Как помочь ребенку старшего дошкольного возраста овладеть навыками красивой и правильной речи

 

Способность говорить необычайно значима для человека. Обладая речью, ребенок может нормально войти в общество, речь поможет ему в воспитании, обучении и становлении личности, т.е. он сможет адаптироваться в социуме. Речь присутствует во всех без исключения сферах жизни человека и она же является залогом полноценного развития ребенка. 

Формирование речи включает в себя способность выражать свои мысли, чувства и эмоции при помощи слов, словосочетаний, предложений; развитие грамматически правильной речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие акустической и интонационной культуры речи; знакомство с печатной литературой и культурой; понимание и способность к пересказу различных жанров детской литературы; развитие способности к звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодня очень насущно, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается высоким. К сожалению, чаще всего современный дошкольник имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например, звукопроизношения, а многостороннее отставание сразу нескольких составляющих речи. Нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи и это сопутствует непонимание логико-грамматических конструкций.

Речь ребенка шести лет зачастую состоит из элементарных распространенных предложений, и к тому же с неправильным применением окончаний. Надо отметить, что сегодняшний дошкольник чаще всего не овладел навыками связной речи. Ведь дети чаще всего пересказывают события, явления или небольшие литературные произведения только с помощью наводящих вопросов. А если ребенка просят составить рассказ по предложенным картинкам, то он склонен к перечислению отдельных предметов или действий, и как следствие, в рассказе ребенка с трудом прослеживается сюжетная линия. Большинство детей с трудом выполняют задание самостоятельно выложить последовательность из нескольких сюжетных рисунков и составить по ним рассказ. Поэтому, очень важно уделять большое внимание развитию речи ребенка.

В соответствии с ФГОС программа в детском саду должна строиться с учетом принципа взаимодействия и взаимопроникновения образовательных областей и не должна расходиться с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение поставленных образовательных задач предусматривается как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении предусмотренных режимом действий.

Принимая во внимание все вышесказанное, мы начали с создания предметно-развивающей среды в группе нашего детского сада. Мы решили создать и оборудовать уголок речевого развития, который мы наполнили разными дидактических играми, нацеленными на развитие различных сторон речи: «Узнай цветок?», «Угадай слово», «Телеграф», «Звенит - жужжит», «Отстукивание складов», «Найди место для своей картинки», «Кто больше слов придумает», «Поймай рыбку »и т.д. Пополнение библиотеки новой литературой мы посчитали также немаловажным фактором. На наших книжных полках, дополнительно к имеющимся книгам, появились сборники русских народных сказок, книги с пословицами, поговорками, потешки, загадками и т.д. Также мы подобрали разный материал для развития мелкой моторики рук, гимнастики разного вида: дыхательную, пальчиковые, артикуляционная. Ведь мы понимали, что на нас лежит ответственность по созданию условий для овладения детьми навыками речи. В этой работе нам активно помогали дети и их родители. Совместными усилиями мы создали альбомы: «Фантазии глазами детей» (дети вложили свой вклад в оформление этих альбомов своими рисунками), «Мы играем» (в этом альбоме мы выставили подборку фотографий), «Семья главное в жизни" (альбом семейных фотографий), «Выражения народной мудрости» (подборка пословиц и поговорок), «сказки - загадки». Также вместе с детьми и родителями мы оборудовали театрально-игровую зону: костюмерную, гримерную, различные виды театров. Используя настольный театр дети рассказывают друг другу сказки «Золушка», «Петух и лиса», «Репка» и т.д. в нашей театрально-игровой зоне также появились игры нацелены на развитие речи, в процессе игры: «Придумай сказку», «Когда это произошло?», «Продолжим сюжет», «Что лишнее?», «Чем отличается», «Где спрятался медвежонок?».

Работать над развитием речи детей необходимо комплексно, и мы стараемся это делать как в свободном общении с воспитателем, с другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом, а также в непосредственной образовательной деятельности. В непосредственной образовательной деятельности мы много времени и внимания уделяем тому, чтобы помочь ребенку координировать свои речевые действия с образцом, который показывает нами, и с нашими словами (что делать? и как делать?). А также стараемся помочь ребенку учиться в процессе выполнения задач совместно с другими детьми: вместе слушать объяснение, рассказы, музыку, вместе смотреть картинки, мультфильмы, учимся общаться, принимать участие в дидактических играх, вместе поем, привыкаем сосредоточивать внимание на определенном объекте, говорить по очереди, так как этими навыками нужно овладевать в процессе их выполнения. Еще в работе с детьми мы активно используем метод пересказа, который обогащает речь всеми составляющими (лексикой, грамматическими формами, интонациями), тренирует их связную речь. Метод пересказа можно использовать в отношении различных действий. Иногда мы просим детей пересказать недавно прочитанное художественное произведение, или просим их рассказать, что мы вместе делали на прогулке, или что мы видели на экскурсии, или просим детей описать, какой-либо предмет, животное или явление. Хорошо, когда между восприятием текста и пересказом прошло некоторое время. Ведь дети большую часть времени проводят в детском саду, то речь воспитателя является одним из основных источников обогащения лексики детей в группе, и своеобразным стимулятором и образцом. В НОД по ознакомлению с окружающим и с природой наблюдаем предметы и явления, их действия, признаки, отношения составляют объекты изучения, а наша речь, то есть речь воспитателя, который называет то, что дети видят, является основным источником обогащения лексики, своеобразным стимулятором развития речи - диалогической и монологической.

Также не маловажную роль играет свободное речевое общение детей, которое происходит: в быту, во время прогулок, в процессе игр, при ознакомлении с окружающим, в процессе работы, во время праздников и развлечений. Большое значение в развитии речи ребенка имеет его участие в сюжетных играх и инсценировках. Дети с большим удовольствием принимают участие в спонтанных театральных действиях, и таким в игре учатся. В ролевых играх дети подражают и воспроизводят запомнившиеся им моменты из жизни взрослых, которые они наблюдали или о которых знают по рассказам. Так как ребенок учится подражая, то это относится как к действиям взрослых, так и к их речи и интонациях. Часто дети в ролевых играх не сами исполняют роли, а распределяют их между игрушками. Иногда мы, как воспитатели и зрители одновременно подсказывает детям возможные варианты действий. В сюжетных играх ребенок имеет возможность закрепить усвоенный языковой материал. Интересно то, что дети зачастую намеренно ставят перед собой цель точно передать услышанную речь взрослого, или речь героя сказки. Большой помощью в развитии и обогащении речи детей являются подвижные игры, в которых мы используем потешки, песенки, считалки. Чаще всего заучивание происходит в процессе повторения речи воспитателя. Как показывает опыт, создание предметно-развивающей среды, взаимодействие воспитателей и родителей, целенаправленная работа в этом направлении, может во многом помочь ребенку старшего дошкольного возраста достичь целевых ориентиров дошкольного образования, и подготовленным перейти на новый уровень - в школу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе на…

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе на тему «Листочки для ежика» Цель: раскрыть понятие «листопад», познакомить с новым видом рисования. Задачи: Образовательные: 1...

Флористическая композиция «Осенний горшочек»

Флористическая композиция «Осенний горшочек» Любое рукоделие это отдушина для взрослых и радость для детей. Особенно интересно создавать поделки из материалов выращенных...

Читайте также

Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»

Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы…

Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы с чаем не скучаем» Цель: Обучение детей новой технике аппликации, знакомство...