Формирование ритмико-мелодико-интонационной стороны речи в работе с неговорящими детьми

 

С введением в действие нормативных документов представленных на слайде, дошкольная образовательная организация должна создать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В сентябре 2014 года ко мне в группу компенсирующей направленности был зачислен неговорящий ребенок. У воспитанника не была сформирована коммуникативная функция речи. И вмоей работе возникли противоречия:

- между требованиями нормативных документов дошкольного образования по работе с детьми с ОВЗ и отсутствием методического обеспечения в данном направлении;

- между необходимостью работы с неговорящим ребенком и отсутствием опыта работы с данной категорией детей.

До недавнего времени работа логопедов в ДОУ была сконцентрирована в основном на детях с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, либо с общим недоразвитием речи 3 уровня. Т.е. это такие дети, у которых есть уже какой-то словарный запас, сформировано в той или иной форме звукопроизношение, слоговая структура, грамматический строй и связная речьи все это требует дальнейшего развития, определенной доработки и шлифовки.

Но на сегодняшний день все больше стало появляться в ДОУ таких детей, которым все это надо создавать, а не развивать. Это, так называемые, безречевые или неговорящие дети. Таких детей становится все больше, а специалистов готовых работать с такими детьми не хватает и возникает еще одно противоречие:

- между запросом родителей и недостаточностью предложений специалистов по работе с неговорящими детьми.

Поэтому, сегодня я хочу представить свой опыт педагогической деятельности по работе с данной категорией детей.

Что нужно обычному ребенку, чтобы заговорить? 2 условия:

1. Предметная деятельность. Ее обеспечивают все педагоги и родители.

2. Социум. Социум у наших детей есть, они общаются дома, ходят в детский сад, общаются.

Если эти 2 условия соблюдены, то по всем законам дети должны говорить, но они не говорят. Причины могут быть разные.

Работая с неговорящими детьми, Вы наверно заметили, что у них нет координации в артикуляционных движениях (они умеют сложить артикуляционную позу, у них есть выдох, они могут кричать и верещать, а значит голосовые складки работают, а вот одновременно сложить позу, подать воздушную струю и включить голос, они не могут). Вот и ко мне пришел такой ребенок, который идеально выполнял гимнастику и верещал, но не говорил. И тогда я нашла методику работы с неговорящими детьми Т.Н. Новиковой-Иванцовой.

Т.Н. в таком случае предлагает обратиться к онтогенезу, который мы все с вами знаем. Но сейчас немного пройдемся по основным этапам.

- Гуление. Г. - это явление биологическое, там нет четких звуков, все они усреднены, оно есть у всех детей – у глухих, у у/о и др.

- Лепет – это уже явление социальное. Л возникает тогда, когда ребенок дозревает и у него есть среда. В лепете уже есть интонация, ритм. Есть звуки, присущие данному языку. Лепетные цепочки сначала однородные, очень длинные. Ребенок начинает говорить па-па-па-па-па или да-да-да-да-да, играет ими. Затем цепочки становятся такими же длинными, но неоднородными: па-па-па-па-ма. Чем неоднороднее становятся цепочки, тем ближе мы к слову. И вот наконец-то, эти цепочки становятся очень короткими и, если есть цепочки со сменой согласного, то из этого рождается слово. Далее слово переходит в предложение. Сроки вы все знаете. К 2ум годам должна быть фраза.

Итак, сейчас мы обратили внимание, что в онтогенезе есть цепочки. А в литературе написано, чтобы из этой цепочки получилось слово, она должна иметь не только интонационный и ритмический окрас, но и ударение.

Работа над интонационной и ритмической организацией речи проходит в онтогенезе для нас очень незаметно. Она формируется во время гуления, примерно до 1 года. А дальше она просто развивается.

Так же Т.Н. упоминает в своей методике 4 кода, которые лежат в основе нашей языковой системы. В соответствии с этими кодами и организована вся наша логопедическая деятельность.

1 код - фонетический или фонетико-фонематический. Здесь формируется сама артикуляция и фонематический слух, т.е. умение различать звуки. Он связан со смыслом, с мышлением

2 код - лексический. Если первый код связан с мышлением, то этот суперсвязан. Слово не существует само по себе, оно существует только тогда, когда оно имеет предметную соотнесенность.

3 код- синтаксический. Это формирование предложения с выходом на связную речь.

И 4-ый код - морфемный или морфологический. Это уровень грамматики, когда за счет морфемы формируется связь слов в предложении.

Вот эти 4 языковых кода, мы все с вами работаем с ними ежедневно. А то, о чем мы говорим сегодня, ритмико-мелодико-интонационная сторона речи – стоит над всеми этими кодами. Это база, которая нужна для всех этих кодов. Иначе они не будут иметь смысла. Здесь темп, ритм и интонация, это формируется у ребенка самое первое. Поэтому с неговорящими детьми, прежде, чем работать с языковыми кодами нужно сформировать РМИСР. Это очень долгая и сложная работа.

Сколько времени нужно, чтобы сформировать эту ритмическую организацию речи? Всегда по разному. 3 мес, 6 мес, год. И даже когда ребенок уже начал играть голосом и подавать гласные, мы эту работу не бросаем, мы ее продолжаем, развиваем. Переходим ко второму этапу, но параллельно ведем всю эту работу тоже. В зависимости от этапов работы, поем и соответствующие ритмы.

На самом первом этапе нам нужно получить:

  1. Произвольное дыхание, голосоподачу, артикуляцию (пояснение);
  2. Длительное дыхание, голосоподачу, артикуляцию (пояснение)

Произвольность бывает: - сопряженная,

- отраженная,

- самостоятельная.

3. Произвольное и длительное дыхание, голосоподача и артикуляция с переключением гласных (пояснение).

А-а-а-а-а-а-а

О-о-о-о-о-о-о

И-и-и-и-и-и-и

У-у-у-у-у-у-у

Почему это так важно? Гласные структурируют слово, определяют структуру слова. Почему мы не берем согласные? Что делают согласные? Согласные придают смысл слову. Но мы с вами сейчас на самом первом этапе. Мы со смыслом сейчас не работаем. Нам нужно получить структуру слова. Вот мы ее и получаем. Слов, в которых 2 одинаковых гласных не так много. И когда мы только начинаем, мы стараемся брать такие слова. А потом появляются другие гласные. Поэтому мы заранее готовим детей к переключению гласных.

На первом этапе мы используем 2 мелодии: 2 четверти с первым ударным и 2 четверти со вторым ударным. Причем мы очень долго работаем только с первой мелодией, а потом подключаем вторую, а потом их чередуем.

У наших детей есть 3 входа получения информации- зрение, слух и тактильное ощущение. Если не работает ухо, можно использовать зрение? В принципе да, но если нет дефицита внимания. А если ребенок взгляд совсем не держит? Единственный полностью сохранный канал- это тактильный. И мы очень долго формируем эту нашу основу через тактильное восприятие. Поэтому очень важно научиться делать так, чтобы вибрация была слышна. Вибрация через руку, через ножки, попу, спинку, грудку. На тактильных ощущениях можно сделать очень много и за счет этого канала можно улучшить и зрительное и слуховое восприятие до некоторой степени.

- Сидя на коленках, спиной ко мне, ножки скрещены, голова на плече, виском к горлу. Качаем и отстукиваем.

- Лежа, рука ребенка на горле у меня и у него. Символ звука прикреплен.

- Лежа, поменять позу

- Сидя на коленках, ноги скрещены, лицом ко мне. Символ звука прикреплен, хлопаем его руками в такт.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Новогодняя лесная служба спасения 2021-22 год. Новогодний утренник в старшей…

Новогодняя лесная служба спасения 2021-22 годНовогодний утренник в старшей - подготовительной группе В зал под музыку входят дети, выстраиваются в круг. Ведущий: Как...

Проект «Неделя добрых дел»

Проект «Неделя добрых дел»

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми…

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми на тему «Весенний праздник «Весенняя палитра»

Читайте также

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и…

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и дедушек «Наши любимые бабушки и дедушки» Цель: познакомить детей с праздником...

«Праздник воды». Летнее развлечение на улице для детей младшего и…

«Праздник воды». Летнее развлечение на улице для детей младшего и среднего дошкольного возраста Ход праздника. Ведущая: Ребята, отгадайте загадку Все говорят - она...

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом…

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом ФГОС Первая смешанная дошкольная группа Месяц Период Тема недели Цель Итоговое мероприятие Сентябрь 1 неделя «День знаний» Развивать у детей...