Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

 

Развитию познавательного интереса к чтению у школьников посвящено много исследований, а вот дело с проблемами развития познавательного интереса у дошкольников обстоит иначе. Большинство учёных склонны к тому, что дошкольник ещё не читатель, а слушатель, поэтому данная проблема недостаточно изучена. Другие указывают, что ребёнок, который слушает, уже относится к читателю. Мы согласимся с тем, что уже в раннем возрасте закладывается познавательный интерес к чтению. Именно поэтому дети должны ещё в дошкольном возрасте познакомиться с художественной литературой, а взрослые должны им в этом помочь.

Познавательный интерес – это важнейшая область общего феномена интереса. Такое определение даёт Щукина Г. И. Его предметом становится познание окружающего мира. Соответственно, интерес к чтению – это разновидность познавательного интереса. По мнению Абашиной В.В., познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Это направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Из этого следует, что стремление к познанию у детей старшего дошкольного возраста – это есть интерес к чтению.

Теперь перейдём к самому понятию чтение. Дети дошкольного возраста почти не умеют читать, но многие педагоги указывают на то, что читатель начинается с колыбели. Это проявляется в прослушивании сказок, песен, прибауток, а также рассматривании иллюстраций и перелистывании страниц в книгах. Мы считаем, что все эти составляющие являются предпосылками к чтению и проявляют познавательный интерес.

Как отмечают, многие учёные чтение развивает речь ребёнка, способствует развитию познавательного интереса и активизирует его. По нашему мнению, приобщение детей дошкольного возраста к чтению формирует эстетическое отношение к жизни, духовно-нравственным ценностям и развивает его интерес к литературе. В Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте дошкольного образования прописано, что содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности в различных видах деятельности, среди которых познавательное и речевое развитие. Речевое развитие включает в себя знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Следует сделать вывод, что речевому и познавательному развитию уделяется важное место в образовательном процессе.

У детей старшего дошкольного возраста в отличие от младшего дошкольного возраста расширяются границы интереса. Если младшим дошкольникам нравятся малые жанры фольклора (потешки, прибаутки, песни), то дети постарше предпочитают энциклопедии о животном, растительном мире, о природных явлениях. По нашим наблюдениям, дети этого возраста наиболее эмоциональнее воспринимают произведения. Они уже способны сопереживать героям книг, с волнением следить за сюжетом и с нетерпением ждать развязки. Как отмечают воспитатели, дети старшего дошкольного возраста любят слушать или читать произведения с длительным сюжетом, то есть постоянно возвращаться к любимым героям, ведь в этом возрасте персонажи являются их жизненными ориентирами. Дети стремятся подражать своим героям.

Стоит отметить, что важнейшей задачей воспитателей и родителей является формирование и развитие познавательного интереса к чтению. Как воспитатели, так и родители должны активно развивать этот интерес. Известны различные методы, которые способствуют развитию познавательного интереса. К ним можно отнести чтение вслух, обсуждение прочитанного произведения, рассматривание иллюстраций и рисование по прочитанным произведениям. К данным методам стоит отнести и театрализацию по прочитанным произведениям, проведение литературных викторин. Эти и другие методы являются эффективными в развитии познавательного интереса к чтению.

Чтобы развить интерес к чтению, воспитатель должен расширять кругозор дошкольника, воспитывать разностороннего и разборчивого читателя, то есть формировать готовность к умению выбрать книгу, выявлять читательский интерес с помощью опросов, проводить беседы о важности чтения. Помимо этого, воспитатель должен активно сотрудничать с родителями. Это может проявляться в форме консультаций, бесед. Как известно, большую роль в привлечении к чтению играют родители. Если дома есть место совместному чтению и чтению вслух, обсуждение прочитанного, если в семье постоянно читают, то и в детском саду ребёнок будет активно познавать мир книги. Совместная работа воспитателей и родителей приводит к эффективному развитию интереса к художественной литературе.

Чтение развивает мышление и воображение ребёнка. Когда ребёнок общается с книгой, он познаёт прошлое, настоящее и будущее окружающего мира, и прежде всего он учиться думать, анализировать. Кроме того, чтение помогает ребёнку овладеть речью и пополнить свой словарный запас. В итоге мы видим, что интерес к чтению начинает формироваться в дошкольном возрасте. Это значит если в раннем детстве мы не поможем развить у детей познавательный интерес к книгам, то и во взрослой жизни такого интереса не будет.

 

Список использованной литературы:

  1. Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. – 2-е издание. Сургут: РИО СурГПУ, 2005. – 137 с.
  2. Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 9. – с. 35-
  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
  4. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в первой младшей группе по лепке «Вот какой…

Конспект НОД в первой младшей группе по лепке «Вот какой красивый у нас ёжик получился» Цель: Учить детей лепить образ ежика: туловище...

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам…

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Первая младшая группа)

Поэзия как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Поэзия как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Оптимизировать обучение детей дошкольного возраста в сфере дополнительного образования технической направленности можно...

Читайте также

Модуль Ф.Фребеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления

Модуль Ф.Фребеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления Современное социально-экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу...

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам»

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие...

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...