Высоту голоса взрослого. Темп произнесения. («Идёт коза рогатая, «Ай ду-ду».)
7. Игры, развивающие умение по- разному реагировать на спокойную и плясовую мелодии. («Потанцуем», «Танцуют ручки, танцуют ножки».)
8. Игры, готовящие ребёнка к различению звучащих игрушек.
(«Барабан», «Дудка» и т.д.)
9. Игры, развивающие умение определять направление звучания: справа- слева, спереди- сзади. («Звучащие баночки».)
Эти первые игры уже способствуют формированию маленького человечка, его личностных качеств. Он во время игры уже начинает показывать задатки своего характера, который мы уже как педагоги должны направить в нужном направлении и привить ребёнку основы нравственности.
В группах, где детки по старше, они уже сами придумывают игры. Моя задача, как педагога заботиться о том, чтобы для всех детей нашлась интересная роль и каждый смог выполнить задание. («Подбери слово к звуку», «Подбери слово к звуковой схеме».)
Игра – обязательный атрибут любого праздника и музыкального развлечения. В игре через интонацию, пантомиму и мимику формируются выразительные средства общения. Учатся детки вежливо общаться, развивается умение употреблять слова вежливости, слова благодарности. Воспитывается потребность в доброжелательном общении и желание дарить радость людям.
Игра лежит в основе утренней гимнастики и физкультурных занятиях. Ролевая игра, в основе которой заложено подражание, способствует развитию физических данных ребёнка, коммуникации, пространственного мышления, быстроты восприятия, а так же зрительной памяти. В своей работе я часто использую пальчиковые игры. Они присутствуют на каждом занятии, потому что они помогают мне быстро и легко привлечь внимание, найти контакт с ребёнком, расположить к себе, вызвать интерес и желание играть вместе.
Начав с увлекательной игры со своими ручками. Ребёнок с удовольствием переходит к играм ритмическим, музыкальным, включается в подвижные, ролевые игры со взрослыми и другими детьми, с интересом проговаривает и запоминает слова потешек. Подпевает несложные песенки. Выполняет доступные ему плясовые движения. Так же ребёнок развивает мелкую моторику и общую координацию движений ребёнка, развивая одновременно свою речь. Стихотворная основа пальчиковой игры способствует быстрому запоминанию текста ребёнком. Совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и речевой слух, умение сочетать движение и слово. Большинство текстов игр составляют народные песенки, потешки, стихи детских поэтов и тексты, написанные автором книг. Всё это способствует формированию в детях литературно- художественного вкуса, интереса к поэзии, книге. Речевые упражнения и игры помогают развивать и эмоциональную сферу ребёнка, дают знакомить его с такими основными видами эмоций. Как радость, удивление, обида, боязнь, печаль и т.п. со способами их проявлений.
Играя вместе с детьми, я поощряю проявление их творческой инициативы, оставляя возможность пофантазировать им самим. Тем самым развивая в них задатки творческой личности.
№ п/п | Название игры | Ход игры. | Какие личностные качества воспитывает |
1 | Игры, развивающие умение узнавать голос близкого человека. («Кто поёт», «Ау».) | М. Воспитатель прячется за ширму и горит разными голосами, играя в прятки. (За петушка, за мышку и т.д. дети узнают героев.) | Внимательность.
Заинтересованность. Активность. Самостоятельность. Находчивость |
2 | Игры, развивающие умение прислушаться к голосу взрослого, потешки, созданные нашими прабабушками, проникнуты теплотой, заботой, они ритмичны и очень нравятся малышам. («Мы проснулись» - «Мы проснулись, мы проснулись. Сладко-сладко потянулись, маме с папой улыбнулись»; «Слушаем маму».) | Игра проходит после тихого часа, во время подъёма, когда ребёнок просыпаясь сосредотачивает своё внимание на голосе взрослого | Внимательность.
Сосредоточенность |
3 | Игры, развивающие умение прислушиваться к звучанию игрушек и музыкальных инструментов («Бубен», «Звучащая коробочка», «Погремушка») | М.Воспитатель за ширмой проигрывает на разных инструментах. Дети отгадывают и называют этот музыкальный инструмент (предварительная подготовка – знакомство с муз. инструментами) | Внимание. Музыкальная память.
Музыкальный слух. Сосредоточенность. Находчивость. Любознательность. Активность. Усидчивость. Эмоциональность. |
4 | Игры, развивающие умение определять наличие или отсутствие звука. («Плясовая», «Колыбельная» игры с паузами).
|
М.Воспитатель даёт прослушать мелодии разного характера.
А затем эти мелодии чередует. Дети с помощью картинок определяют настроение музыки. Динамику её звучания. |
Музыкальный слух.
Эмоциональность. Усидчивость. Находчивость. Отзывчивость. Одарённость. Доброжелательность |
5 | Игры, развивающие умение поворачивать голову и находить источник звука («Откуда звон»)
|
М.Воспитатель проводит игру «Жмурки» на стульчиках. Стульчики расставлены в форме круга. Дети закрывают глаза и открывают, по команде воспитателя. Воспитатель
звенит колокольчиком в разных направлениях (по залу). Дети отгадывают откуда, с какой стороны они слышали звон |
Внимательность.
Активность. Музыкальную память. Ориентацию. Беспокойство. Упорство. Вежливость. Воспитанность. Усидчивость |
6 | Игры, развивающие умение реагировать на различную интонацию. Высоту голоса взрослого. Темп произнесения («Идёт коза рогатая, «Ай ду-ду»)
|
М.Воспитатель пропевает попевки (потешки) разного характера и просит детей показать картинку, которая очень похожа на звучание песенок | Музыкальную память.
Усидчивость. Эмоциональность. Отзывчивость. Воображение. Честность. Зрительную память. Внимательность |
7 | Игры, развивающие умение по- разному реагировать на спокойную и плясовую мелодии («Потанцуем», «Танцуют ручки, танцуют ножки»)
|
М.Воспитатель даёт послушать детям музыку танцевальную, провоцируя двигательную активность
(для ручек, ножек) Музыкальная игра со словами. |
Укрепляют опорно-двигательный аппарат. благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему развивают чувства прекрасного дают в движениях выразить свои индивидуальные способности ориентация в пространстве |
8 | Игры, готовящие ребёнка к различению звучащих игрушек
(«Барабан», «Дудка» и т.д.) |
М. Воспитатель предлагает детям определить какой знакомый музыкальный инструмент звучит за ширмой | Развивают музыкальную память, воображение мышление, любознательность |
9 | Игры, развивающие умение определять направление звучания: справа- слева, спереди- сзади («Звучащие баночки») | Игра «Жмурки». Воспитатель выстраивает детей по кругу. Ведущему завязывают глаза, и он идёт на источник звука (колокольчика) | Пространственную ориентацию.
Бесстрашие. Вежливость. Внимательность. Выносливость. Добродушие. Активность. Находчивость. Упорство. Энергичность. Ловкость. |
10 | «Подбери слово к звуку»
|
М. Воспитатель зашифровал слово в картинке. Например – стук молотка – картинка молотка, звук пчелы – картинка пчелы. И т.д.
Ребёнок подбирает ту картинку, звук который он услышал |
Внимательность, музыкальную и зрительную память.
Честность. Сосредоточенность. Находчивость. Отзывчивость |
11 | Подбери слово к звуковой схеме | М. Воспитатель проигрывает на музыкальном инструменте знакомую для детей попевку про животное или птичку (например «Петушок, петушок – золотой гребешок). Дети подбирают к услышанной музыкальной фразе картинку (Петушка) | Музыкальную и зрительную память.
Находчивость. Сосредоточенность. Внимательность. Усидчивость. Эмоциональность. Доброжелательность |
12 | Пальчиковые игры
|
М.Воспитатель пропевает каждую игру, обыгрывая их на пальчиках. Например: «Пальчик, мой, пальчик. мой! Поиграй-ка, ты, со мной. Пальчик раз, пальчик, раз- вышла козочка у нас! У козы торчать рога, хочет забодать она!» | Острота внимания правосторонняя и левосторонняя ориентация.
Внимательность. Активность. Добродушие. Ловкость. Усидчивость. Эмоциональность. |
13 | Игра- путешествие
|
М. Воспитатель предлагает отправиться с детьми на воображаемом транспорте (самолёте, машине, корабле и т.д.)
На остановках придумывает игры различного характера |
Забота уважение сочувствие друг к другу развивает воображение. Коммуникативность.
Воспитание двигательной активности. Умение преодолевать скованность застенчивость. Помогают устанавливать доверительные отношения между взрослым и детьми. Получают удовольствие от движений. Помогают воспитывать лидерские качества. Влияют на формирование адекватной самооценки. Развивают общности товарищества и устанавливают в группе атмосферы доверия и безопасности формируют внимательное и бережное отношение детей друг к другу. |
14 | Игры- инсценировки,
ролевые игры. Подвижные игры: «Ловишки»; «Лиса и зайцы»; «У медведя во бору»; «Солнышко и дождик» и т.д. |
М. Воспитатель придумывает различные ситуации и предлагает детям превратиться в зайчиков, медведей, кукол и т.д.
Дети пантомимой изображают, предложенных героев на фоне музыкального сопровождения |
Читайте также |
---|
«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)
«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...
Здоровьесберегающая технология – «Дендротерапия» во второй младшей группе
Здоровьесберегающая технология – «Дендротерапия» во второй младшей группе Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение...
Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки»
Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: воспитанники группы, родители.Срок реализации проекта: краткосрочный. Актуальность: игрушки для ребенка - это «среда»...