Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Детское экспериментирование – средство познавательного развития дошкольников с ОНР

 

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей, стоящих у истоков становления личности.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст.14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности.

На данном этапе важно добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и –обязательно - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Мы должны включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. Основным принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. (стандарт утвержденный от 17 октября 2013 года).

Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников — детское экспериментирование.

В связи с этим представляет особый интерес – это изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику с учетом следующих факторов.

1.Недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельностного подхода к детскому экспериментированию и, как следствие, затруднения в практической деятельности воспитателей.

2.Противоречие между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, в связи, с чем актуальной становится разработка системы методической работы по осуществлению деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования.

В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.

Особое значение в развитии поисково – исследовательской деятельности, имеет познавательный интерес. Что такое интерес?

Интерес (от лат. interest׳ – имеет значение, важно) стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важнейшим условием подлинно творческого отношения к природе. При наличии интереса знания усваиваются основательно прочно; при его отсутствии учебный материал усваивается с трудом, часто формально.

Самыми характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями следует считать инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижения и постановке задач на пути познания.

Убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе, считаю одной из главных задач – помочь детям в проведении исследований.

И для себя выделила основные характеристики детского экспериментирования.

1. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов творчества.

2. Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества.

3. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе игровую.

В своей работе стараюсь придерживаться основных принципов:

Принцип психологической комфортности заключается в снятии стрессовых факторов.

Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.

Принцип дифференцированного подхода решает задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуации, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Принцип деятельности - включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Изучив методическую литературу по данному вопросу, а именно Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир», «Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников», Савенков А. И. «Маленький исследователь 5-7 лет: Развитие познавательных способностей», приступила к работе.

На первом этапе мною была проведена диагностика на определение уровня познавательной активности у детей.

Методика эксперимента: детям предлагается рассмотреть следующие предметы:

- знакомая игрушка медвежонок Винни – Пух, которую дети постоянно видели в группе;

- незнакомый предмет стеклорез, который незнаком по назначению;

- природный объект – растение фикус.

Характеристика уровней развития познавательного интереса у детей:

Низкий уровень:

У ребенка пониженный интерес к растению, эмоциональное проявление было лишь по отношению к незнакомому предмету.

Средний уровень:

Познавательный интерес уже более значительный, дети задают поисковые вопросы, проявляют интерес ко всему, эмоционально реагируют на предметы.

Высокий уровень:

Дети этого уровня проявили большой интерес к растению, к особенностям ухода, задавали многочисленные поисковые вопросы, а также показывали свое эмоциональное отношение ко всем предметам.

Таким образом, при проведении эксперимента я увидела, что дети в основном особое внимание уделяют знакомому и незнакомому предметам, а растению внимание уделяется крайне мало.

В результате проведенного эксперимента были получены следующие результаты:

Высокий уровень- 20 % детей;

Средний уровень- 25 % детей;

Низкий уровень- 55% детей.

Таким образом, при проведении эксперимента увидела, что дети в основном особое внимание уделяют знакомому и незнакомому предметам, а растению внимание уделяется крайне мало.

Результаты педагогического анализа детей определили основную цель моей работы.

Цель: создание условий для развития интереса у детей к исследованиям, открытиям, помогать им овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- создавать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования;

- формировать у детей представления об окружающем мире;

- создавать условия для развития наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать;

- обеспечить средствами и материалами для самостоятельной деятельности;

- формировать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность;

- обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о митре.

На втором этапе мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на 2012-2013, 2013 - 2014учебный год на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.

Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:

- экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

- познавательные занятия с элементами экспериментирования;

- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

- долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Все темы, которые мы изучаем, усложняются в соответствии с возрастом по содержанию, задачам, способом их реализации.

Технологию экспериментальной деятельности разбила по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка- теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе- в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т.д.

Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе – главное условие для развития творческой, исследовательской активности дошкольников: оборудование для проведения опытов и экспериментов. Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различны экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей. Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки. Комплект оборудования для конкретного эксперимента готовлю заранее на каждого ребёнка и размещаю на индивидуальном небольшом подносе.

Собрала различные материалы для исследования:

- образцы песка, глины, чернозема;

- образцы минералов;

- камни;

- семена цветов, деревьев;

- семена зерновых культур;

- семена огородных культур;

- гербарий;

- соль, сахар, лимонная кислота;

- шелуха лука, кора, скорлупа.

Для активизации детской исследовательской деятельности использую следующее оборудование:

- разнообразные емкости;

- деревянные и пластмассовые палочки;

- увеличительные стекла, лупы;

- измерительные приборы

- жгуты, бинты, салфетки, калька;

- компас, бинокль;

- пилочки, наждачная бумага, пипетки;

- губка, пенопласт, поролон, вата;

- природные материалы (семена, косточки);

- различные материалы (стекло, дерево, металл, железо, ткани, различные виды бумаги).

Кроме материалов и оборудования, имеется подборка детских энциклопедий:

- серия книг «Зачем и почему?

- энциклопедия «Все обо всем»;

- рассказы, сказки, пословицы, загадки.

В процессе работы предметно – пространственная среда постоянно пополняется. В зависимости от выбранной темы.

Согласно тематическому плану был разработан цикл совместной организованной деятельности и картотека опытов, игры по экспериментированию.

В группе создала центр экспериментирования, разбив материалы по темам: «Песок и вода», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», «Свет», «Звук» и расположила их в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Работу по развитию поисково–познавательной деятельности я веду по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представляется несколькими темами.

Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно – климатических зонах, многообразие живых организмом как приспособлений к окружающей среде). Выявляя потребность растения в воздухе, наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива. В феврале провели цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», проверяли скорость таяния снега в зависимости от изменения температуры.

Неживая природа (воздух, вода, почва). В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды. Пытаемся обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой. Выявляем материалы, которые взаимодействуют с магнитами. Много провели интересных опытов со снегом и льдом, например:

 «Защитные свойства снега», «Таяние снега», «Лед – твердая вода» и т.д.

Нравится детям проводить опыты с песком:

«Своды и тоннели», «Песочные часы», «Свойства мокрого песка».

Провели такие опыты с почвой:

«Виды почвы», «Что спрятано в комочке?», «В земле есть воздух».

Человек. Закрепляем представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки, нос – определять запах, пальцы – определять форму, структуру поверхности, язык – определять на вкус).

Я стараюсь строить отношения с детьми на основе партнерства. Для поддержания интереса практикую игровой сюжет, проблемные ситуации. Считаю, что в диалоге дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Использую такие формы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности:

- наблюдение

- экспериментирование

- исследовательская деятельность

- развивающие игры

- беседа

- рассказ

- проблемные ситуации.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребенка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеются в виду ее формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать методы:

- вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы

- схематическое моделирование опыта (создание схемы проведения);

- вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность

- метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем – либо, что он думает по этому поводу?»

- метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно – ценностного смысла совершенных им действий.

 - одним из перспективных методов, который я использую это метод проектной деятельности. Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Результаты наблюдений мы заносим в дневник наблюдений. Дети фиксируют каждодневные изменения в календаре природы с помощью символов (тучи, солнце, дождь, снег, ветер и т.д).

В процессе проведения исследовательской деятельности развиваю экологическую грамотность детей, воспитываю активную природоохранную позицию. Наблюдая за изменениями, происходящими в течение нескольких дней на дереве, одна девочка в группе задала вопрос: «Почему листочки свернулись?». Это вопрос послужил толчком к обследованию объекта и установлению причины – появление куколки бабочки. Что же необходимо сделать, чтобы дерево не погибло? Одно из решений которое предложили дети – опрыскать растение мыльным раствором. Мы сделали это вместе с детьми.

Работая на огороде, ребята замечают, что там, где много сорняков, редис мелкий, а там, где их нет, крупный. Вывод: сорняки мешают росту растений. Аккуратно срезая веточки деревьев, вместе с детьми наблюдаем, у какого дерева и где ( в темном месте или на свету) листочки распускаются быстрее. Дети делают умозаключение, какие условия необходимы для роста растений.

Детский эксперимент я провожу по следующей структуре:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);

- формулирование выводов.

Я работаю с детьми с ОНР, у детей данной группы страдает речевая деятельность. У детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в логопедической группе, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- обогащение памяти, внимания;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

- формируются самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети приобретают способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Экспериментирование провожу в различных видах деятельности:

1. Специально организованная исследовательская деятельность:

 - индивидуальная работа;

 - парная работа;

 - коллективная работа.

2. Специально организованная исследовательская деятельность:

 - беседы, диалоги, поиск и выбор интересующих тем для исследования;

 - сбор материала: экскурсии, опыты, образовательные ситуации, наблюдения;

 - систематизация накопленного материала, структурирование, подготовка презентаций.

3. Самостоятельная деятельность детей:

 - настольные игры, дидактические игры;

 - поиск информации, общение со специалистами, просмотр фильмов, чтение книг;

 - работа с дневником наблюдений.

Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать; поощрять познавательную активность ребёнка.

Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помогаю им понять свою ошибку.

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т.к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника.

Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.

Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать".

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.

Привлекаю родителей к сотрудничеству с детьми. Так, например, предлагаю детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследование, ответить на вопросы: «Где можно найти воду дома?» и др.

В помощь родителям раздаю памятки по данной проблемной ситуации: Например, проблемная ситуация: Почему же вода в реках не кончается?

Предлагается родителям провести дома опыт и зарисовать схему круговорота воды в природе.

Опыт: Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит.

- Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)

- Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (вода при нагревании превратилась в пар.)

Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник.

- Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю.

Задание: Нарисуйте с детьми, как вода из рек и морей возвращается обратно в реку или море.

Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей. Дети принимают участие в создании мини-выставок, которые расширяют кругозор, обогащают эмоционально-эстетическое восприятие. Среди экспонатов выставок есть коллекция морских ракушек, морских камней, цветных стеклышек и т.д. Придумываем сюжеты выставок. Дети с огромным увлечением принимают участие при подборе материалов для коллекций (приносят из дома ракушки, камешки, привезённые с моря, различные украшения из стекла).

Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические.

- родительские собрания «Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию условий для детского экспериментирования и проектирования, способствующих развитию интеллектуальных способностей».

- консультации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Опыты и эксперименты».

- анкетирование на тему «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ». По результатам анкетирования видно, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, они способствуют постоянному совершенствованию их умений и навыков. Дети данного возраста очень любят задавать разные вопросы. Родители нашей группы незамедлительно отвечают на них, либо предлагают ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность. Нередко родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах). Также родители отметили, что необходимо использовать экспериментальную, исследовательскую деятельность в детском саду и пожелали продолжать развивать работу в этом направлении.

- оформление информационных стендов и папок – передвижек с рекомендациями по лексическим темам;

- привлечение к участию в создании предметно – пространственной среды;

- привлечение к участию в исследовательской деятельности (домашние задание: сбор информации, наблюдения, сочинение сказок);

- проекты: «Выращивание фасоли», «Грация», «Как появилась книга», «Дом, в котором я живу», «Осень – вкусное время года», «Что я знаю о воздухе?».

Целесообразность проводимой работы доказывается результатами отслеживания динамики развития любознательности (исследовательской деятельности) детей в форме постановки вопросов на начало и конец года.

На данный момент мои дети могут:

- Проявлять интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задают вопросы ( Почему? Зачем? Как?).

- Обнаруживают стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение (потому что…).

- Стремятся к упорядочению, систематизации конкретных материалов, вещей (составление коллекции).

- Проявляют интерес к познавательной литературе.

Для себя я составила несколько правил, которые позволяют успешно решать задачи исследовательского обучения.

1. Учу детей действовать самостоятельно, независимо, избегаю прямых инструкций.

2. Не сдерживаю инициативы детей.

3. Не делаю за них то, что они могут сделать самостоятельно.

4. Не спешу с вынесением оценочных суждений.

5. Помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

- формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

- учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

6. Я не отмахиваюсь от желаний ребенка, даже если они кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

7. Я не указываю на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание им своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

8. Поощряю любопытство – оно порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность – она порождает потребность в исследовании.

9. Предоставляю возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряю экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что интересно и приятно помогать ему в этом своим участием.

10. Проявляю заинтересованность к деятельности ребенка, беседую с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата.

С сентября 2012 г. начала вести кружок под названием «Мы – экспериментаторы». Работу провожу с подгруппой. Дети с удовольствием принимают участие в экспериментальной деятельности.На занятиях кружка мы с детьми очень много экспериментировали, познакомились с различными свойствами веществ, получили элементарные знания об основных физических и химических явлениях. Свободное общение на занятиях кружка тоже способствовало развитию познавательной активности. Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное-они интересные и привлекательные для моих детей, а также они соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке , сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты , проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что – то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком сильный мороз металлические предметы. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Они очень просты и легко запоминаются:

- бери только нужные для работы материалы;

- работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, с огнем на подносе;

- пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен в том, какое вещество ты пробуешь;

- соблюдай порядок: клади на место все материалы по окончании работы.

В конце года я провела диагностику, с помощью которой определила уровень овладения детьми экспериментальной деятельности.

Высокий уровень - 65% детей

Средний уровень - 20 % детей

Низкий уровень - 15% детей

Результаты показывают, что у детей сформировался интерес к проведению опытов, исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появились потребности получать ответы экспериментальным путем и попытки работать самостоятельно. Давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, а произносят несколько предложений, которые хотя и не являются самостоятельным рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Многие дети с большим удовольствием принимали участие в проведении экспериментирования, задавали много вопросов, были заинтересованы в проведении эксперимента.

Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно - ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.

Уже сейчас видны результаты моей работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий.

Становятся более дисциплинированными и аккуратными, привыкают к порядку, сами получают огромное удовольствие, показывая родителям результаты своих исследований. Я надеюсь, что, когда мои дети пойдут в школу и им придет пора изучать такие предметы, как природоведение, физика, химия, биология, они будут чувствовать себя на этих уроках легко и уверенно. Полученные в детском саду навыки должны стать фундаментом для формирования более сложных экспериментальных умений. Главный результат – приобретение опыта самостоятельной, творческой, исследовательской работы.

В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Наталья
    Очень понравилось, видна большая работа воспитателя!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательный проект!!!

    Подробнее...

     
  • ИРИНА
    Очень интересно услышать отзывы! спасибо!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    материал интересный, доступный

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо!Очен ь достойный сценарий, ещё хорошо, что он весенний (очень много осенних, весенние ...

    Подробнее...