Технология развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

 

Несмотря на то, что проблеме развития творческих способностей в театрализованной деятельности уделено особое внимание, остается открытым вопрос поиска технологии и методов развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Изучив научные исследования отечественных педагогов, психологов, мы разработали технологию развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Наша технология включает в себя целевой, содержательный, деятельностно-технологический и результативный компоненты.

Целевой компонент представлен основными задачами развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности:

1.  Формировать интерес к сценическому искусству (знакомить с театральными жанрами, видами кукольных театров).

2.  Развивать элементы актерского мастерства.

3.  Способствовать развитию творческой активности детей в театрализованной деятельности.

4.  Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей, педагогов и родителей.

Содержательный компонент представляет собой направления работы по развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Одним из направлений развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности является знакомство с театральным искусством. В процессе знакомства детей с театральным искусством у них формируется устойчивый интерес к театру, потребность обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний. Дети знакомятся с разными видами театра, понятием «мимика», «жесты», знакомятся с правилами поведения в театре. У детей развиваются способность понимать собеседника, пантомимические навыки, воображение.

Вторым направление работы с детьми старшего дошкольного возраста является изучение актерского мастерства. Занятия «по актерскому мастерству» включают в себя:

-  упражнения для развития артикуляции;

-  упражнения на развитие речи;

-  упражнения для развития мимики;

-  творческие упражнения;

-  упражнения, развивающие воображение;

-  упражнения на развитие пластической выразительности;

-  актерские этюды;

-  упражнения на развитие мелкой моторики и снятия мышечного напряжения.

Дети вначале практически не умеют владеть своей мимикой, не могут изобразить самых простых чувств: удивление, гнев, страх. При помощи «проигрывания» эмоционального состояния через персонажей театра, у ребенка закрепляется психо - эмоциональный опыт, отрабатывается механизм саморегуляции, он учится адекватно выражать свои чувства. Этому способствуют такие формы работы как мимические упражнения, беседа, этюд. В результате подчинения мышц лица дети с удовольствием разгадывают настроение друг друга и взрослого. На занятиях по театрализованной деятельности широко исполняются музыкально-ритмические упражнения, которые развивают слуховые и зрительные восприятия, чувство ритма и выразительность движений.

Деятельностно-технологический компонент технологии развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности представлен этапами, методами, средствами и формами развития творческих способностей в театрализованной деятельности.

Так как дети старшего дошкольного возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по развитию творческих способностей в театрализованной деятельности может строиться с ними в два этапа:

-  подготовка к спектаклю;

-  показ и анализ спектакля.

Подготовка к спектаклю включает в себя:

-  Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.

-  Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

-  Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

-  Поиск музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Совместное создание декораций, эскизов и костюмов.

-  Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

-  Работа над подлинностью поведения на сцене и выразительностью речи, закрепление отдельных мизансцен.

-  Репетиция отдельных картин с музыкальным оформлением и в разных составах с деталями декораций и реквизита.

-  Репетиция пьесы в целом с элементами реквизита, костюмов и декораций.

На этом этапе в работе с детьми будут использоваться словесные (метод творческой беседы), наглядные, практические методы и метод моделирования ситуаций. Метод творческой беседы предлагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога. При помощи прямых наглядных методов воспитатель показывает способы действия, а при помощи косвенных воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию. Практические методы применяются в изготовлении декораций и атрибутов к спектаклю. Метод моделирования ситуаций подразумевает создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.

Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене, здесь принимаются практические методы работы. К которым относятся посещение театральных спектаклей с последующим анализом, просмотр на видеозаписи своих мини-спектаклей и последующее обсуждение.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние или вечерние часы, в нерегламентированное время; органично включена в другие занятия (музыкальное, по изобразительной деятельности и др.), а также специально запланирована в недельном расписании занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Необходимо, чтобы все формы театрализованной деятельности, организованные в детском саду, проводили небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Для развития творческих способностей применяются следующие формы театрализованной деятельности: занятия по театрализованной деятельности, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность, театрализованные развлечения и праздники, кружковая работа. В содержание театрализованных занятий включаются: игры – драматизации, упражнения по формированию выразительности исполнения, упражнения по социально-эмоциональному развитию детей, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, а также разыгрывание сказок и инсценировок.

В процессе работы с детьми на занятии используются разнообразные приемы:

-  выбор детьми роли по желанию;

-  назначение на главные роли не только смелых, но и робких, застенчивых детей;

-  распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

-  проигрывание всех ролей всеми детьми -   по очереди.

В процессе индивидуальной работы у педагога есть возможность наладить тесный контакт с ребенком, что помогает подготовить его к предстоящей деятельности. В процессе этой работы знания, умения, навыки закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются.

К самостоятельной деятельности детей относятся театрализованные игры. В процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, заключающиеся в умении без посторонней помощи продумать замысел, самостоятельно находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.

Для поддержания интереса к самостоятельной театрализованной деятельности у детей необходимо подкреплять его чем-то новым, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством является предметно-пространственная среда. Эта среда обеспечивает театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, следует учитывать индивидуальные особенности эмоционального развития ребенка, его склонности и интересы, любознательность, творческие способности, потребности. Также следует учитывать индивидуальные социально-психологические особенностях ребенка, т. к. они предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и время от времени возникающую потребность в уединении. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей (театрализованные игры) в каждой возрастной группе должна быть оборудована центр театрализованной деятельности или уголок сказки, а также центр уединения, где ребенок может уединиться и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.

Таким образом, в самостоятельной театрализованной деятельности дети получают представление об окружающем мире, учатся жить в этом мире, строить свои отношения, что требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, хорошо развитой речи, эмоциональной памяти, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.

Развлечения объединяют различные виды искусства, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Существует множество разновидностей развлечений. Одним из видов развлечения является театрализованное развлечение. К театрализованным развлечениям относятся спектакли с участием профессиональных артистов, театрализованные представления, концерты, а также театрализованные развлечения, подготовленные работниками детского сада, воспитанниками, родителями.

Праздники, наряду с развлечениями доставляют радость детям и дают возможность каждому ребенку проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность. Для того чтобы праздник был эффективной формой организации театрализованной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в художественно-речевой, музыкальной, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими навыков.

Следующей формой организации театрализованной деятельности детей в детском саду является кружковая работа, которая способствует решению определенных задач: развитие детской фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) и многое другое. Содержание плана кружковой работы включает в себя, главным образом, работу над спектаклем: анализ содержания произведения, распределения ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету. А постановочная работа над целостным спектаклем проводится на специальных занятиях, которые бывают не реже одного раза в неделю по тридцать – сорок минут в первую или во вторую половину дня. Такая работа проводится в соответствии с воспитательно-образовательной работой, которую осуществляют воспитатели групп и музыкальный руководитель.

Результативный этап представлен показателями развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Н.А. Ветлугина считает, что творчество всегда взаимосвязано с трудовыми усилиями. Труд направлен в театрализованной деятельности на поиски сюжета, на отбор средств выражения, на «отделку» продукции. Каждая ступень деятельности, каждый ее этап требует определённых трудовых усилий. Н.А. Ветлугина выделяет критерии наличия творческого начала в художественной деятельности. На основе их были выделены три группы показателей, по которым оценивались:

-  Отношение детей к творчеству, их интересы и способности:

1.  искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

2.  увлеченность, захваченность деятельностью - качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели;

3.  изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами.

4.  возникновение потребностей, интересов к творчеству в связи с различными видами художественной практики;

5.  развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт;

6.  способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;

7.  специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.

Качества способов творческих действий:

1.  дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов, применение известного в новых ситуациях;

2.  самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения;

3.  нахождение новых решений, когда старых уже не достаточно, самостоятельность и инициатива в их применении;

4.  быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях;

5.  подражание образцу, но применение его при воплощении новых образов;

6.  нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

Качество продукции детского художественного творчества:

1.  нахождение адекватных выразительно – изобразительных средств для воплощения доступных и различных художественных образов в рисунке, игре-драматизации, рассказе и т.д.

2.  индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

3.  соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Разработанную нами технологию мы с успехом применяем в работе с детьми и с уверенностью можем сказать, что театрализованная деятельность выступает как неиссякаемый источник развития творческих способностей детей.

 

Список использованных источников и литературы:

  1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 24.
  2. Антипина, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А.Е. Антипина – М., 2006.
  3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. – Москва: Карапуз, 2010. – 98 с.
  4. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей. [Текст] / Под ред. В. Михелис. – Л: Музгиз, 1961.
  5. Богат, В., Нюкалов, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) [Текст] / В. Богат, В. Нюкалов // Дошкольное воспитание. – 1994 – №1. – С.17-19.
  6. Ветлугина, Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981.
  7. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. –2001. – №2.
  8. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей [Текст] / Т. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 1967. – №12. – С. 73-75.
  9. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [Текст] / В.И. Ефремов – Пенза: Уникон-ТРИЗ, 1993.
  10. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст] / И. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4.
  11. Лаптева, Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5-9 лет [Текст] / Г.В. Лаптева. – СПб.: Изд-во «Речь», 2011.
  12. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханёва. – М.: 1991.
  13. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1982.
  14. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст] / Е.В. Мигунова. – Великий Новгород, 2006.
  15. Неменова, Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр [Текст] / Т. Неменова // Дошкольное воспитание. – 1989. – №1.
  16. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова – М., 2000.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155. – Режим доступа: http://krhroo.ucoz.ru/fgos/DOO/fgos_doo.docx.
  18. Фурмина, Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Под ред. Н.А.Ветлугиной. –М.:Педагогика, 1972. —87-99с.
  19. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников [Текст] / Э.Г. Чурилова. – М.: Владос, 2003. –160 с.
  20. Щёткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду [Текст] / А.В. Щёткин. – Мозаика - Синтез, 2008.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Удивительный мир космоса»

Проект «Удивительный мир космоса»

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...

Конспект ОД по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника аппликации) на тему:…

Конспект ОД по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника аппликации) на тему: «Овечка» (Старшая группа) Цель: познакомить детей с новой нетрадиционной техникой аппликации. Задачи: формирование умений...

Читайте также

Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия»

Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия» День недели Время Мероприятия Понедельник, 21 марта «Мы - Россияне» утро 9.00-9.15 Ситуативный разговор «Я гражданин России» Цель: Обобщать...

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)